Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институциональные единицы. Резиденты страны.

Поиск

Основные показатели СНС.

Институциональные единицы. Резиденты страны.

Национальная экономика (народное хозяйство страны).

Валовой внутренний продукт (ВВП) (gross domestic product – GDP).

Валовой национальный продукт (ВНП) (gross national product – GNP).

Чистый внутренний продукт (ЧВП) (net domestic product – NDP).

Национальный доход (НД) (national income – NI).

Личный доход (ЛД) (personal income – PI).

Располагаемый доход (РД) (disposable income – DI).

Соотношение основных показателей, характеризующее объем национального производства

Методы расчета ВВП: ВВП «по расходам»; ВВП «по доходам».

Повторный счет. Добавленная стоимость.

Конечный продукт. Промежуточный продукт.

Макроэкономические индикаторы.

Дефлятор ВНП.

Индекс цен.

Показатель чистого экономического благосостояния.

20. Национальное богатство.

21. Структура национального богатства.

22. Национальное богатство России.

23. Статистика ЮНЕСКО о России.

 

 

Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, функции, формы, методы, инструменты и средства.

Экономическая политика: понятие, субъекты.

Общественные блага

 

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ).

Цели государственного регулирования экономики.

Экономические функции государственного регулирования экономики – Основные направления государственного регулирования экономики.

Методы и инструменты государственного регулирования экономики.

Формы государственного регулирования экономики.

Субъекты государственного регулирования.

31. Государственное социально-экономическое программирование (планирование).

Государственные социальные проекты (программы) Российской Федерации.

Общественные блага.

Особенности общественных благ.

Чистые частные общественные блага, чистые общественные блага, смешанные общественные блага.

Квазиобщественное благо.

Трансфертные платежи.

 

 

Экономический рост: понятие, мера, основные типы, факторы, измерение, положительные и отрицательные стороны

 

Экономический рост.

Два типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный

Факторы экономического роста.

Прямые факторы (ресурсы) экономического роста.

Косвенные факторы экономического роста.

Факторы экономического роста: факторы роста производительности труда, факторы роста производительности капитала.

44. Основные показатели оценки воздействия тех или иных факторов на экономический рост: производительность труда; производительность капитала, (капиталоотдача); капиталовооруженность; капиталоемкость.

Многофакторная производительность (MFP – multi-factor productivity), или общая факторная производительность (TFP – total-factor productivity).

Новая экономика и экономический рост.

Влияние знаний, информации на модель рынка.

Сетевые внешние эффекты.

Положительные и отрицательные стороны экономического роста.

Основные задачи экономической политики Российской Федерации на достижение экономического роста на ближайшую перспективу.

 

 

Макроэкономическая нестабильность: цикличность экономического развития. Содержание, фазы цикла.

Экономическая и отраслевая структура. Структурные кризисы

 

 

Макроэкономическая стабильность.

Макроэкономическое равновесие.

Частичное и общее равновесие.

Модели макроэкономического равновесия.

55. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение» (aggregate demand – aggregate supply – “AD–AS”) и две проблемы, которые она позволяет проанализировать:

1) проблема достижения макроэкономического равновесия;

Проблема повышения уровня реального объема производства при сохранении макроэкономического равновесия.

Совокупный спрос (агрегированный спрос).

Эффект храповика.

Кризисы перепроизводства.

Локальные кризисы.

Мировые кризисы.

Экономический цикл.

Проциклические переменные.

Ациклические переменные.

Структурный эффект.

Структурный кризис.

 

 

Причины инфляции.

Инфляционные ожидания.

Измерение инфляции.

Темп инфляции.

Виды инфляции.

Сеньораж (SE – seniorage).

Инфляция и безработица.

Кривая Филипса.

Адаптационная политика.


1. Система национальных счетов (СНС): сущность, задачи, основные макроэкономические показатели и индикаторы.

Национальное богатство: содержание, структура

1.

МАКРОЭКОНОМИКА (от греч. makros – большой)
— это часть общей экономической теории, изучающая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом, изучающая взаимодействие всех экономических агентов и всех рынков друг с другом, а также инструменты и методы их регулирования; — это раздел экономической теории, изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом. Оформилась макроэкономика в особый раздел экономической науки в 30-х гг. ХХ столетия с выходом в 1936 г. книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»
В макроэкономике, несмотря на многие аналоги с микроэкономикой, большее внимание уделяется агрегированным показателям: — категории, рассматриваемые в масштабе всей экономики (например: ВВП, ВНП и др) Агрегирование (aggregation) — соединение отдельных единиц или данных в одно целое, в единый показатель. Например, все единицы продукции агрегируются в реальный валовой национальный продукт
В макроэкономике выделяют три субъекта (участника): ● сектор домашних хозяйств ● предпринимательский сектор ● государственный сектор

2.

