Факторы воздействующие на эластичность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы воздействующие на эластичность



• заменяемость — спрос на товар, имеющий больше товаров-субститутов, будет более эластичным;

• удельный вес в бюджете потребителя — при большем удельном весе данного товара в бюджете при прочих равных условиях эластичность спроса на этот товар будет выше;

• фактор времени — с течением времени спрос становится более эластичным:

- повышение цены на данный товар понижает спрос на него и для наращивания товаров-субститутов требуется время;

- вкусы и предпочтения потребителей консервативны и необходимо время для адаптации;• доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар, нет выбора, и товар покупается по цене на данный момент;• степень интенсивности потребности, удовлетворяемой данным товаром, — при высокой потребности на данный товар изменение цены при прочих равных условиях незначительно сказывается на количестве его потребления (хлеб, соль).

30.Эластичность спроса по доходу. Одним из видов эластичности спроса является эластичность спроса по доходу ЕI — отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода ЕI = (ΔQD / QD): (ΔI/ I) = (ΔQD / ΔI) * (I/ QD), где QD — объем спроса на рассматриваемый товар; I — доход данного потребителя.Знак коэффициента эластичности спроса по доходу покажет нам отношение потребителя к данному товару. Положительная эластичность спроса по доходу (ЕI > 0) будет означать, что данный потребитель считает данный товар полноценным (нормальным) и увеличивает его закупки при возрастании своего дохода. Отрицательная эла­стичность спроса по доходу (ЕI < 0) засвидетельствует, что дан­ный товар для данного потребителя является неполноценным (их называют также худшими или товарами низшей категории), и по­следний при росте своего дохода будет сокращать его потребле­ние. Эластичность спроса по доходу, близкая к нулю (ЕI ≈ 0), покажет, что данный потребитель считает данный товар нейтральным и не из­меняет объем его закупок при изменениях своего дохода.В рамках положительной эластичности спроса по доходу также можно выделить различные группы товаров. В том случае, когда эластичность спроса по доходу превышает единицу (ЕI > 1), а значит, рост объема закупок такого товара превосходит рост дохо­да данного потребителя, перед нами скорее всего товар длитель­ного пользования или даже предмет роскоши (товар высшей катего­рии). Для товаров первой необходимости эластичность спроса по доходу меньше единицы (0 < ЕI < 1), а для многих товаров повсе­дневного спроса, таких как одежда, обувь, она близка к единице (ЕI ≈ 1).

 

КОФФИЦИЭНТЫ ЭЛОСТИЧНОСТИ

Эластичность спроса по цене (ЕD) — показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товаров, на которые предъявлен спрос. Она определяется как отношение процентного изменения количества продукции (%ΔQD), на которую изменяется спрос, к процентному изменению цены (%ΔР): ED = -%ΔQD / %ΔР или ED = - (ΔQ D / QD): (ΔР / Р) = - (ΔQD / ΔР) * (Р /QD), Показатель дуговой эластичности:

ED = - [(Q2 – Q1) / (P2 – P1)] * [(P2 + P1) / (Q2 + Q1)]. Если коэффициент эластичности больше 1(Е>1), спрос эластичный; если коэффициент эластичности, меньше 1 (Е<1), спрос неэластичен. Процентное изменение спроса, равное процентному изменению цены, свидетельствует о единичной эластичности (Е=1). При (Е = 0) спрос совершенно неэластичный; если (Е = ∞), то спрос совершенно эластичен (Рис. 7,8).

Рис. 7.

 

Рис. 8

 

 

Особо следует уделить внимание взаимосвязи эластичности спроса по цене и выручки. Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки. Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении (например: цена растет - значит, выручка тоже растет). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.

 

32. Эластичность предложенияЭластичность предложения является положительной, поскольку цена и величина предложения изменяются в одном направлении. Эластичность предложения измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот.

