Необходимость экономической теории .Этапы развития экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость экономической теории .Этапы развития экономической теории.



Необходимость экономической теории.Этапы развития экономической теории.

Предметом экономической теории являются отношения между людьми которые складываются в процессе деятельности в условиях ограниченных ресурсов.

ЭТ впервые появилась в 1615 году (англ. Ученый Де Монкретьен)

Осн функции ЭТ:

-познавательная –позволяет расширять наши знания в области сложных экономических процессов.

- Методологическая – ЭТ является базовой дисциплиной для изучения других сложных экономических дисциплин.

- практическая –зная ЭТ можно сделать правильный выбор.

- прогностическая – служит инструментом для проведения различных прогнозов.

Методы познания и приемы исследования в ЭТ:

1. Анализ –метод познания который предполагает разделение целого явления на отдельные составляющие части а затем изучение каждой части

2.Синтез – метод познания основанный на соединении отд частей. Явления исследуемого в процессе анализа.

3.Аналогия- метод познания предполагающий перенос свойств с известного явления на неизвестное.

4.Метод научной абстракции – в данном случае в исследуемом явлении выделяется 1 исследуемый элемент а остальные отбрасываются.

5. метод гипотез

6. Графический метод

7. Метод – при прочих равных условиях.

Осн направления школ ЭТ:

Первые шаги –аристотель, Платон. Ойкос –хозяйство номос –знаю закон

1 школа – Мерканелизм –считалось что основной источник богатства любого государства – не производство а сфера обращения.

2 школа - Физиократы, появились в конце 16 начале 17 веков.Осн представители Кенэ, Тюрго. Физиократия –власть природы. По их мнению источник богатства любого человека труд в с/х.

3 школа – английская классическая школа полит- экономики. Их заслуга в том что они впервые начали изучать теорию трудовой стоимости.

Они считали что богатство создаетьсяне только за счет с/х или торговли а за счет всех классов и всей нагрузки в целом. Пети, Смит, Мальтус, Миль.

4 школа – маржиналистов – изучают теорию предельной полезности. конец 18 начало 19 веков.

Осн положение- использование предельных величин для анализа экономических величин.

Лжезаслугой являеться обоснование совместного изучения спроса и предложения. Пигу.

5 школа –Марксизм –К.Маркс сделал анализ закономерностей смены формаций и массовых взаимоотношений. А так же понятие разделения труда. Учение о доходах, з/п, ренте и т.д.

6 школа -кейсианство – основатель Д Кейнс. Развитие спроса и предложения, спрос-главнее, двигатель экономики.что бы увеличить спос Кейнс предложил использовать денежно кридитную и налогово-бюджетную политику.

7.Монетаризм – конец 20 века. Экономичексая школа, основанная на роли денежной массы находящийся в обращении.Основные представители – фриман.

Осн положение- 1. гл регулятор –денежная эмиссия 2. Скорось обращения денег жестко фиксированная величина.

 

Разнообразие форм собственности в условиях рыночной экономики.

1.Государственная

а)Федеральная собственность- уникальные природные объекты, культурные исторические памятники, имущество вооруженных сил, правоохранительных органов, отдельные строения федерального образования, отдельные промышленные предприятия.

б)Муниципальная –собственность города, имущество местного самоуправления, объекты ком. хозяйства.

2, Частная собственность:

а) личная(индивидуальная)

б)коллективная собственность(кооперативы, фонды, партии)

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

Требует выполнения следующих принципов:

· Если на рынку иметься большое количество независимых производителей и потребителей

· Размеры производства каждого производителя –малы, относительно размеров рынка.

· Ни 1 из производителей не может повлиять на цены

· Соперничающие фирмы производят однородную продукцию

· Продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах

· Фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из неё.

Если хотя бы 1 из этих принципов не выполняется, то говорят о несовершенной конкуренции.

 

Показатели макроэкономики(ВНД,ВВП,ЧВП, ЛД.РД)

ВВП- центральный показатель системы национальных считов. Определяет стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в стране за 1 год.

2)ВНД – валовый нац даход = ВВп + сальдо первичных даходов из-за границы

3)ЧВП(чистый внутренний продукт)точнее чем ВВп показывает какова стоимостная величина созданных в стране в данном году благ ЧВД =ВВП –амартизационные отчисления

4)НД (точнее ЧВД) НД=ЧВД- косвенные налоги(налоги включенные в цену товара)

5)ЧНД=ВНД –амортизационные расходы

6)ЛД(личный доход)= ЧНД –косвенные налоги +остаток частных и государственных трансфертов + вторичные нераспределенные доходы.