Система национальных счетов (СНС)
совокупность данных, используемых государством для описания итогов хозяйственной деятельности страны в целях их последующего анализа
— комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода

3.

Основные показатели СНС
§ Валовой внутренний продукт (ВВП) Для России основным показателем национального счетоводства является ВВП § Валовой национальный продукт (ВНП) = Валовой национальный доход (ВНД) (с 1993г.) § Чистый внутренний продукт (ЧВП) = Национальный доход (НД) (с 1993г. не отличаются) § Личный доход (ЛД) § Располагаемый доход (РД) § Валовой региональный продукт (ВРП) территории, например, Республики Татарстан, показывает объем всей вновь произведенной продукции и оказанных услуг на определённой территории В 2011 году ВРП Татарстана составил 1 триллион 250 миллиардов рублей. Это сопоставимо, например, с такими странами как Словакия или Болгария и равно объемам произведенной продукции Новосибирской и Нижегородской областей вместе взятых. Татарстан вносит значительный вклад в российскую экономику. В республике добывается более 6% российской нефти. Почти половина общероссийского производства полиэтилена сосредоточена в Татарстане, у нас выпускается каждый третий российский грузовик и каждая третья шина. Кроме того, в общем урожае зерна по стране каждая двадцатая тонна собрана в республике. По производству молока мы занимаем первое место – и все это при относительно небольшой площади (0,4% от РФ) и численности населения (2,6% от РФ)

4.

Институциональные единицы
—это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности: · юридические лица; · домашние хозяйства. Все институциональные единицы являются резидентами страны.
Резиденты страны
—этовсе экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие экономический интерес на территории данной страны, занимающиеся производственной деятельностью или проживающие в стране не менее одного года

5.

Национальная экономика (народное хозяйство страны)
— это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных воедино многосторонними экономическими связями; — исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли

6.

Валовой внутренний продукт (ВВП) gross domestic product — GDP
— это конечная стоимость товаров и услуг, произведенных внутри страны за один год (резидентами данной страны); — выборка товаров и услуг, сделанная на основе географической принадлежности
Например. Стоимость продукции, произведенной французской компанией на территории Великобритании, будет включаться в ВНП Франции и в ВВП Великобритании

7.

Валовой национальный продукт (ВНП) gross national product — GNP
— это конечная стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за один год. ВНП учитывает конечную стоимость товаров и услуг, произведенных гражданами данной страны как внутри страны, так и за рубежом; — выборка товаров и услуг, сделанная на основе национальной принадлежности

8.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) net domestic product – NDP
— это ВВП за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замены капитала, изношенного в процессе выпуска продукции (амортизации). ЧВП включает в себя только чистые инвестиции

9.

Национальный доход (НД) national income – NI
— общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП данного года. Национальный доход включает все виды пофакторных доходов, полученных в данном году (заработная плата + рента + процент + прибыль)

10.

Личный доход (ЛД) personal income – PI
— весь доход, полученный населением, который может быть потрачен на потребление, сбережение и уплату налогов

11.

Располагаемый доход (РД) disposable income – DI
— доход, остающийся в распоряжении населения после уплаты индивидуальных налогов, расходуемый на потребление и сбережение

12.

Соотношение основных показателей, характеризующее объем национального производства
Валовой внутренний продукт
— Амортизация  
= Чистый внутренний продукт
— Косвенные налоги  
= Национальный доход  
— Налоги на прибыль корпораций
— Нераспределенная прибыль корпораций
+ Трансфертные платежи  
= Личный доход  
— Индивидуальные налоги  
= Располагаемый доход
       
   
 


Потребление Сбережение

 

13.