Эластичность предложения зависит и от других факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется (приспособляется) к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос.Под краткосрочным понимается период слишком короткий для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, приехавший на рынок не может изменить количество предлагаемых им яблок,Предложение в этом случае является неэластичным.Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование. Он также предполагает приток в отрасль новых фирм при расширении спроса или их уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения в этом случае достигает максимальной величины.Анализ временных периодов позволяет заключить, что предложение, как и спрос, становится более эластичным с удлинением временных интервалов, в пределах которых рассматривается его динамика.

 

49. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИКИ:ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЦИКЛОВ.Под циклом обычно понимают повторяющееся движение процесса производства от одного экономическою кризиса до начала другого.Экономические кризисы повторялись со строго определен­ной периодичностью.В процессе исследования было установлено, что циклов, охватывающих ту или иную совокупность экономических яв­лений великое множество и они различаются по длительно­сти времени. Циклы были систематизированы и им присвое­ны имена исследователей:• цикл Джозефа Китчина - 3-4 года (или 3 года и 4 месяца);• цикл Клемента Жугляра 6-8 лет (или 10 лет);• цикл Саймона Кузнеца - около 2-х десятков лет;• цикл Николая Дмитриевича Кондратьева - 47 и 60 лет (или 55 лет).Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных эконо­мистов предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие перио дическую повторяемость экономических явлений и лежащие вне экономической системы.Так, например, английский экономист У. Джевонс еще в XIX веке пытался объяснить причину экономического цикла периодичностью возникновения пятен на солнце, которые, по его мнению, приводили в конечном счете к неурожаю и общему экономическому спаду.Среди прочих внешних факторов можно отметить: -войны, революции и другие политические потрясе­ния;-открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов;-освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения зем­ного шара;-мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличие от интернальных тео­рий, рассматривающих экономический цикл как порожде­ние внутренних, присущих самой экономической системе, факторов. Эти факторы могут вызывать как подъем, так и спад экономической активности через определенные про­межутки времени.Среди других внутренних факторов выделяют:

— физический срок службы основного капитала (движи­мого и недвижимого) рассматривается многими экономи­стами как один из важнейших внутренних факторов, по­рождающих экономический цикл. начался бум, вызвавший резкое увеличение спроса явление повторится через 10-15 лет, в течение которых эти вещи изношены;-личное потребление, сокращение или возрастание ко­торого сказывается на объемах производства и занятости;-инвестирование, то есть вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых ра­бочих мест;

-экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.Масштабные изменения экономической системы не могут вызываться только внешними или только внутрен­ними факторами.экономический цикл ускоряет и тормозит экономическую систему, используя ее внуТ ренние и внешние факторы.

50.ФАЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА И ИХ ОСОБЕННОСТИ.Экономический цикл можно представить в форме графи­ка волны, характеризующей процесс динамики производства ВВП в течение определенного периода, при наличии тенденции прогрессивного процесса Условно период между пиками подъема (спада) развива­ющейся экономики делят на четыре фазы. 1.Фаза кризиса рассматривается с момента приостановки подъема в развитии экономики и начала спада в производстве материальных и духовных ценностей до мо­мента приостановки спада. характерно пре­вышение производства товаров в сравнении с ростом плате­жеспособного спроса населения, что приводит к снижению сбыта товаров - затовариванию фирм и корпораций. В итоге фирмы пытаются снизить цены на товары, сокращают объем производства, увольняют лишних рабочих. Увеличивается безработица. Пр-ли не всегда могут осуществить пла­тежи по поставкам сырья, энергии, платежи по кредитам. Как следствие, в кризисное состояние попадает банковская система. Банки обанкрочиваются. 2. Фаза депрессии - остановка спада производства товаров и некоторое увеличение произ­водства по сравнению с кризисным периодом. Появляется излишек свободных денежных средств, который не находит себе применения в промышленном производстве и концент­рируется в банках. В этот период норма ссудного процента минимальна. Избыток товаров постепенно уменьшается (часть реализуется по пониженным ценам, часть уничтожает­ся по различным причинам: порча, моральное старение и т. п.) 3. Фаза оживления значитель­ный рост производства товаров, но в пределах, не превы­шающих сколько-нибудь существенно высшую точку, достиг­нутую перед кризисом. Важным качественным моментом, ха­рактеризующим эту фазу, является увеличение производства «традиционных товаров» предприятиями, которые выстояли в экономически трудных условиях, обновили средства производства и начали увеличивать темпы производства. В этот период к ним присоединяются предприятия, выпускающие новые виды товаров, получившие признание у потребителей.

