РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.



ДОБРОВА Т.Г.

РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

 

Рынок: сущность, функции и структура.

 

В экономическом смысле – рынок это вся совокупности объективных отношений, возникающих между людьми в сфере обмена.

 

Экономическая теория использует такое определение:

· Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг

 

Функции рынка.

· Способствует удовлетворению материальных потребностей людей.

· Обеспечивает единство процесса воспроизводства в условиях развитого разделения труда, а также обратную связь между потреблением и производством.

· Стимулирует технический прогресс, на основе которого производители снижают издержки производства, повышают качество и конкурентоспособность продукции.

· Способствует эффективному распределению экономических ресурсов по отраслям материального производства.

 

Структура рынка

Структуру рынка можно рассматривать с различных точек зрения

· По территориальному признаку различают внешний, внутренний и региональный рынки.

· По масштабам сделок купли-продажи выделяются оптовый и розничный рынки.

· По назначению объектов купли-продажи в структуре рынка можно выделить такие составляющие как рынок потребительских благ и услуг, рынок средств производства и научно-технических изобретений, рынок капиталов и ценных бумаг, рынок труда (рабочей силы).

· По характеру субъектов рынка, их численности и напряженности конкурентной борьбы между ними различают несколько типов рынка: рынок чистой (совершенной) конкуренции, рынок чистой монополии, олигополия, рынок монополистической конкуренции.

 

Рынок совершенной конкуренции – такой рынок, на котором действует множество продавцов однородной продукции и множество покупателей. Вхождение в такой рынок совершенно свободно. Доля каждого продавца в общем объеме продаж настолько мала, что ни один из них не может диктовать рынку своих условий. Цена формируется в результате свободного колебания спроса и предложения.

Рынок чистой монополии– рынок, на котором действует единственный продавец продукта и множество покупателей. Вхождение других производителей в отрасль не допускается монополистом, он использует средства ценовой и неценовой конкуренции для подавления соперников. Монополист обладает абсолютным контролем над рынком, диктует цены на товар.

Рынок олигополии – здесь действует небольшое число крупных фирм, контролирующих рынок. Вхождение новых фирм в отрасль затруднено. При этом фирмы-продавцы не обладают абсолютной свободой. Им приходится следить за поведением конкурентов. Если конкурент понижает цену, то и другие вынуждены снижать ее, или предпринимать действия неценового характера: повышать качество продукта, совершенствовать сервис, усиливать рекламу и др.

Рынок монополистической конкуренции– рынок, на котором действует большое число производителей дифференцированной продукции. Вхождение в такой рынок относительно свободно. Фирма обладает определенным контролем над ценами на свой товар. Но фирма может выжить в таком рынке, если ей удастся убедить потребителей в уникальности своего товара.

 

Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция представляют собой рынки несовершенной конкуренции.

Несовершенный конкурент – это такой продавец, который производит настолько большую долю продукта, что может полностью или частично контролировать рынок, диктовать цены на товар.

 

Спрос и определяющие его факторы.

 

Рис. 1 График кривой спроса

 

P

 
 
P – price – цена   Q – quantity – количество товара   D – demand - спрос

 


P1 D1

 

P2 D2

D3

P3 D

 

Q1 Q2 Q3 Q

Обратите внимание, что в данном случае рассматривается влияние на спрос лишь такого фактора как цена. Все остальные факторы, которые определяют поведение покупателя, предполагаются неизменными. Влияние цены на спрос графически отражается как колебание точки Dвдоль кривой спроса. Например, когда цена снижается от Р1 до Р2 – меняется и количество покупаемых товаров от Q1 до Q2

 

Обратную зависимость между ценой и объемом спроса можно объяснить двумя объективными обстоятельствами: эффектом дохода и эффектом замещения.

ЭФФЕКТ ДОХОДА проявляется в том, что снижение цен повышает покупательную способность населения (растут реальные доходы) и потребители могут купить больше данного товара, не отказываясь от потребления других товаров.

Рис. 2 Сдвиг кривой спроса под действием неценовых факторов

 
 


P

D1

D0

D2

Q

 

К неценовым факторам, вызывающим изменение спроса, следует отнести факторы, перечисленные ниже.

· Предпочтения потребителей – они меняются под действием моды, технического прогресса и других объективных и субъективных обстоятельств.

· Уровень доходов – колебания доходов (суммы денег, которой располагает покупатель) вызывают изменения не только величины спроса, но и его структуры. При росте доходов потребители отдают предпочтение более качественным товарам. В этой связи различают «нормальные» и «низшие» товары. К нормальным относят такие товары, спрос на которые растет по мере роста доходов, к низшим – те товары, спрос на которые понижается с ростом доходов.

· Число потребителей – например, рост рождаемости определяет высокий спрос на детские товары (игрушки, одежду, учебники и т.п.),

· Цены на сопряженные товары – взаимозаменяемые и взаимодополняющие. Если товары взаимозаменяемые (субституты), то между ценой одного из них и спросом на другой существует прямая зависимость. То есть при увеличении цены на один из таких товаров потребители отдают предпочтение более дешевому заменителю, спрос на него растет. Если товары взаимодополняющие (комплементы), то при увеличении цены на один из них происходит падение спроса не только на него, но и на дополняющие товары. Другими словами, зависимость между ценой одного из таких товаров и спросом на другой обратная.

· Потребительские ожидания - ожидание будущего роста цен приводит к увеличению спроса в текущем периоде.

 

Прямая зависимость между ценой и предложением (положительный наклон кривой S) определяется тем, что по мере роста цены возрастает доходность производства, а прибыль, как известно, является главным побудительным мотивом предпринимательской деятельности.

Рис. 5 График рыночного равновесия

P S

5 - QD Qs

4 -

E

PE 3 -

2 - QS QD

D

Q

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

QE

 

График рыночного равновесия дает наглядное представление о том, что при любом уровне цен выше равновесного предложение превышает спрос, избыток товара приводит к понижению цены. В результате спрос растет, предложение сокращается, рынок приближается к ситуации равновесия. При любой цене ниже равновесного уровня для рынка характерен дефицит. А значит, цены растут, спрос падает, предложение нарастает. Встречное движение спроса и предложения возвращает рынок к ситуации равновесия.

 

Рыночное равновесие может изменяться и под действием неценовых факторов.

 

 

Рис. 6 Смещение точки равновесия Рис. 7 Смещение точки равновесия

ДОБРОВА Т.Г.

РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.01 с.)