Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм функционирования рынка

Поиск

В основе механизма функционирования рынка:цены,спрос и предложение,конкуренция. цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определе­нии необходимости изменения объемов производства. Из­менение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт. спрос и предложение. Спрос – это платежеспособная потребность потребителей. Предложение — это количество това­ров, которое имеется в продаже при данной цене. Измене­ние соотношения между спросом и предложением порож­дает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уро­вень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производ­ства и потребления.

конкуренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а следова­тельно, и расширение масштабов хозяйственной деятель­ности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия произ­водства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара боль­ше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повыша­ется, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Все элементы рыночного механизма существуют не изо­лированно, а взаимодействуют, и их взаимодействие пред­ставляет собой рыночный механизм.

 

19КРИТЕРИИ СТРУКТУРЫ РЫНКА И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЫНКА. Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок от­дельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.Признаками любой структуры являются:а) тесная связь между ее элементами;б) определенная устойчивость этих связей;в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и сис­темы рынка:

Первый — по объектам:

рынок товаров и услуг (потребительский рынок);• рынок рабочей силы или рынок труда;• рынок средств производства;• рынок ценных бумаг, валюты;

• рынок научно-технических разработок, патентов;• рынок информации;• рынок средств обращения;• рынок жилья;• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);• рынок лицензий и др.

Второй критерий — по субъектам:• рынок покупателей;• рынок продавцов;• рынок государственных учреждений,• рынок промежуточных продавцов — посредников.

Третий критерий — по географическому положению:• местный (локальный) рынок;• региональный рынок;• национальный рынок;• мировой рынок.

Четвертый критерий — по уровню насыщения:• равновесный рынок;• дефицитный рынок;• избыточный рынок.

Пятый критерий — по степени зрелости:• неразвитый рынок;• развитый рынок;• формирующийся рынок.

Шестой критерий — по степени ограниченности конкуренции:• свободный рынок;• монополистический рынок;• олигополистический рынок;• смешанный рынок.

Седьмой критерий — по соответствию действующему законодательству:• легальный рынок;• нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий — по отраслям:

• автомобильный рынок;• компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий — по характеру продаж:• оптовый рынок;• розничный рынок.

Десятый критерий — с учетом ассортимента товаров:• замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого про­изводителя;• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих про­изводителей;• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связан­ных между собой и направленных на удовлетворение одной или несколь­ких связанных между собой потребностей;• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не свя­занные между собой.

 

22.НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ. 1)не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. 2) механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Про­блему эмиссии денег берет на себя государство в лице госбанка;

3) деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пе­стицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголиз­ма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует со­хранению невоспроизводимых ресурсов; Без вмешательства государственных структур конкурен­ция может превращаться в разрушительную силу для эконо­мики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих зако­нах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и га­рантии действий участников конкуренции. 4) рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);5) рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;

6) экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подверже­на нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или за­медление темпов роста производства) и инфляционными процессами:

7) рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные про­изводства), но необходимы обществу. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедли­во, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.

 

18. КОНКУРЕНЦИЯ:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Конкурен­ция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и прода­жи товаров. Конкуренция между производителями, продавцами осу­ществляется из-за удовлетворения своих интересов, связан­ных с продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители (продав­цы) стремятся как можно дешевле производить товары и дороже их продать. Состязание происходит между товаро­производителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести качествен­ные товары, и как можно дешевле. общества, полага­ющиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. общества, полага­ющиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.она спо­собствует развитию производства и повышению его эф­фективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности вы­бора для потребителей

Различают две формы конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, ры­ночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимос­ти и рыночной цене, обусловливает неравенство индивиду­альных норм прибыли предпринимателей различных отрас­лей производства.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях произ­водства, из-за выгодного приложения капитала, перерасп­ределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях раз­лична. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли сфер производства выравниваются путем конкуренции в еди­ную общую норму прибыли, представляющую собой сред­нее из этих различных норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью.

 

26.С ПРОС ИВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ Спрос – это платежеспособная потребность.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (см. рис. 1).

Р

 

       
   
 
 

 


D

Q Рис.1. Кривая спроса

D

D2

 

D1 Q

Рис.2Функция спроса.

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде: QD = f (Р), где QD — величина спроса;Р — цена.

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис.1На спрос влияют не только цены, но и неценовые факторы:1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя,2) изменение вкусов и предпочтений,3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров,

6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. На изменение спроса влияют и вкусы поТребителей,

27ПРНДЛОЖЕНИЕ И ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X.

В общем виде: QS = f (Р), гдеQS — величина предложения;Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.. Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис.4). В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др.

Величина предложения является функцией всех этих факторов: QS = f (Р, Pr, К, Т, N, В), где Рr — цены ресурсов;К — характер применяемой технологии;Т — налоги и субсидии;N — количество продавцов;В — прочие факторы.Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 5).

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 4). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис.5).

Рис.4. Кривая предложения.

 

 

Рис. 5. Функция предложения.

 

 

28.ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют РавнОвесие спроса и предложения.синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис.6). Точка равновесия обозначается Е.Рис. 6. Цена равновесия и отклонения от нее.

 

 

В точке равновесия PE = PD = PS,где РЕ — равновесная цена;РS — цена предложения;РD — цена спроса.Это означает, что QE = QD = QS,где QE — равновесный объем;QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Если цена выше равновесной (Р2), то наблюдается излишек товара на рынке; если же цена ниже равновесной (Р1) - будет наблюдаться дефицит товара.

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (см. рис. 6). Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.007 с.)