4. Фаза подъема скачок в уровне производства по сравнению с максимумом, достигнутым в предшествующем цикле. Сокращается безработица. Повышает­ся спрос денежных средств, растет уровень процента по ссудам. Фаза подъема характеризуется доминировани­ем предприятий, обновивших ассортимент товаров, пользую­щихся повышенным спросом у потребителей.

 

1.Предмет экономической теории,РОЛЬ Э В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Предметом экономической теории является:1. Проблема рационального использования ограниченных ресурсов. 2. Анализ рыночного хозяйства.

• разрешение вопросов: что производить, как, сколько и длякого;• использование редких или ограниченных ресурсов;• выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования;• наука о законах развития экономических процессов;

ЭТО НАУКА, КОТОРАЯ ИЗУЧАЕТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕГО ЦЕЛЯМИ И ОГРАНИЧЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ, ДОПУСКАЮЩИМИ ИХ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Альтернативное использование – это и есть проблема выбора. Разделы экономической теории:

общие основы экономической теории - изучает общие прин­ципы функционирования экономики, связи и взаимосвязи в хо­зяйственной практике;• микроэкономика - изучает низовой уровень экономики;• макроэкономика — рассматриваетэкономические процессы на уровне национальной экономики;

мегоэкономика (интерэкономика) — рассматривает эконо­мические отношения в мировом сообществе. Функции экономической теории:познавательная — изучает экономическиеявления;• теоретическая — выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процес­сами;• критическая — рассматривает явления, выявляет их пре­имущества, достоинства, целесообразность использования;• прогностическая - разрабатывает научные прогнозы, вы­являет перспективу общественного развития;• практическая — анализирует создавшиеся проблемы и де­лает выводы для их решения.

 

3. Методы ЭТ: Диалектический метод:

• все явления и отношения находятся в процессе развития и изменения;• развитие идет от простого к сложному, от низшего к выс­шему;• движущей силой развития являются единство и борьба про­тивоположностей, внутренние противоречивые явления. Метод научной абстракции - выделяются наиболее суще­ственные стороны явления, а второстепенные, случайные не учи­тываются. Метод анализа и синтеза предмет, явление расчленяют­ся на составные элементы, которые изучаются, и дается опреде­ление целого; при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элемента­ми, противоречия и намечаются пути их устранения. Метод индукции и дедукции - при первом — движение мыс­ли от частного к общему, при втором — от общего к частному. Метод исторического и логического происхождение яв­ления, этапы и тенденции его развития. Метод количественных и качественных изменений - ана­лиз экономических явлений требует большого количества стати­стических данных, методов математики, моделирования и т. д.; качественная сторона выражает сущность явления. Метод системного подхода - экономический объект рас­сматривается как система. Экономическая теория использует и другие методы: графических изображений, статистические, ма­тематические, моделирования, сравнительного анализа; эконо­мический эксперимент, научно поставленный опыт, с целью про­верки эффективности намеченного хозяйственного мероприятия и т. д. Позитивный анализ – исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, т.е. это просто констатация факта.Например, «Рост цены на товар ведет к уменьшению величины спроса на него», «Газы расширяются при нагревании».

Нормативный анализ – основан на исследовании того, как должно быть, т.е. здесь выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, «неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо», «уровень безработицы слишком высок».