7) РД(располагаемый доход)=ЛД -прямы налоги

Способы вычисления ВВП.

ВВП- центральный показатель системы национальных считов. Определяет стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в стране за 1 год.

2)ВНД – валовый нац даход = ВВп + сальдо первичных даходов из-за границы

3)ЧВП(чистый внутренний продукт)точнее чем ВВп показывает какова стоимостная величина созданных в стране в данном году благ ЧВД =ВВП –амартизационные отчисления

4)НД (точнее ЧВД) НД=ЧВД- косвенные налоги(налоги включенные в цену товара)

5)ЧНД=ВНД –амортизационные расходы

6)ЛД(личный доход)= ЧНД –косвенные налоги +остаток частных и государственных трансфертов + вторичные нераспределенные доходы.

7) РД(располагаемый доход)=ЛД -прямы налоги

Переход России к ВВП осуществлен в 1988г. ВВП можно посчитать по отраслям экономики.

По расходам он определяется как сумма государственного и частного потребления государственных и частных капиталовложений

ВВП по расходам: ВВП(У)=С(потреб расходы)+J(инвест расх)+G(гос закупки товаров и услуг)+NX (чистый экспорт) NX= Э-И

ВВП по доходам: определяется как сумма з/п,всех видов прибыли, рентных доходов, амортизационных отчислений, косвенных доходов.ВВП может быть посчитан в базовых или ткущих ценах.

Ун= агл сумма(Pt,i×Qt,i) Ур= агл сумма(Pconst,i×Qt,i)

В ВВП не входит работа домохозяек, доходы теневого бизнеса, оплата в виде чаевых, услуги оказанные своим родственникам, знакомым.

Дефлятор ВВП.

Показывает уровень инфляции в стране (дефлятор ВВП) = ВВП н / ВВП р

Ценовой индекс, используемый для пересчета в неизменные цены выраженной в деньгах стоимости всех товаров и услуг, входящих в валовой внутренний продукт.

Позволяет определить реальные изменения объёмов производства товаров и услуг в экономике

Дефлятор ВВП — частный случай индекса инфляции, в котором потребительская корзина состоит из всех товаров и услуг, производимых в стране. Весовыми коэффициентами служат объемы производства товаров и услуг базового года. Реально для расчетов используют представителей товарных групп и объединенных в группы видов услуг, изменение цен отслеживают для этих представителей

Дефлятор ВВП обычно рассчитывают органы официальной статистики, в России — Федеральная служба государственной статистики

 

Парадокс бережливости.

Д.Кейнс заметил что при определенных условиях увеличение сбережений может привести к нежелательным последствиям для экономики.

Если население увеличивает сбережение то уменьшаются потребительские расходы, а это ведет к сокращению национального дохода.

ув.S- умC- ум AD – умВВП- ум НД

 

Длинные волны Кондратьева.

долговременные тенденции циклического развития экономики, включающие понижательную и повышательную фазы. Длинные волны называют еще «большими циклами Кондратьева» по имени российского ученого Николая Дмитриевича Кондратьева (1892 - 1932), который в 1925 г. опубликовал работу «Большие циклы конъюнктуры». Анализ длинных волн явился основой метода долгосрочного прогнозирования воспроизводственных процессов в мировом хозяйстве. Большой цикл продолжается 40-60 лет и включает спад и подъем.

Кондратьев обработал материал за 140 лет по среднему уровню динамики товарных цен; процента на капитал; номинальной заработной плате; обороту внешней торговли; добычи угля; производству чугуна и свинца и выделил 3 больших цикла:

Первая волна - 1787 - 1851 гг.:(Повышательная фаза - 1787-1817 гг.,Понижательная фаза - 1817-1851 гг.)

Вторая волна - 1851 - 1896 гг.:(Повышательная фаза - 1851-1875 гг.,Понижательная фаза - 1875-1896 гг.)

Третья волна - 1896 - 1933 гг.(Повышательная фаза - 1896-1920 гг.,Понижательная фаза - 1920-1933 гг.)

Последователем Кондратьева выступил австрийский экономист И. Шумпетер, который в работе «Экономические циклы» (1939) подтвердил теорию Кондратьева.

