Милитаризация экономики фашистской Германии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Милитаризация экономики фашистской Германии



 

Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил XIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация.

1. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику.

2. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда.

3. Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. – принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший эко­номический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал «фюрер–принцип», требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.

4. Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. При этом запрещалось осуществлять инвестирование в бумажную, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.

5. К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон “О наследственных дворах” объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.

6. Подобные изменения были сделаны и в области внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону "Об обороне империи" произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.

Итак, ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей. Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных компаниях.

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказались весьма эффективными и позволили в течение 1934 г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т. к. не устраняли народнохозяйственные диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т. д.

Выводы

 

1. Абсолютным экономическим победителем в первой мировой войне явились США, которые надолго стали главной экономической и политической державой мира;

2. Решения Версальского договора были свернуты к середине 20–х годов, поскольку США были заинтересованы в восстановлении баланса сил в Европе и возрождении мощи Германии как "буфера" на пути СССР;

3. Развитие экономического кризиса 1929–1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название “фиаско рынка”. Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890–1950 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как “неомеркантилистский” по своей сути;

4. Период Великого кризиса 1929–1933 гг., за короткий промежуток времени, но уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная черта нового этапа развития системы регулирования в том, что феномен этатизации получает достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории.

 

Рисунок 1 - Применяемые варианты для выхода из кризиса

 

5. Золото хотя и осталось окончательным средством международных расчетов, но вытеснялась девизами – валютами, которые могли свободно обмениваться на драгоценные металлы (фунт стерлинга и доллар США).

 

Тема 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.008 с.)