Глава 3. Формы общественного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Формы общественного хозяйства



Глава 3. Формы общественного хозяйства

Тема «Формы общественного хозяйства» выступает в качестве переходной к разделам курса экономической теории, имеющим прикладной характер («Макроэкономики и микроэкономики здравоохранения»). Задачи этой темы заключаются в том, чтобы определить, на основе чего и каким образом люди в разных экономических системах по-разному решают основные вопросы экономики: «Что производить?», «Для кого производить», «Как производить?».

Тема раскрывает механизм развития экономических систем и характеризует сущностные категории, определяющие это развитие.

 

3.1. Базовые характеристики хозяйственных систем как фактор преобразования форм общественного хозяйства

Натуральное хозяйство и особенности его базовых признаков

В истории общества известно три формы ведения хозяйства: натуральная, товарная и плановая. Первая, как начальная, опирается на естественные принципы организации хозяйства, две последующих – работают уже по экономическим принципам. В целом, критериями для сравнения и вместе с тем факторами развития и преобразования всех трех указанных форм хозяйства, выступают следующие:

1. Степень разделения труда в хозяйстве;

2. Собственность, обусловливающая степень самостоятельности в решении основных вопросов хозяйства;

3. Степень ограниченности ресурсов, обусловливающая способ рационального их использования и включения индивидуального труда в общественный.

Центральной характеристикой формы хозяйствования как системы, ее сутью является то, что форма хозяйства выступает способом связи между производством и потреблением.

Первой формой хозяйства в истории человечества стало натуральное производство. В нем все потребности удовлетворяются только трудом внутри общины, без обмена продуктами труда как вне, так и внутри общины.

Такое хозяйство в историческом аспекте соответствует первобытному периоду, рабовладению, феодализму (при нем рента соседствует с оброком, натуральная плата соседствует уже с рентой, денежной платой). Отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления носят личный характер.

По базовым признакам для натуральной формы хозяйствахарактерно следующее:

1. Естественное разделение труда между людьми: по полу, по возрасту. Обмен тоже осуществляется естественным образом, как обмен деятельностью, обмен опытом. Отсюда замкнутость производства, которое может поддерживаться только силой традиций, обычаев, волей вождей.

2. Совместное владение орудиями производства, коллективный характер труда обусловливают согласование в решении основных хозяйственных вопросов: «Что? Для кого? Как?» на уровне общины по привычным для нее правилам или по воле военачальника, что регулярно обеспечивает получение минимально необходимого продукта без его прироста.

В натуральном хозяйстве основные вопросы регламентированы:

а) в первобытной общине – физическими возможностями членов семьи;

б) в рабовладельческом обществе – диктатом рабовладельца;

в) в крестьянском хозяйстве – волей помещика.

3. Ограниченность ресурсов носит абсолютный характер в естественно-физическом смысле. Задача рационального использования в отсутствие выбора еще не возникает. Потенциал для развития хозяйственной системы «производство – потребление» как со стороны производства, так и со стороны потребностей пока еще ничтожно мал.

Какие изменения происходят в хозяйственной системе, основанной на натуральной форме ведения хозяйства, преобразуя ее в последующую, товарную, таким образом, что последняя становится на многие века способной к саморазвитию? Рассмотрим базовые характеристики товарной формы хозяйствования.

 

Плановое хозяйство как специфическая форма хозяйственной системы

1. Разделение труда, развиваясь в ширь, как система видов, и в глубь, как специализация, приводит структурно к более сложным связям, которые с одной стороны нуждаются в централизации, в концентрации, в согласовании, а с другой - отличаются разницей в степени самостоятельности на уровне «микро» и «макро» экономики. Возникают монополии. Миссию согласования берет на себя государство и использует для этого сначала методы прямого, административного воздействия, осуществляя директивное планирование всего и вся из единого центра как для «микро», так и для «макро» уровней.

Как определить приоритеты? Абсолютное измерение затрат труда невозможно и не имеет смысла. Измерение нужно только относительное, для сопоставления «ресурсы – потребности». А такой «посредник» как Госплан (кстати, его работники – в большинстве были специалисты с техническим, а не с экономическим образованием), планируя без экономических критериев деятельности, «от достигнутого», неизбежно превращает планирование в распределение.

2. Ресурсы выступают как объекты государственной собственности, то есть общей и никому в отдельности не принадлежат.

Каково может быть решение основных вопросов хозяйствования: «Что? Для кого? Как?». Очевидно - только коллективное, осуществляемое через центр.

Равенство, декларируемое как одинаковое отношение всех к средствам производства, обнуляет стимулирующий эффект такого равенства, которое может достигаться после производства в обмене через эквивалентность результатов труда.

Равенство, которое лишь провозглашается, но не подкрепляется самостоятельностью, неизбежно превращается в иждивенчество.

3. Ограниченность ресурсов уступает свой относительный характер директивности планирования. Все, что запланировано – то и возможно, исходя из наличия ресурсов. Все, что по плану сделано – то и необходимо для удовлетворения потребностей.

Способ связи в системе хозяйства «производство – потребление» снова прямой. Рационализаторство приветствуется, но внутри плана ему нет места, реализоваться оно может только за рамками плана, иначе говоря – в теневой части экономики.

Плановая экономика в некоторых странах, например в СССР, Северной Корее и др. получила название командной экономики или административной системы. Наиболее характерной чертой командной экономики является крайнее ограничение сферы товарно-денежных отношений, что лишает ее такого мощного стимула развития, как личный интерес, свойственный рыночной экономике. Вместо него энтузиазм в годы первых пятилеток, а позже – приказ выполнить план производства любой ценой. Однако экономика не может подчиняться приказам, она функционирует на основе присущих ей экономических законов. Отсутствие полноценного рынка определили те ее существенные особенности, которые в конечном счете обусловили ее исторически преходящий характер:

1. Негибкость. Любая экономическая система вынуждена постоянно приспосабливаться к появлению новых технологий, относительной ограниченности ресурсов и т. д. Командная экономика лишена таких механизмов приспособления, как рынок, который моментально выявляет как общественные потребности, так и затраты на производство продукции. Он не позволяет находиться на плаву предприятиям, продукция которых не соответствует общественным потребностям, или затраты на производство которой выше общественно-необходимых.

2. Крайне низкая эффективность, когда прирост вовлекаемых в народное хозяйство ресурсов мог превышать прирост национального дохода. Связь в системе «производство-потребление» в этом случае такова, что общество тратит ресурсы, не увеличивая потребление.

Поскольку суть всех форм хозяйствования – это способ связи в системе «производство – потребление», а механизм, развивающий этот способ, как мы видим, содержится в товарной форме, она и выступает базовой в динамике хозяйственных систем.

Дальнейшая задача темы – рассмотрение сущностных категорий товарной формы хозяйства и движения экономических систем.

 

Глава 3. Формы общественного хозяйства

Тема «Формы общественного хозяйства» выступает в качестве переходной к разделам курса экономической теории, имеющим прикладной характер («Макроэкономики и микроэкономики здравоохранения»). Задачи этой темы заключаются в том, чтобы определить, на основе чего и каким образом люди в разных экономических системах по-разному решают основные вопросы экономики: «Что производить?», «Для кого производить», «Как производить?».

Тема раскрывает механизм развития экономических систем и характеризует сущностные категории, определяющие это развитие.

 

3.1. Базовые характеристики хозяйственных систем как фактор преобразования форм общественного хозяйства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.03 с.)