Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры естествознания Омского экономического института И.П. Степанова↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Б72 Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры естествознания Омского экономического института И.П. Степанова директор Центра агрохимической службы «Омский», доктор с.-х. наук В.М. Красницкий Бобренко И.А. Б72 Тестовые задания по экологии: Учеб. пособие / И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко. – 4-е изд., – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2007. – 88 с.
Учебное пособие содержит тестовые задания, сгруппированные по темам в соответствии с государственными стандартами ВПО для специальностей 080502,110101, 110102, 110201, 110202, 110204, 120101, 120301, 120302, 120303, 250201, 260103, 280301, 280302, 280401, 280402 и направлений подготовки бакалавров 110100, 110200, 120300, 260100 по экологии. Пособие предназначено для студентов как очной, так и заочной формы обучения. Тестовые задания могут быть использованы преподавателем для проверки усвоения студентами учебного материала, а также студентами в целях самоконтроля. Библиогр. сп. 36 назв.
УДК [574+631.95+504.06]:378.6:63 Б72
© И.А. Бобренко, Е.Г. Бобренко, 2007 © ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007 © Оформление. Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время студент изучает значительное количество учебного материала во время внеаудиторной работы, и у него возникает необходимость объективно оценить качество самостоятельного освоения тем. Выяснилось, что обучающийся не всегда правильно делает акценты при внеаудиторном изучении того или иного материала. Как следствие – неудовлетворительный результат при ответах на вопросы текущего контроля в аудитории. Таким образом, возникает проблема качества самоконтроля студентами внеаудиторного изучения тем. Вместе с тем учебные издания и разработки по экологии в этом направлении практически отсутствуют. Тестирование привлекает быстротой получения результатов, простотой в использовании, при этом оценка знаний объективна. Поэтому создано данное учебное пособие. Правильные ответы на тестовые задания достигаются не только заучиванием определенной информации, но и созданием на ее основе определенных выводов и решений (их нет в учебнике). Студент, использующий тестовые задания для самоконтроля, может легко определить, какие разделы экологии требуют дополнительной проработки. Это особенно актуально в связи с тем, что современное изучение дисциплины примерно на половину – это внеаудиторная самостоятельная работа. Особенно полезно такое пособие для студентов заочного обучения, так как до 80% материала они осваивают самостоятельно. В качестве контроля знаний студентов на аудиторных занятиях преподаватель предлагает те же тестовые задания, но в другом порядке. Таким образом, студент заинтересован в том, чтобы во время внеаудиторной работы ответить на тесты правильно, для чего необходимо качественно освоить учебный материал. При этом достигается взаимосвязь самоконтроля знаний студентами и аудиторного контроля знаний обучающихся преподавателем. Данное пособие содержит тестовые задания, охватывающие различные разделы экологии. В соответствии с этим представлены данные по истории и структуре экологии; подобраны разнообразные сведения, характеризующие явления и процессы на уровне отдельного организма, популяции, сообщества, биосферы; отражены вопросы управления природными ресурсами, методы экологических исследований, сельскохозяйственная экология и экология селитебных территорий, а также контроль, организация и управление природоохранной деятельностью. Цель тестовых заданий состоит в определении студентом собственного уровня знаний учебно-программного материала по экологии. Тестовые задания могут быть использованы преподавателем для проверки усвоения студентами учебного материала, а также студентами для самоконтроля. Всего предлагается три формы тестовых заданий: - закрытая; - на установление соответствия; - на установление последовательности. Первая форма тестовых заданий предполагает выбор одного наиболее правильного и полного ответа или нескольких (всех) правильных ответов из предложенных вариантов. Вторая форма тестовых заданий ориентирована на установление соответствия между предлагаемыми понятиями. Третья форма тестовых заданий предполагает расположение предложенных вариантов в правильной последовательности. Оценку «отлично» получают студенты, давшие не менее 90% правильных ответов, «хорошо» – не менее 80%, «удовлетворительно» – не менее 70%. Тестовые задания по экологии составлены в соответствии с государственными стандартами ВПО 080502, 110101, 110102, 110201, 110202, 110204, 120101, 120301, 120302, 120303, 250201, 260103, 280301, 280302, 280401, 280402 специальностей и 110100, 110200, 120300, 260100 направлений подготовки бакалавров. Анализ ошибок по ответам поможет студентам точно выявить, какой учебный материал требует дополнительной проработки. Авторами пособия являются профессор кафедры экологии и биологии ОмГАУ, доктор сельскохозяйственных наук Игорь Александрович Бобренко (предисловие, разделы 1 - 6), доцент кафедры экологии и биологии ОмГАУ, кандидат сельскохозяйственных наук Елена Геннадиевна Бобренко (введение, разделы 5, 7). Авторы просят направлять свои отзывы и замечания по адресу: 644008, Омск, Институтская площадь, 2, кафедра экологии и биологии.
