Тема 5. Теория познания и философия науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Теория познания и философия науки



 

Лекция 10. Познание как деятельность. Проблема истины в познании. Особенности научного познания

 

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: деятельность; цель; средства; ценность; идеал; норма; чувственное; рациональное; практика; истина (объективная, абсолютная, относительная); принцип конкретности; научное знание; критерии научности знания (основные, производные); научное исследование и его структура; научный метод и его структура; практические (эмпирические) методы; теоретические методы; научный факт; теория; задача; проблема; гипотеза.

 

Понятие деятельности

 

Деятельность – специфически человеческая форма активности. Ее важнейшая особенность определяется, в конечном счете, преобразованием окружающего мира. В процессе деятельности человек, илиее субьект, противостоит некоторому фрагменту объективного мира, илиее обьекту, как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт.

Многообразны виды деятельности, Прежде всего, следует выделить практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность (практика) – это действительное преобразование наличного материального бытия. Духовная деятельность связана с преобразованием этого бытия лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять только на основе анализа практической деятельности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны, как результат развития последней. И практическая, и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества.

Один из «вечных» философских вопросов – что движет человеком в его практической и духовной деятельности? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких философских понятий, как цель, средство, результат, мотив, ценность, норма, идеал и др.

 


Цель и средство

Целью называется идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Постановка целей, связанное с ней проектирование деятельности – специфическое качество человека, его исключительное достояние. Показателем важнейших характеристик цели, в частности необходимым критерием ее реальности, является отношение к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям, завоеваниям человеческой культуры, которые используются в ходе достижения этой цели. Если средства не достаточны, то, естественно, невозможно продвижение к намеченному результату, и субъект попадает в проблемную ситуацию. Использование средств, которые не являются необходимыми для достижения поставленной цели, дает, как правило, побочный результат, обнаруживая расхождение с нею. Случайные открытия в науке, неожиданные эффекты многих изобретений в технике хорошо иллюстрируют такого рода результаты.

Отношение цели и средства является особой, наиболее сложной формой детерминации. Ведущую роль здесь играют средства. Подобно тому как причина вызывает некоторое следствие, средство обусловливает идеально положенный в виде цели результат, предопределяет и ограничивает ее. Средства – важнейший, хотя и не единственный критерий отбора целей. Последние находят в средствах свою «земную» основу.

Однако отношение цели и средства нельзя сводить к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама становится основой деятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можно выделить, с одной стороны, процессы целеполагающей деятельности, когда средства обусловливают цели, с другой, - процессы целесообразной деятельности, при которой цели направляют анализ, выбор и создание средств.

Формирование и достижение цели зависит не только от средств. Многое определяется предметом, преобразуемым с помощью средств и отражаемом в содержании цели. Цель может оказаться беспредметной, если содержащийся в ней образ желаемого предмета – фикция, вымысел, ничего общем не имеющий с обьективным положением дел. Естественно, что такая цель принципиально недостижима, направляемая ею деятельность с необходимостью вступает в противоречие с законами развития природы или общества. Например, неоднократно ре-продуцированная в истории техники идея создания «вечною двигателя» – непрерывно действующей машины, которая, будучи однажды эапущенной, совершала бы работу без получения энергии извне, – противоречит закону сохранения энергии и потому неосуществима. Многие социальные проекты остались неосуществленными не из-за их необеспеченности средствами, а по причине расхождения с тенденциями общественного развития.

В научных исследованиях, художественном творчестве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и недостаточно оформленном виде, что сказывается на содержании цели, которая так же расплывчата и иеоднозначна, существует лишь в виде первичном замысла. Становление предмета и соответствующей ему цели происходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе смены, конкретизации, решения целого ряда иерархически упорядоченных промежуточных задач.

Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении с определенными потребностями и жизненными интересами человека, которые, будучи зафиксированы его сознанием, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, постолько одному и тому же мотиву могут соответствовать разные, альтернативные цели. Раскольниковым, героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», движет стремление вырваться из нищеты и упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед ним встают разные альтернативы действий – заработать уроками, взять в долгу своего друга Разумихина и т.д., но из всех возможных способов действий он выбирает самый опасный и предосудительный – убить старуху-процентщицу и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхождение результата с первоначально намеченной целью может иметь мотивационную основу.

В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее значение, и стремление удовлетворить некоторую потребность оказывается настолько сильным, что грозит рассогласованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к применению средствами. Потребность перестает быть «разумной». Смысл деятельности при этом сводится, как правило, к «подстегиванию» событий, навязыванию им умозрительных, далеких от естественных закономерностей схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис «цель оправдывает средства», допускающий применение любых средств ради удовлетворения некоторой потребности, Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Бывает и так, что конечные цели человеческой деятельности заслоняются средствами, более того, именно они становятся ее действительными целями. Мир средств, живущий по своим особым законам, начинает навязывать людям свою логику. В условиях современной технологической цивилизации с ее духом техно - и экономоцентризма эта инверсия целей и средств приобрела характер опасной тенденции, давшей основание многим современным мыслителям говорить даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий философ К.Ясперс обозначил данное явление как “парализующий триумф средств над целями». Его следствием оказалось забвение первичных ценностей человеческого бытия.

Подобную метаморфозу претерпела практика социалистического строительства в СССР. В 30-е годы конкретные средства, которые в соответствии с учением Маркса, Энгельса, Ленина входили в набор строительных материалов нового, более богатого, справедливого и свободного общества, заняли место его целей. Сами же цели были примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозримое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности производства, развитию демократии и человеческих сущностных сил, а по темпам обобществления собственности, вытеснения рынка планом, индивидуального крестьянского труда – коллективным и т.д.

Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и действующими лицами отмеченного выше явления. Уси­лиями идеологов, политиков и экономистов рыночные преобразования, происходящие во многих странах Вос­точной Европы, из средства социального прогресса пре­вращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных интересов миллионов людей, приобретение реформами антигуманистической направленности.

Итак, любая цель связана с вопросами:

Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируется предметный аспект цели. Его решение предполагает пре­образование предмета в продукт, получение конечного результата.

Как и на основе чего нужно действовать? Здесь отчетливо просматривается связь цели со средствами своего достижения, а также соотношение последних между со­бой при их движении в процессе преобразования предмета. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели.

Ради чего нужно действовать? Этот вопрос фиксирует мотивационный аспект цели.

 

Ценности, идеалы, нормы

 

Мотивы деятельности человека имеют общественную природу. Фиксируя его потребности и интересы, они, вместе с тем, соотносятся с господствующими в обществе ценностями, во многом определяются ими.

В широком смысле слова ценност ь – это положительная или отрицательная значимость объектов (чувственных или абстрактных) для человека, их достоинство. В самом деле, всякий объект, вовлеченный в сферу человеческой жизнедеятельности, «поворачиваетсяэ к человеку тойили иной стороной и может быть оценен вплане пользы или вреда, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т.д.

Однако есть более узкий смысл слова, которого мы будем придерживаться в дальнейшем: под ценностями понимаются абстрактные представления и идеи, выступающие эталонами должного, составляющие осевой смысл человеческого бытия. В соответствии с зтим определением чувственные, материальные обьекты не являются ценностями, но они тесно связаны с последними, так как выступают в качестве средств их реализации. К ценностям же относятся, в частности, мир между людьми, жизнь человечества (общечеловеческие ценности), представления о добре и зле, социальной справедливости, свободе, равенстве, правах и обязанностях людей (социально-классовые ценности), о дружбе, любви, доверии (ценности общения), творчестве, познании истины (ценности деятельности), красоте и безобразии (эстетические ценности) и т.д.

В различных общественных системах ценности проявляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах и т.д. Их закрепление в сознании людей носит преимущественно нечеткий и интуитивно-эмоциональный характер.

