Автор – к.и.н., профессор Зацепина О. И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор – к.и.н., профессор Зацепина О. И.



ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Автор – к.и.н., профессор Зацепина О. И.

Основная литература:

1. Данильян О. Философия права: Учебник. – М.: Эксмо, 2006.

2. Малахов В. Н. Основы философии права: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2—5.

3. Моисеев С. В. Философия права. Курс лекций: Учебное пособие. Изд. 2-е испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.

4. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.

Источники:

1. Лебедев А.В., сост. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

2. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследование. Л., 1970.

3. Платон. Соч. в 4-х тт. М., 1990-94.

4. Аристотель. Соч. в 4-х тт. М., 1976-84.

5. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

6. Институции Юстиниана. Под ред. Л.Л. Кофанова. М., 1998.

7. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Домиций Ульпиан. Фрагменты. Под ред. Л.Л. Кофанова. М., 1998.

8. Н. Макиавелли. Соч. М., 1998.

9. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986 (содержит приложение: М. Лютер. О рабстве воли).

10. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых разъясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956.

11. Т. Гоббс. Левиафан. М., 1936 (и переиздания).

12. Ф. Бекон. Соч. в 2-х тт. М., 1971.

13. Дж. Локк. Избр. филос. произв. М., 1960.

14. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

15. Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М., 1969.

16. И. Кант. Соч. в 7-ми тт. М., 1963.

17. И.Г. Фихте. Соч. в 2-х тт. М., 1993.

18. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. М., 1990.

19. Б.Н. Чичерин. Философия права. М., 1990.

20. Новгородцев П.И. Об общественном идеале, в: Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

21. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1999.

22. Соловьев Вл. Право и нравственность, в: Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

23. Соловьев Вл. Соч. в 2-х тт. М., 1988.

24. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

25. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1999.

26. Дж. Роулз. Теория справедливости. Новосибирск, 1996.

Дополнительная литература:

1. Берман Г. Западная традиция права. М., 1994.

2. Дождев. Д.В. Римское частное право. М.: НОРМА, 1996.

3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов, 2-е издание. Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2003.

4. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

5. Культура Византии. Тт. 1-3. М., 1987-91 (разделы о правовой мысли Византии).

6. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. М., 1974.

7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М., Остожье, 1998.

8. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура (идеи и институты Древней Греции). М., 1989.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

1. Что изучает философия права?

v Предмет философии права.

v Сущность и особенности философского подхода к праву.

v Философия права в системе философии и юриспруденции.

v Структура философии права.

v Соотношение философии права, общей теории права и социологии права.

v Функции философии права.

v Значение философии права в подготовке будущих юристов.

2. Сущность методологии права и ее уровни:

v Позитивное и естественное право в философии права.

v Правовой позитивизм как тип правопонимания (положительные и отрицательные стороны).

v Естественно-правовое мышление.

v Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность.

Что изучает философия права?

Предмет философии права

Существуют разнообразные подходы к определению предмета философии права:

v Г. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права.

v Русский философ С. Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. "Философия права, - писал он, - по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, "нормальный" строй общества".

v В. Нерсесянц - философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества

v Один из ведущих итальянских философов права Н. Боббио, считает, что единственной проблемой философии права, которая и составляет,

v собственно, ее предмет, является справедливость.
Подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских систем, а выявление предмета философии права невозможно без четкого определения позиции исследователя к самому феномену права, т.е. того, что собственно и должно быть исследовано.

Следовательно, если общая философия представляет собой учение о предельных основаниях человеческого бытия, то, соответственно, философия права может быть определена в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия.

Отсюда можно сделать вывод, что право как сфера человеческой деятельности тесно связано с философией. Фундаментальные проблемы права, такие, как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и др., являются одновременно и важнейшими философскими проблемами, а их решение уходит своими корнями в решение основных философских вопросов о сущности человека и смысле его жизни, об онтологической структуре мира и способах его познания.

Право, таким образом, по самому своему духу "философично", оно представляет собой "философию на практике", что, соответственно, предполагает и "философию в теории", роль которой и выполняет философия права.

Структура философии права.

Функции философии права

Методология права представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств.

Обобщенным выражением такой системы являются различные типы правопонимания, или способы осмысления права - методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права.