ВВЕДЕНИЕ Добывая и перерабатывая руду, газ и уголь, создавая искусственные материалы, развивая транспортную систему, занимаясь сельским хозяйством, человек получает не только необходимые ему энергию, продукты, товары. Он неизбежно производит еще и миллионы тонн вредных веществ и отходов, которые загрязняют атмосферу, гидросферу, литосферу, нанося ущерб всем живым организмам, в том числе и самому себе. Поэтому к концу ХХ в., к сожалению, привычными стали такие понятия, как «озоновые дыры», «кислотные дожди», «парниковый эффект», «тяжелые металлы», «диоксины» и многие другие. Человечество осознало, что нерациональное природопользование приведет к катастрофе. Сохранить хрупкую гармонию человека и природы – главная задача, стоящая перед человечеством в настоящее время. Выполнение данной задачи требует от современного образования формирования экологического сознания у каждого специалиста. Необходимо установить правильные взаимосвязи с природными процессами, обеспечивающими гомеостазное состояние жизни на планете. Нужно знать законы формирования и поддержания активного функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный круговорот веществ. Экологические кризисы, связанные с сельским хозяйством, сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Земледельцы Междуречья еще около 5 тыс. лет назад осушили болота и оросили пустыни, превратив эти ранее бесплодные земли в плодородные. Собираемых урожаев хватало на всю страну, в том числе и жителям Вавилона – первого в мире, по мнению некоторых историков, города с миллионным населением. Но земледельцы, стремясь получить как можно большие урожаи, злоупотребили орошением. В результате почвы засолились, поля перестали давать высокий урожай, Вавилон опустел. К началу нашей эры его покинули последние жители, великий город разрушился и был занесен песками. Экологический кризис в Х в. погубил великую цивилизацию майя в Центральной Америке. Майя выращивали кукурузу и, стремясь получить ее в ещё больших количествах, распахивали новые земли, не заботясь о сохранении их плодородия. В результате почвы истощились, разрушились, подвергшись эрозии, и перестали давать урожаи. В ХХ в. в распоряжении сельского хозяйства оказались современная техника, пестициды, минеральные удобрения, возможность использования новейших технологий. Но при этом не исчезли экологические проблемы – они стали только намного более разнородными. Земельный фонд России составляет 1709, 8 млн. га из них на земли сельскохозяйственных предприятий и граждан приходится 651 млн. га или 38,1 %. За последние 12 лет площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 12,2 млн.га по причине деградации и изъятия из сельского хозяйства. По данным Федеральной службы земельного кадастра площадь пашни составляет 117,5 млн.га из них 35,4 млн.га эродированных почв; 50- эрозионно-опасных и 10 млн. га - подверженных ветровой эрозии. Отмечается также нарастание деградации почв: оврагообразование, все виды эрозии, деградация техногенного происхождения, загрязнение ксенобиотиками и радионуклидами, опустынивание почв. За последние 20 лет запасы гумуса сократились на 25-30 %, ежегодные потери гумуса в РФ составляют 81,4 млн.т., около 43% пахотных почв характеризуются низким содержанием гумуса, причем на преобладающей территории России баланс гумуса отрицательный. В сельском хозяйстве существуют и другие экологические проблемы, связанные с химизацией и механизацией земледелия, орошением и осушением почв, переводом животноводства на промышленную основу и т.д. В связи с этим актуально развитие экологического образования при подготовке специалистов сельского хозяйства, поскольку неквалифицированное ведение производства неизбежно влечет за собой экологические ситуации, негативно влияющие на здоровье человека и окружающую среду. Однако реальная экологизация производства станет возможной только после полного осознания руководителями, предпринимателями, специалистами опасности неотвратимых экологических последствий при бесконтрольной и неграмотной эксплуатации природных ресурсов. Для успешного изучения предложенного материала студент должен владеть хорошими базовыми знаниями по биологии и экологии в объеме школьной программы.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭКОЛОГИИ
Выберите правильный ответ
1. Экология – это наука, изучающая: 1) биологические особенности организмов; 2) взаимосвязь организмов между собой и окружающей средой; 3) влияние деятельности человека на природную среду; 4) влияние загрязнений на здоровье человека; 5) методы охраны природы. 2. Учёный, впервые предложивший термин «экология»: 1) В. Вернадский; 2) Аристотель; 3) Э. Геккель; 4) Ч. Дарвин; 5) Э. Зюсс. 3. Дата происхождения термина «экология»: 1) 1832 г.; 2) 1846 г.; 3) 1866 г.; 4) 1906 г.; 5) 1924 г. 4. Основной задачей экологии является изучение: 1) загрязнения окружающей среды; 2) поведения особей; 3) экосистем; 4) ноосферы; 5) организмов. 5. Аутэкология изучает: 1) экологию особей; 2) экологию сообществ; 3) экологию биосферы; 4) экологию атмосферы; 5) экологию популяций. 6. Демэкология изучает: 1) экологию особей; 2) экологию сообществ; 3) экологию биосферы; 4) экологию атмосферы; 5) экологию популяций. 7. Синэкология изучает: 1) экологию особей; 2) экологию сообществ; 3) экологию биосферы; 4) экологию атмосферы; 5) экологию эстуариев. 8. Глобальная экология – это раздел экологии, изучающий: 1) экологию биосферы; 2) аспекты охраны окружающей среды; 3) экосистемы различных географических уровней; 4) экономику природопользования; 5) взаимоотношения в системе «общество – природа». 9. Геоэкология – это раздел экологии, изучающий: 1) экологию биосферы; 2) аспекты охраны окружающей среды; 3) экосистемы различных иерархических уровней; 4) экономику природопользования; 5) взаимоотношения в системе «общество – природа». 10. Прикладная экология – это раздел экологии, изучающий: 1) экологию биосферы; 2) аспекты охраны окружающей среды; 3) экосистемы различных иерархических уровней; 4) экономику природопользования; 5) взаимоотношения в системе «общество – природа». 11. Социальная экология изучает: 1) экологию биосферы; 2) аспекты охраны окружающей среды; 3) отношения человека с социальной средой; 4) экономику природопользования; 5) взаимоотношения в системе «общество – природа». Экологические факторы Выберите правильный ответ
1. Элемент (явление) окружающей среды, оказывающий влияние на биологическую систему, называется: 1) экологическим фактором; 2) биологической средой; 3) природной средой; 4) этологическим фактором. 2. Совокупность абиотических и биотических факторов по отношению к животному и растительному миру вне зависимости от непосредственной деятельности человека называется: 1) экологическими факторами; 2) биологической средой; 3) природной средой; 4) эдафической средой. 3. Физические и химические свойства почвы, которые влияют на наземные и почвенные организмы, называются факторами: 1) биотическими; 2) эдафическими; 3) абиотическими; 4) антропогенными. 4. Электромагнитное излучение высоковольтных линий электропередач можно рассматривать как пример фактора: 1) органического; 2) биотического; 3) антропогенного; 4) неэкологического.
Выберите правильные ответы
5. К экологическим факторам относятся: 1) солёность воды; 2) кислотность почвы; 3) притяжение Луны; 4) шум дождя; 5) содержание озона в воздухе. 6. К абиотическим факторам водной среды относятся: 1) температура; 2) прозрачность; 3) плотность воды; 4) масса; 5) солёность. 7. К абиотическим факторам наземно-воздушной среды относятся: 1) влажность почвы; 2) влажность воздуха; 3) гранулометрический состав почвы; 4) пластичность; 5) температура воздуха. 8. К антропогенным факторам относятся: 1) вспашка почвы с помощью трактора; 2) вспашка почвы с помощью конной тяги; 3) естественная радиоактивность почвы; 4) солнечное затмение; 5) воздействие на человека природной среды.
Установите соответствие 9. Группы экологических Экологические факторов факторы 1) первичные; А– ветер; Г – вращение Земли; 2) вторичные. Б – температура; Д – влажность; В – магнитное Е – энергия Солнца. поле;
Ответ: 1) …;...; 2) …;...
