Товарная форма хозяйствования как результат трансформации базовых признаков хозяйственной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарная форма хозяйствования как результат трансформации базовых признаков хозяйственной системы



1. Естественное разделение труда сменяется общественным, то есть определенные группы людей систематически занимаются определенными видами труда по созданию определенных видов продукта. Выделение скотоводства рядом с земледелием; появление ремесел, и, наконец, возникновение купечества как специфической деятельности по соединению производства и потребления. Разделение труда, полноценно состоявшись, обусловливает необходимость для людей в систематическом обмене результатами труда.

2. Собственность, также выделяется из общей хозяйственной системы, различаясь по субъектам и объектам. Теперь это частная собственность, которая обеспечивает каждому хозяйствующему субъекту полную самостоятельность, независимость, изоляцию от намерений других хозяйствующих субъектов в решении основных вопросов хозяйствования: «Что? Для кого? Как?»

3. Ограниченность ресурсов после их отчетливого разделения по видам деятельности и по субъектам владения приобретает относительный характер. Вырастает сугубо экономическая проблема – выбор, способ рационального использования ресурсов через альтернативное сопоставление с другими ресурсами. Относительность теперь заключается в сопоставлении «производства» как возможности (по ресурсам) и «потребления» как необходимости удовлетворения потребности любого вида в любом месте любого потребителя.

Способ связи в системе «производство – потребление» теряет прямой, непосредственный характер и получает относительный, опосредованный характер через рынок.

Развитие экономической системы идет от простого товарного производства, основанного на личном труде мелких частных собственников, крестьян и ремесленников, до полноценной рыночной экономики – капитализма свободной конкуренции, основанного на частной собственности, наемном труде, экономическом интересе, который становится мощной движущей силой экономического развития, свободном экономическом выборе каждого, конкуренции, ограниченной роли правительства, которое выполняет ряд экономических функций, о которых будет сказано ниже и разрабатывает юридическую базу функционирования экономики. Эти основные характеристики определяют рыночную экономику в значительной степени как саморегулирующуюся. Роль основной регулирующей силы играет система рынков и цен. Рынок показывает, что экономика должна производить и как эффективно организовать производство.

Примерно с середины ХХ в. рыночная экономика функционирует в форме смешанной экономики. Для нее характерно сочетание рыночного механизма с широким использованием различных экономических методов государственного регулирования экономики.

Однако, еще до возникновения смешанной экономики специфические изменения основных характеристик товарной формы хозяйства на определенном этапе вызвали к жизни плановую форму ведения хозяйства.

 

Плановое хозяйство как специфическая форма хозяйственной системы

1. Разделение труда, развиваясь в ширь, как система видов, и в глубь, как специализация, приводит структурно к более сложным связям, которые с одной стороны нуждаются в централизации, в концентрации, в согласовании, а с другой - отличаются разницей в степени самостоятельности на уровне «микро» и «макро» экономики. Возникают монополии. Миссию согласования берет на себя государство и использует для этого сначала методы прямого, административного воздействия, осуществляя директивное планирование всего и вся из единого центра как для «микро», так и для «макро» уровней.

Как определить приоритеты? Абсолютное измерение затрат труда невозможно и не имеет смысла. Измерение нужно только относительное, для сопоставления «ресурсы – потребности». А такой «посредник» как Госплан (кстати, его работники – в большинстве были специалисты с техническим, а не с экономическим образованием), планируя без экономических критериев деятельности, «от достигнутого», неизбежно превращает планирование в распределение.

2. Ресурсы выступают как объекты государственной собственности, то есть общей и никому в отдельности не принадлежат.

Каково может быть решение основных вопросов хозяйствования: «Что? Для кого? Как?». Очевидно - только коллективное, осуществляемое через центр.

Равенство, декларируемое как одинаковое отношение всех к средствам производства, обнуляет стимулирующий эффект такого равенства, которое может достигаться после производства в обмене через эквивалентность результатов труда.

Равенство, которое лишь провозглашается, но не подкрепляется самостоятельностью, неизбежно превращается в иждивенчество.

3. Ограниченность ресурсов уступает свой относительный характер директивности планирования. Все, что запланировано – то и возможно, исходя из наличия ресурсов. Все, что по плану сделано – то и необходимо для удовлетворения потребностей.

Способ связи в системе хозяйства «производство – потребление» снова прямой. Рационализаторство приветствуется, но внутри плана ему нет места, реализоваться оно может только за рамками плана, иначе говоря – в теневой части экономики.

Плановая экономика в некоторых странах, например в СССР, Северной Корее и др. получила название командной экономики или административной системы. Наиболее характерной чертой командной экономики является крайнее ограничение сферы товарно-денежных отношений, что лишает ее такого мощного стимула развития, как личный интерес, свойственный рыночной экономике. Вместо него энтузиазм в годы первых пятилеток, а позже – приказ выполнить план производства любой ценой. Однако экономика не может подчиняться приказам, она функционирует на основе присущих ей экономических законов. Отсутствие полноценного рынка определили те ее существенные особенности, которые в конечном счете обусловили ее исторически преходящий характер:

1. Негибкость. Любая экономическая система вынуждена постоянно приспосабливаться к появлению новых технологий, относительной ограниченности ресурсов и т. д. Командная экономика лишена таких механизмов приспособления, как рынок, который моментально выявляет как общественные потребности, так и затраты на производство продукции. Он не позволяет находиться на плаву предприятиям, продукция которых не соответствует общественным потребностям, или затраты на производство которой выше общественно-необходимых.

2. Крайне низкая эффективность, когда прирост вовлекаемых в народное хозяйство ресурсов мог превышать прирост национального дохода. Связь в системе «производство-потребление» в этом случае такова, что общество тратит ресурсы, не увеличивая потребление.

Поскольку суть всех форм хозяйствования – это способ связи в системе «производство – потребление», а механизм, развивающий этот способ, как мы видим, содержится в товарной форме, она и выступает базовой в динамике хозяйственных систем.

Дальнейшая задача темы – рассмотрение сущностных категорий товарной формы хозяйства и движения экономических систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.)