Таблица № 1

Правовой объективизм

Мировоззренческо-методологическим основанием правового объективизма выступает материалистическая установка выведения всех идеальных смыслов из "жизни", из объективной реальности. Поэтому правовой объективизм рассматривает право как часть иной, чем оно само, реальности. Здесь право предстает как "погруженное" в глубь действительности, в жизнь. Правопорядок и правосознание объясняются "снизу", из их жизненного значения. Правовая реальность рассматривается как реальность общественных отношений, в глубине которых следует искать основания права, разгадку тайны его сущности.

Правовой субъективизм

Представляет собой наиболее развитую и аутентичную форму естественно-правового мышления (в его классическом варианте).

К нему могут быть отнесены те концепции естественного права, которые освободились от "приземляющего" их натурализма и в обосновании права сосредоточились на субъекте как носителе "должного".

В основном это нравственно-философские концепции, которые подчеркивают де-онтологическую природу права и предлагают более адекватный этой природе метод обоснования права. В попытках обоснования права они исходят из субъекта, его сознания.

Для них характерен взгляд на правовую реальность "сверху", из духовно-идеальной сферы. Источник правосознания, а следовательно, и правопорядка выводится из идеи, или смысла права, которые открываются в сознании (разуме) субъекта.
Благодаря такой установке субъективизм ближе всего подходит к выявлению собственной природы права, не сводимой к сущности общественных отношений. Он ориентируется на свободу и творческую активность субъекта. Однако им абсолютизируется роль субъективности, в результате чего утрачивается связь права с жизнью, затрудняется учет актуально существующих условий в данном обществе.

Интерсубъективность

как способ обоснования права может быть представлена в качестве парадигмы (образца) современных концепций естественного права.

Эти концепции стремятся преодолеть характерное для классической философии права противопоставление объекта и субъекта, бытия и сознания, а следовательно, учета объективных условий и идеи права в процессе создания и применения законов.

Принцип интерсубъективности означает, что смысл права не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире, а раскрывается во взаимодействии (коммуникации) субъектов (по крайней мере, двух, а в принципе - всех).

Основной конструкцией правопонимания здесь оказывается договор.
Характерный для неклассических концепций естественного права принцип интерсубъективности выражает особенности современного социогуманитарного познания, например: переход от концепции моносубъекта (индивида или общества) к концепции полисубъекта, проявляющегося в дискурсе.

Общая характеристика. (Таблица № 4)

4.Общие проблемы философии права:

 

Правовая реальность


Вопрос о специфике правовой реальности в онтологической структуре права является основным вопросом правовой онтологии, поскольку является модификацией основного вопроса философии. По отношению к праву - это вопрос о том, почему существует право как некое бытие, отличное от других, и как оно возможно?
Она складывается из взаимодействия следующих моментов:
а) теорий различного уровня, в том числе и философского, а также правовой

идеологии, включая ее воплощение в действующей конституции;
б) нормативных документов, принадлежащих к различным уровням правового

регулирования;
в) обыденного опыта, имеющего дело с проявлениями правовой жизни –

правонарушениями, практикой соблюдения прав человека и соглашений и

позволяет строить гипотезы, версии и ощущать, что представленное в них

произошло и происходит на самом деле.
Под правовой реальностью различают "широкий" и "узкий" смыслы этого понятия.

В широком смысле - под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, наличных правоотношений, правовых концепций, явлений правового менталитета и т. п.

В узком смысле имеются в виду только базовые правовые реалии, по отношению к которым все остальные правовые феномены оказываются производными, и тогда под правовой реальностью в различных направлениях и научных школах принято понимать или правовые нормы (нормативизм), или правоотношения (социологическое направление) или правовые "эмоции" (психологическое направление).

Формы бытия права

Существуют следующие формы бытия права, которые в совокупности выражают динамику правовой реальности:

а) мир идей: идея права;

б) мир знаковых форм: правовые нормы и законы;

в) мир взаимодействий между социальными субъектами (правовая жизнь).

Формализм права

"Формализм" права не означает стирание всех различий между людьми. Право, казалось бы, безразличное к внутреннему миру человека, не может функционировать и развиваться без личностно развитых людей,

Без личностно развитого субъекта права современная правовая культура была бы просто невозможной. Поэтому право ориентируется на образ человека как личности. Эта идея личности как субъекта права выступает в качестве "должного", идеала для права. Таким образом, быть правовым субъектом о не значит просто воспроизводить смысл положительного права путем толкования юридических норм. Это значит быть живой личностью, носителем действительного правосознания. В идее правового субъекта заложена идея осмысленного поведения.

Правовая аксиология.

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности.

Право как форма свободы

Во-первых, прежде всего, целесообразно отделять "юридическую" свободу от "фактической" свободы

Во-вторых, учитывать условный характер деления на "внутреннюю" и "внешнюю" свободу.