Факторов на организмы Выберите правильный ответ
1. По закону минимума Ю. Либиха: 1) лимитирующим фактором нормальной жизнедеятельности организма может быть фактор, находящийся не только в недостатке, но и в избытке; 2) экологический фактор, величина которого находится в относительном минимуме по отношению к потребности организма и определяет его продуктивность; 3) фактор, уровень которого оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим. 2. По закону толерантности Р. Шелфорда: 1) лимитирующим фактором нормальной жизнедеятельности организма может быть фактор, находящийся не только в недостатке, но и в избытке; 2) экологический фактор, величина которого находится в относительном недостатке по отношению к другим факторам, определяет продуктивность организма; 3) фактор, уровень которого оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим. 3. Толерантность – это способность организмов: 1) выносить отклонения факторов от оптимума; 2) выдерживать избыток экологического фактора; 3) выдерживать недостаток экологического фактора. 4. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для деятельности организма, называется: 1) минимумом; 2) пессимумом; 3) максимумом; 4) оптимумом. 5. Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется: 1) регулирующим; 2) лимитирующим; 3) оптимальным; 4) доминантным. 6. Диапазон между экологическим минимумом и максимумом существования организмов носит название: 1) пессимума; 2) гомеостаза; 3) предела устойчивости; 4) оптимума. 7. Приспособление к среде обитания, выработанное в процессе эволюции, называется: 1) реакцией; 2) биологическими часами; 3) адаптацией; 4) биологическими ритмами. 8. Диапазон приспособленности вида к тем или иным условиям среды: 1) экологическая способность; 2) экологический ряд; 3) толерантность; 4) экологическая валентность. 9. Виды с широкой экологической валентностью: 1) стенобионты; 2) мезобионты; 3) эврибионты; 4) галобионты. 10. У муравья Cataglyphis из пустыни Сахара температура тела на полуденном солнце может подниматься до 55оС, а ночью, в подземелье муравейника опускается до 20оС и ниже. Это пример: 1) стенотермности; 2) эвритермности; 3) эврибионтности; 4) эвригалинности. 11. Растения, жизненные формы которых обеспечивают им полное или частичное прикрытие почек снегом зимой, называют (по С. Раункиеру): 1) фанерофитами; 2) хамефитами; 3) эпифитами; 4) криптофитами; 5) терофитами. 12. Жизненная форма растений, у которых почки возобновления расположены над землей (по С. Раункиеру): 1) фанерофиты; 2) хамефиты; 3) эпифиты; 4) криптофиты; 5) терофиты. 13. Жизненная форма воздушных растений, не имеющих корней в почве (по С. Раункиеру): 1) фанерофиты; 2) хамефиты; 3) эпифиты; 4) криптофиты; 5) терофиты. 14. Жизненная форма растений, отмирающих к зиме, неблагоприятный период переживающих в стадии семян (по С. Раункиеру): 1) гемикриптофиты; 2) хамефиты; 3) эпифиты; 4) криптофиты; 5) терофиты. 15. Жизненная форма растений, у которых почки возобновления находятся на уровне почвы (по С. Раункиеру): 1) гемикриптофиты; 2) хамефиты; 3) эпифиты; 4) криптофиты; 5) терофиты. 16. Жизненная форма многолетних растений, почки возобновления у которых находятся на подземных органах (по С. Раункиеру): 1) фанерофиты; 2) хамефиты; 3) гемикриптофиты; 4) криптофиты; 5) терофиты. 17. Циркадные ритмы: 1) ритмы, приближающиеся к суточным; 2) сезонные ритмы; 3) внешние ритмы; 4) любые биологические ритмы; 5) многолетние биологические ритмы. 18. Реакцией организма на изменение длины дня является: 1) валентность; 2) фотопериодизм; 3) светопериодизм; 4) биологические часы. 19. Правило, согласно которому в пределах вида теплокровные животные с более крупными размерами встречаются в более холодных зонах, сформулировано: 1) Алленом; 2) Коммонером; 3) Глогером; 4) Бергманом. 20. «Выступающие части тела теплокровных животных тем короче, а тело массивнее, чем холоднее климат» – это правило: 1) Аллена; 2) Коммонера; 3) Глогера; 4) Бергмана. 21. Правило, согласно которому виды животных, обитающие в холодных и влажных зонах, имеют более интенсивную пигментацию тела, чем обитатели теплых и сухих, сформулировано: 1) Алленом; 2) Коммонером; 3) Глогером; 4) Бергманом. 22. Сходство внешних признаков, которое возникло у различных по происхождению видов в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды, называется: 1) оофагией; 2) имитацией; 3) конвергенцией; 4) автотомией.