Основные положения теории заключаются в следующем: 1) динамику развития экономики определяет технический прогресс, который накапливает качественные изменения в производстве, ведущие к революционным преобразованиям в производительных силах. Реализация достижений НТП достигается новыми крупными капиталовложениями в науку и технику. Переход к новому циклу создает условия значительного экономического роста; 2) параллельно происходят изменения в рабочей силе. Ее воспроизводство происходит на новом уровне знаний и квалификации. Развивается система образования; 3) все выше названное влечет за собой изменения в управлении производством. Отмирают отжившие методы хозяйствования, внедряются новые. Но этот процесс происходит гораздо медленнее и вызывает нередко застойные явления. По мере исчерпания экстенсивных методов роста экономики цикличность усиливается и склоняется к понижению. По мере интенсификации производства происходят усовершенствования, которые закладывают основу нового цикла. Развиваясь таким образом, эти циклы сливаются в длинную волну.

Итак, первая волна пришлась на период промышленной революции, изобретения парового двигателя, создания металлургической и текстильной промышленности. Вторая волна - это бурное развитие транспорта и связи. Третья волна - изобретение двигателя внутреннего сгорания, электричества, радио, химии.

Современный голландский экономист Ван Дейк, продолжая анализ экономических колебаний, выделил уже 5 длинных волн, три из которых совпали с волнами Кондратьева. Четвертая волна - 1945-1973 гг. - вызвана новым этапом НТР, развитием физики (расщепление ядра), космонавтики и химии (синтетические материалы). Пятая волна началась в 80-е гг. и продолжается сейчас. Она отмечена развитием кибернетики, генной инженерии, электроники. Таким образом, длинные волны связаны с качественным развитием мировой экономики в целом.

Необходимость экономической теории.Этапы развития экономической теории.

Предметом экономической теории являются отношения между людьми которые складываются в процессе деятельности в условиях ограниченных ресурсов.

ЭТ впервые появилась в 1615 году (англ. Ученый Де Монкретьен)

Осн функции ЭТ:

-познавательная –позволяет расширять наши знания в области сложных экономических процессов.

- Методологическая – ЭТ является базовой дисциплиной для изучения других сложных экономических дисциплин.

- практическая –зная ЭТ можно сделать правильный выбор.

- прогностическая – служит инструментом для проведения различных прогнозов.

Методы познания и приемы исследования в ЭТ:

1. Анализ –метод познания который предполагает разделение целого явления на отдельные составляющие части а затем изучение каждой части

2.Синтез – метод познания основанный на соединении отд частей. Явления исследуемого в процессе анализа.

3.Аналогия- метод познания предполагающий перенос свойств с известного явления на неизвестное.

4.Метод научной абстракции – в данном случае в исследуемом явлении выделяется 1 исследуемый элемент а остальные отбрасываются.

5. метод гипотез

6. Графический метод

7. Метод – при прочих равных условиях.

Осн направления школ ЭТ:

Первые шаги –аристотель, Платон. Ойкос –хозяйство номос –знаю закон

1 школа – Мерканелизм –считалось что основной источник богатства любого государства – не производство а сфера обращения.

2 школа - Физиократы, появились в конце 16 начале 17 веков.Осн представители Кенэ, Тюрго. Физиократия –власть природы. По их мнению источник богатства любого человека труд в с/х.

3 школа – английская классическая школа полит- экономики. Их заслуга в том что они впервые начали изучать теорию трудовой стоимости.

Они считали что богатство создаетьсяне только за счет с/х или торговли а за счет всех классов и всей нагрузки в целом. Пети, Смит, Мальтус, Миль.

4 школа – маржиналистов – изучают теорию предельной полезности. конец 18 начало 19 веков.

Осн положение- использование предельных величин для анализа экономических величин.

Лжезаслугой являеться обоснование совместного изучения спроса и предложения. Пигу.

5 школа –Марксизм –К.Маркс сделал анализ закономерностей смены формаций и массовых взаимоотношений. А так же понятие разделения труда. Учение о доходах, з/п, ренте и т.д.

6 школа -кейсианство – основатель Д Кейнс. Развитие спроса и предложения, спрос-главнее, двигатель экономики.что бы увеличить спос Кейнс предложил использовать денежно кридитную и налогово-бюджетную политику.

7.Монетаризм – конец 20 века. Экономичексая школа, основанная на роли денежной массы находящийся в обращении.Основные представители – фриман.

Осн положение- 1. гл регулятор –денежная эмиссия 2. Скорось обращения денег жестко фиксированная величина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.036 с.)