В-третьих, выделять два типа свободы: "свободу от" (негативную свободу) и "свободу для" (позитивную свободу).

Правовая свобода есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности, то есть юридическое определение остается формальным, абстрагируясь от реальных условий ее осуществления.

Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Юридическая свобода имеет в своей основе свободу выбора. При этом свободой называется:

во-первых, сам факт выбора,

во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет.

Внутренняя свобода - это не скрытая, не подпольная свобода (ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья). Это реально явленная свобода в смысле освобождения человека внутри себя от оков собственных предубеждений, представлений и образов.

Для права важно, чтобы человек отчетливо представлял ту меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости

В свою очередь гражданское общество и государство используют правовые средства как страховые средства, обозначающие границы и пределы, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться.

Внешняя свобода предполагает поиск органичных средств, способов и форм ограничений. Таковыми могут выступать не только юридические законы запретительного характера (как часть культуры), но и сам факт сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами. По мнению Гегеля, ни один человек не обладает идеей о собственной свободе, если он не обладает идеей о свободе других и о социальной связи между собой и другими.

Ни один человек, не имея четкой идеи о своей свободе, не имеет и четкой идеи о свободе других и связи между этими свободами.
Важно выделить два типа свободы: "свободу от" (негативную свободу) и "свободу для" (позитивную свободу).

Первая из них выступает в мире, в котором индивид имеет определенную зону выбора идей и действий без возможности натолкнуться на ограничения и репрессии. "Свобода от" не самоцель, а условие саморазвития. Самое главное не уходить из мира в себя, не отстраняться, а творить из себя, самопорождая новые формы, которые сами себя выражают.

 

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Автор – к.и.н., профессор Зацепина О. И.

Основная литература:

1. Данильян О. Философия права: Учебник. – М.: Эксмо, 2006.

2. Малахов В. Н. Основы философии права: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2—5.

3. Моисеев С. В. Философия права. Курс лекций: Учебное пособие. Изд. 2-е испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004.

4. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.

Источники:

1. Лебедев А.В., сост. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

2. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследование. Л., 1970.

3. Платон. Соч. в 4-х тт. М., 1990-94.

4. Аристотель. Соч. в 4-х тт. М., 1976-84.

5. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

6. Институции Юстиниана. Под ред. Л.Л. Кофанова. М., 1998.

7. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Домиций Ульпиан. Фрагменты. Под ред. Л.Л. Кофанова. М., 1998.

8. Н. Макиавелли. Соч. М., 1998.

9. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986 (содержит приложение: М. Лютер. О рабстве воли).

10. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых разъясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956.

11. Т. Гоббс. Левиафан. М., 1936 (и переиздания).

12. Ф. Бекон. Соч. в 2-х тт. М., 1971.

13. Дж. Локк. Избр. филос. произв. М., 1960.

14. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

15. Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М., 1969.

16. И. Кант. Соч. в 7-ми тт. М., 1963.

17. И.Г. Фихте. Соч. в 2-х тт. М., 1993.

18. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. М., 1990.

19. Б.Н. Чичерин. Философия права. М., 1990.

20. Новгородцев П.И. Об общественном идеале, в: Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

21. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1999.

22. Соловьев Вл. Право и нравственность, в: Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

23. Соловьев Вл. Соч. в 2-х тт. М., 1988.

24. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

25. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1999.

26. Дж. Роулз. Теория справедливости. Новосибирск, 1996.

Дополнительная литература:

1. Берман Г. Западная традиция права. М., 1994.

2. Дождев. Д.В. Римское частное право. М.: НОРМА, 1996.

3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов, 2-е издание. Под общей ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2003.

4. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

5. Культура Византии. Тт. 1-3. М., 1987-91 (разделы о правовой мысли Византии).

6. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. М., 1974.

7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М., Остожье, 1998.

8. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура (идеи и институты Древней Греции). М., 1989.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

1. Что изучает философия права?

v Предмет философии права.

v Сущность и особенности философского подхода к праву.

v Философия права в системе философии и юриспруденции.

v Структура философии права.

v Соотношение философии права, общей теории права и социологии права.

v Функции философии права.

v Значение философии права в подготовке будущих юристов.

2. Сущность методологии права и ее уровни:

v Позитивное и естественное право в философии права.

v Правовой позитивизм как тип правопонимания (положительные и отрицательные стороны).

v Естественно-правовое мышление.

v Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.058 с.)