Выберите правильные ответы
23. Основные среды жизни: 1) водная; 2) почвенная; 3) наземно-воздушная; 4) живые организмы; 5) воздушная. 24. Адаптации организмов к окружающей среде могут быть: 1) морфологическими; 2) географическими; 3) биологическими; 4) поведенческими; 5) физиологическими. 25. Жизненные формы животных (по Д.Н. Кашкарову): 1) роющие; 2) наземные; 3) лазающие; 4) подземные; 5) воздушные. 26. Экологические группы гидробионтов включают: 1) нектон; 2) бентос; 3) водоросли; 4) рыб; 5) планктон. 27. Экологические группы растений по отношению к свету бывают: 1) световые (гелиофиты); 2) теневыносливые (факультативные гелиофиты); 3) факультативные сциофиты; 4) фитофиты; 5) теневые (сциофиты). 28. К склерофитам относятся следующие виды растений: 1) кактус; 2) верблюжья колючка; 3) ковыль; 4) полынь; 5) береза. 29. Экологические группы растений по отношению к водному режиму классифицируются как: 1) мезофиты; 2) гигрофиты; 3) аэробы; 4) ксерофиты; 5) гелиофиты. Установите соответствие
34. Экологические стратегии Виды организмов 1) r; А – бегемот; Г – кролик; 2) k. Б – лось; Д – лягушка; В – тигр; Е – волк. Ответ: 1) …; …; 2) …; … Выберите правильный ответ
1. Форма межвидовых взаимоотношений животных, при которой один вид использует в пищу другой, называется: 1) хищничеством; 2) растительноядностью; 3) симбиозом; 4) аменсализмом; 5) паразитизмом. 2. Форма связи между видами, при которой один использует другой как среду жизни и как источник пищи: 1) аллелопатия; 2) комменсализм; 3) зоохория; 4) мутуализм; 5) паразитизм. 3. Медицинская пиявка может не есть два года. За один раз она выпивает до 50 г крови. В ее кишечнике особые бактерии так обрабатывают кровь, что та долго не портится, и пиявки кормятся ею примерно раз в полгода. Такие взаимоотношения бактерий и пиявок – пример: 1) аллелопатии; 2) нахлебничества; 3) паразитизма; 4) симбиоза; 5) синойкии. 4. В кишечнике слона и бегемота обитают инфузории, которые разлагают поглощаемую животным растительную клетчатку до легкоусвояемых форм. Эти взаимоотношения называются: 1) зоохорией; 2) паразитизмом; 3) комменсализмом; 4) симбиозом; 5) хищничеством. 5. Симбиоз, при котором присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называется: 1) комменсализмом; 2) мутуализмом; 3) аменсализмом; 4) нейтрализмом; 5) зоохорией. 6. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это пример: 1) симпатрии; 2) аменсализма; 3) мутуализма; 4) конвергенции; 5) комменсализма. 7. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия, являясь часто переносчиками инфекции и гибели хозяина норы. Это явление называется: 1) аллелопатией; 2) аменсализмом; 3) симбиозом; 4) конвергенцией; 5) комменсализмом. 8. С началом лунного цикла кораллы начинают выделять половые продукты, чтобы произошло оплодотворение. Перед этим они выделяют феромоны – сигнал, чтобы сделать это вместе. Это пример: 1) аллелопатии; 2) аменсализма; 3) квартирантства; 4) нахлебничества; 5) комменсализма. 9. Во влажных тропических лесах Африки птицы-носороги помогают распространению примерно четверти произрастающих здесь видов деревьев. Съев плоды, они выбрасывают семена с пометом. Это пример: 1) комменсализма; 2) мутуализма; 3) аменсализма; 4) нейтрализма; 5) зоохории. 10. Примером межвидовой конкуренции могут быть взаимоотношения: 1) львов в прайде; 2) организма-хозяина и блох; 3) чёрных и рыжих тараканов; 4) зайцев и волков; 5) зайцев и лосей.