 

ИНФЛЯЦИЯ ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ

Причины инфляции делятся на внутренние и внешние. Внешние: - интернационализация хозяйственных связей-инфля­ция в других странах сказывается через цены импортируемых товаров; центральный банк страны использует свою дополни­тельную валюту для скупки у коммерческих банков иностран­ной валюты;-падение курса национальной денежной единицы по отно­шению к валютам других стран-происходит рост цен на импортные товары; обмен валют требует дополнительной де­нежной эмиссии;-мировые экономические кризисы-сказывается спад про­изводства экспортируемой продукции, растут цены на топлив­но-энергетические ресурсы (экономика Республики Беларусь на 90 % зависит от импортируемых товаров);-состояние платежного баланса страны;-валютная и внешнеторговая политика страны; Внутренние: - дефицит государственного бюджета-покрытие его зай­мами центрального банка резко увеличивает количество денег в обращении;- расходы на военные цели-увеличивается бюджетный дефицит, а это ведет к инфляции; военный сектор не создает потребительский продукт, а его работники увеличивают плате­жеспособный спрос;- расходы на социальные цели, не адекватные возможнос­тям национальной экономик-при кризисе правительство пытается поддержать население через индексацию заработной платы, различные пособия, доплаты и т.п., что увеличивает количество денег в обращении и усиливает инфляцию;- инфляционные ожидания (основной фактор инфляции, "бегство от денег")-увеличивает спрос и стимулирует предло­жение, рост цен, ожидания уровня инфляции вносятся в пла­тежи контрактов (заключаются от 1 года и более);- кредитная экспансия - банковские кредитования сверх потребностей страны, что вызывает эмиссию безналичных де­нег;

-чрезмерные инвестиции-в отдельные отрасли страны (в сельское хозяйство);-структурные нарушения в экономике-между спросом и предложением, накоплением и потреблением, доходами и рас­ходами. Типы инфляции: • инфляция спроса- проявляется в превышении спроса над предложе­нием при полной загрузке мощностей. Причины: увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение поку­пательской способности населения (в обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами); рост цен, возникает инфляция;• инфляция издержек или предложения-проявляется вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причины: увели­чение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению зара­ботной платы, монополистическое или олигополистическое це­нообразование на ресурсы и др. Критерии и виды инфляции

По темпам: • умеренная- рост цен менее 10 % в год;• галопирующая-рост цен от 10 до 200 % в год;• гиперинфляция-рост цен более 200 % в год;• суперинфляция-рост цен более 50 % в месяц. По ожидаемости: • ожидаемая-прогнозируется правительством и населением на какой-либо период;• неожиданная-происходит внезапный скачок цен, что не­гативно сказывается на денежном обращении в системе налого­обложения. В ситуации, когда в экономике уже были инфляци­онные ожидания, население, опасаясь обесценения своих дохо­дов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и ус­луг, что создает трудности в экономике, искажает реальную кар­тину спроса в обществе и ведет к расстройству народного хозяй­ства. Внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. По масштабу охвата: • локальная-в отдельных странах;• мировая-в группе стран или регионе; По характеру протекания: •открытая-продолжительный рост цен;• подавленная-при твердых "замороженных" рознич­ных ценах и одновременном росте доходов населения (товар­ный дефицит и рост цен на "черном рынке"). По степени сбалансированности: • сбалансированная, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономиче­ской ситуации со стабильными ценами.• несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

 

54СОЦ-ЭКОНОМ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИЭкономические последствия инфляцииумеренной — временное оживление экономики при незна­чительном росте цен и норм прибыли;• галопирующей и суперинфляции - наносится значитель­ный урон народному хозяйству, рост цен намного опережает рост денежной массы в обращении, наблюдается "бегство от денег", т.е. скорость обращения денег нарастает. Из-за быстрого роста цен предприятиям не хватает выручки для расчета, раскручива­ется инфляционная спираль "цены — заработная плата — издер­жки — цены";• всех остальных форм: • кризис взаимных неплатежей;

• замена торговли бартером усложняет обмен;• наносится серьезный ущерб госбюджету;• нарушается функционирование денежно-кредитной сис­темы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.183.150 (0.019 с.)