В отличие от цели ценность не теряет своей устремленности в будущее в процессе реализации, не содержит более или менее ясного результата, не обладает какими-либо пространственными характеристиками. Однако она придает смысл всей жизнедеятельности человека, образует основу его отношения к окружающей действительности и к самому себе. Благодаря ценностям у человека вырабатывается определенная жизненная позиция, формируются способности к выбору целей и сознательному руководству собственним поведением, преодолению непосредственных побуждений. Иными словами, ценности составляют основание свойства человеческом сознания, называемом рефлексией.

Ценности – необходимое условие формирования человеческой личности. Разрушение ценностных систем чревато негативными последствиями. Личность деградирует, становится аномальной, если ломается ее смысложизненный стержень. Такие явления, как рост преступности, алкоголизм, наркомания, получившие широкое распространение в жизни нашего общества в последнее время, в немалой степени связаны с потерей накопленных ценностей.

Не менее опасна другая крайность – превалирование ценностей в жизнедеятельности человека, попытки безоговорочно подчинить ее однажды усвоенным поведенческим клише. «Не поступиться принципами!» – главная жизненная установка людей такого сорта. Здесь ценности становятся фрагментами иллюзорного, ложного сознания, идеологии, где идеи превращаются в первичную силу по отношению к земным источникам их происхождения, к действительным интересам людей. Любые изменения реальности оказываются враждебными таким ценностям. Их носители - это, как правило, люди, которым свойственны догматизм, фанатизм и нравственная глухота.

Различая ценности и цели, следует иметь в виду, что разделяющая их граница весьма условна и относительна. В пестром перечне целей, в их иерархии есть такие воображаемые цели, к которым субъект в своей деятельности стремится приблизиться, но никогда их не достигает. Такие цели называются идеалами. Идеал, вместе с тем, обладает всеми признаками ценности. Он есть высшая ценность, определяющая направление и способы общественного или индивидуального развития. Таковы идеалы красоты, человеческого совершенства, общественного устройства и т.д. Общественные идеалы выступают как последние основания целей и сила, организующая людей ради решения конкретных, исторически назревших задач.

Близки идеалам социальные нормы, хотя и отличаются от них более конкретным, инструментальным характером. Социальная норма это общепризнанное в данном сообществе средство оценки существующих и складывающихся ситуаций, а также правило их воспроизведения и изменения. Важнейшая функция социальной нормы – регуляция поведения членов данного сообщества, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Вопрос о том, как соотносятся ценности со знаниями о внешнем мире, привлекал внимание многих поколений философов. Особое значение ему придавалось в рамках поверхностных, в частности, созерцательно материалистических представлений о назначении философии и науки. В соответствии с ними всякая философия и наука рассматривают мир «как он есть», констатируя лишь то, что имеется в наличии и нисколько не влияет на действительность. Но тогда ценности полностью выпадают из научного рассмотрения. Доброе, например, это не то, что «есть», а что “должно быть». Идеал, в соответствии с которым мы должны поступать, никоим образом не обнаружим при научном исследовании внешних предметов. Поэтому наряду с научным способом мышления следует допустить возможность иного, ценностного видения мира.

Диалектический материализм устанавливает между ценностями и знаниями глубокие и тесные взаимосвязи. Конечно, деятельность человека строится в соответствии с его ценностными установками. Но если они противоречат законам развития внешнего мира, то весьма скоро обнаруживают свою утопическую сущность. Так происходит отбор ценностей. Действительные ценности соответствуют закономерностям внешнего мира и содержат знания о нем. Например, идеалы революционно настроенных масс всегда выражали протест против существующей несправедливости и устремления к полной справедливости. Одновременно в неосознанной форме они отображали тенденции, законы исторического развития общества. Осознавались же они в общественной теории. Поэтому наука об обществе всегда имеет ценностный характер. В ней ценности принимают форму научного мировоззрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.017 с.)