Выберите правильные ответы 11. Показателем (свойством) эффекта группы является: 1) территориальность; 2) фазовая изменчивость; 3) объединение животных в стада, стаи, прайды и т.п.; 4) самоограничение в росте численности популяции; 5) каннибализм. 12. В результате внутривидовой конкуренции происходит: 1) увеличение количества особей; 2) уменьшение количества особей; 3) изреживание древостоя по мере увеличения возраста леса; 4) каннибализм; 5) маркирование территории. 13. Примерами конкуренции являются отношения: 1) между муравьедом и муравьями; 2) каннибалом и жертвой; 3) львами и гиенами; 4) шимпанзе и зелеными растениями; 5) видами, использующими одни и те же ресурсы. 14. Примерами комменсализма являются: 1) взаимоотношения львов и шакалов; 2) опыление пчёлами растений донника; 3) взаимоотношения белых медведей и песцов; 4) взаимоотношения зайца и лося; 5) взаимоотношения рыбы-прилипалы и акулы. 15. Примерами симбиоза являются отношения: 1) водорослей и гриба в лишайнике; 2) корней высших растений и грибов (микориза); 3) бобовых растений и клубеньковых бактерий; 4) рыбы-прилипалы и акулы; 5) рака и актинии, живущей на «доме» рака – раковине. Установите соответствие
16. Группы экологических Экологические факторов факторы 1) абиотические; А – ветер; Г – осадки; 2) биотические. Б – рельеф; Д – аллелопатия; В – мутуализм; Е – конкуренция.
17. Группы биотических Биотические факторов факторы 1) внутривидовые; А – хищничество; Г – комменсализм; 2) межвидовые. Б – массовый эффект; Д – аменсализм; В – групповой эффект; Е – паразитизм.
Ответ: 1)...;...; 2) …;... Выберите правильный ответ
1. Объективно существующая целостная часть природной среды, имеющая пространственно-территориальные границы, в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее составляющие, связаны между собой обменом веществ, энергией и информацией и взаимодействуют как единое функциональное целое, называется: 1) зооценозом; 2) биоценозом; 3) экотопом; 4) фитоценозом; 5) экосистемой. 2. Макробиогеоценозы (тундра, пустыни и т.п.) называются: 1) биосферой; 2) биотой; 3) биотопом; 4) биотипом; 5) биомом. 3. Парк, лесополоса, сад относятся к экосистемам: 1) биологическим; 2) искусственным; 3) естественным; 4) природным; 5) сельскохозяйственным. 4. Любая совокупность организмов называется: 1) биотипом; 2) биотой; 3) экосистемой; 4) биогеоценозом; 5) биомом. 5. Термин «экосистема» предложил учёный: 1) К. Мёбиус; 2) В. Вернадский; 3) А. Тенсли; 4) В. Сукачёв; 5) Э. Зюсс. 6. Термин «биогеоценоз» предложил учёный: 1) К. Мёбиус; 2) В. Вернадский; 3) А. Тенсли; 4) В. Сукачёв; 5) Э. Зюсс. 7. Биогеоценоз: 1) эдафотоп + биоценоз; 2) биоценоз + экотоп; 3) экотоп + экотип; 4) экотоп + атмосфера; 5) климатоп + биоценоз. 8. Реку, болото, лес, поле можно назвать: 1) экотипом; 2) биотой; 3) биогеоценозом; 4) биомом; 5) климатопом. 9. Воздушная среда, вода, почва (местообитание сообщества) называется: 1) экотопом; 2) экономом; 3) экотипом; 4) экосистемой; 5) биомом. 10. Естественным биогеоценом является: 1) ковыльная степь; 2) поле люцерны; 3) маковая плантация; 4) сад; 5) луг.
Выберите правильный ответ
1. Величина необратимого рассеивания энергии называется: 1) автономией; 2) энтропией; 3) эргономикой; 4) эмиссией. 2. Энтропия изолированной системы: 1) уменьшается; 2) не изменяется; 3) увеличивается; 4) изменяется волнообразно. 3. При фотосинтезе растения используют лучистую энергию Солнца в диапазоне волн: 1) 20–360 нм; 2) 380–740 нм; 3) 400–960 нм; 4) 600–5000 нм. 4. От поступившей энергии Солнца растения Земли используют в среднем: 1) 0,1%; 2) 0,5%; 3) 5,0%; 4) 10,0%. 5. Перенос энергии от растений через ряд организмов, поедающих друг друга, называется: 1) пищевой цепью; 2) пищевой сетью; 3) экосистемой; 4) миграцией. 6. «Сплетение» пищевых цепей называется: 1) пищевой сетью; 2) пищевой цепью; 3) биотой; 4) биогеоценозом. 7. Количество энергии, переходящей с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня в среднем: 1) 3,0%; 2) 5,0%; 3) 10,0%; 4) 25,0%. 8. Согласно закону максимизации энергии (Г. Одум и Э. Одум), наилучшими шансами на сохранение обладают экосистемы: 1) способствующие в большей степени поступлению, выработке и эффективному использованию энергии; 2) способствующие в большей степени поступлению и эффективному использованию элементов питания; 3) имеющие большее биоразнообразие, чем подобные; 4) способствующие в меньшей степени поступлению, выработке и эффективному использованию энергии; 5) способствующие в меньшей степени поступлению и эффективному использованию элементов питания; 9. Количество органического вещества, производимое организмами того или иного сообщества на единицу площади в единицу времени, называется: 1) биомассой; 2) биологической продуктивностью; 3) биосинтезом; 4) биологической активностью. 10. Наибольшая биологическая продуктивность у экосистем: 1) открытого моря; 2) степи; 3) тундры; 4) влажных лесов. 11. Биологическая продуктивность коралловых рифов выше, чем большинства экваториальных районов океана, т.к. они получают больше: 1) света; 2) биогенов; 3) натрия; 4) хлора. 12. Продуценты органическое вещество: 1) поглощают; 2) разрушают; 3) синтезируют. 13. Консументы органическое вещество: 1) поглощают; 2) разрушают; 3) синтезируют. 14. Редуценты органическое вещество: 1) поглощают; 2) разрушают; 3) синтезируют. 15. Берёза в биоценозе функционирует как: 1) продуцент; 2) консумент первого порядка; 3) консумент второго порядка; 4) редуцент. 16. Организмы, питающиеся готовым органическим веществом: 1) автотрофы; 2) гетеротрофы; 3) продуценты; 4) хемотрофы. 17. Живые организмы, питающиеся мёртвым органическим веществом, называют: 1) миксотрофами; 2) автотрофами; 3) детритофагами; 4) паразитоидами. 18. На одном трофическом уровне проявляется: 1) конкуренция; 2) комменсализм; 3) аменсализм; 4) симбиоз. 19. Гиены и грифы находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что: 1) и те и другие имеют различную кормовую базу; 2) для жизнедеятельности им необходимо примерно одинаковое количество энергии; 3) оба вида животных теплокровные, 4) и те и другие питаются падалью. 20. Поток энергии от продуцентов к консументам: 1) уменьшается; 2) стабилен; 3) увеличивается. 21. Поток энергии от продуцентов к редуцентам: 1) уменьшается; 2) стабилен; 3) увеличивается. 22. Минимальный уровень энергии в сообществе: 1) у продуцентов; 2) консументов первого порядка; 3) консументов второго порядка; 4) редуцентов. Установите соответствие
23. Способ питания Виды организмов 1) автотрофный; А – росянка; Г – инфузория; 2) гетеротрофный; Б – бегемот; Д – яблоня; 3) миксотрофный. В – рожь; Е – гриб. 24. Трофические уровни Виды организмов 1) продуценты; А – тополь; Д – человек; 2) консументы; Б – груздь; Е – дождевой червь; 3) редуценты. В – корова; И – морская водоросль – ламинария; Г – кактус; К– корабельный червь.
Ответы: 1) …;...; 2) …;..., 3) …; …
Выберите правильный ответ
1. Состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое регулярным возобновлением её структур, называется: 1) пределом устойчивости; 2) гомеостазом; 3) ресурсным циклом; 4) толерантностью. 2. Взаимосвязанное изменение видов и их взаимоотношений называется: 1) эволюцией сообществ; 2) интеграцией сообществ; 3) консолидацией сообществ; 4) минимизацией сообществ. 3. Последовательная смена сообществ в результате воздействия на него природных факторов или человека называется: 1) синергизмом; 2) климаксом; 3) сукцессией; 4) синузией. 4. Относительно устойчивая стадия сообщества, находящаяся в равновесии с окружающей средой, называется: 1) гомеостазом; 2) климаксом; 3) сукцессией; 4) консорцией. 5. Способность экосистем к восстановлению внутренних свойств и структур после природного или антропогенного воздействия называется: 1) пластичностью; 2) саморегуляцией; 3) авторегуляцией; 4) стабилизацией. 6. Повышает стабильность экосистем: 1) вмешательство человека; 2) увеличение видового разнообразия; 3) увеличение численности популяций; 4) уменьшен
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.014 с.) |