Методы расчета ВВП
ВВП как сумма расходов (ВВП «по расходам») включает: личное потребление (С) – расходы домашних хозяйств на различные виды товаров и услуг; валовые инвестиции (Ig) – расходы, связанные с совершенствованием производства, — затраты на приобретение машин, оборудования, строительство зданий, сооружений, предназначенных для возмещения износа основного капитала (амортизация) и его расширения (чистые инвестиции), а также прироста товарных запасов; Ig=In+A государственные закупки (G) – приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных для производственного потребления государства; чистый экспорт (Nx) – разница между объемом экспорта и импорта.   Таким образом, ВВП (по расходам) = C+Ig+G+Nx   Это уравнение называют: – уравнение ВВП по расходам, или ВВП по использованию; – уравнение совокупного спроса; – основным кейнсианским уравнением.  
ВВП как сумма доходов (ВВП «по доходам»)включает: — заработную плату наемных работников (W), в том числе отчисления на социальное страхование, социальное обеспечение, в фонды медицинского обслуживания и занятости; — ренту (R) – доходы, получаемые владельцами земельных ресурсов; — процент (i) – доход на реальный и денежный капитал; — прибыль (P), получаемую владельцами единоличных и партнерских предприятий (некорпоративная прибыль) и получаемую корпорациями (акционерными обществами), последняя распадается на три части – налоги на прибыль корпораций; нераспределенная прибыль акционерных обществ, предназначенная для накопления (совершенствования производства); дивиденды; — амортизацию (А) – возмещение износа основного капитала; — косвенные налоги (Т) – налоги, включаемые в цену товара. ВВП (по доходам) = W+R+i+P +A+T

14.

Повторный счет
— это завышение объема продукции в многоступенчатом процессе её производства и реализации, когда стоимость одних и тех же частей продуктов учитывается не один раз (двойной, тройной и более счёт) Во избежание повторного счета в ВВП страны не включают: — государственные и частные трансфертные платежи, т.е. платежи, взамен которых никакие товары или услуги не поступают (пенсии, пособия, субсидии, стипендии и т.п.); — сделки с ценными бумагами (купля – продажа акций, облигаций, сертификатов и т. п.); — выручку от продажи товаров, произведенных в предыдущий период
Добавленная стоимость
— это разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (валовым выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением) — рыночная цена продукции каждой фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных у поставщиков

15.

Конечный продукт. Промежуточный продукт
ВВП включает только конечную продукцию (продукцию, не идущую в дальнейшую переработку, а используемую для личного потребления, инвестиций и экспорта) и не включает промежуточную продукцию (продукцию, произведенную и потребленную в производстве в данном году), которая образует повторный счет (уголь, нефть, чугун, зерно и т.п.)

16.

Макроэкономические индикаторы
Современные экономики редко обходятся без инфляции, которая повышает общий (средний) уровень цен в стране. С учетом этого обстоятельства различают понятия номинального и реального ВНП. Номинальный ВНП – это ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах (без поправок на инфляцию). Взятый в динамике, он одновременно отражает как изменение своего физического объема (тонн, кубометров и пр.), так и рост уровня цен. Следовательно, в условиях инфляции номинальный ВНП завышает результаты экономики и требует корректировки. Реальный ВНП – это ВНП, стоимость которого скорректирована на величину годового роста цен при помощи так называемого дефлятора. Дефлятор представляет собой индекс цен, отражающий (в процентах или десятичной форме) их изменение. Реальный ВНП равен номинальному, деленному на дефлятор

 

17.

Дефлятор ВНП
– это отношение номинального ВНП к реальному ВНП (характеризует изменение общего уровня цен)   Дефлятор является одним из наиболее распространенных ценовых индексов, с помощью которых измеряются изменения уровня цен в стране. Дефлятор – это коэффициент пересчета стоимости ВНП в неизмененные цены. В условиях инфляции его значение всегда больше единицы (цены растут). В противоположных же условиях дезинфляции, когда имеет место падание общего уровня цен, дефлятор меньше единицы

 

18.

Индекс цен
Ú Индексы для неизменного набора товаров, или с неизменными весами, —такие индексы называют индексами Ласпейреса (IL). Примером подобного индекса может быть индекс потребительских цен (ИПЦ): неизменную потребительскую корзину, состоящую из одних и тех же благ, сравнивают с точки зрения цен включенных в нее благ в текущем и базисном периоде. Ú Индексы для изменяющегося набора товаров, или с переменными весами, —такие индексы называют индексами Паше. Примером подобного индекса может быть дефлятор ВВП: текущие количества произведенных сегодня благ сравнивают исключительно с точки зрения ценовых изменений этих благ, произошедших со времени базисного периода  

19.

Показатель чистого экономического благосостояния
–оценочный показатель,учитывающий дополнительно к ВНП товары и услуги, которые не учитывается в национальных счетах, но, тем не менее, увеличивает, общее благосостояние нации. В состав чистого экономического благосостояния включаются: – общественно полезные товары и услуги, произведенные в теневой экономике; – стоимостная оценка работ по дому, выполняемых не по найму и т.п. При этом из ВНП вычитается загрязнение окружающей среды, которое снижает общее благосостояние нации

20.

Национальное богатство
— макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность ресурсов и благ (активов) страны, созданных и накопленных за весь период существования страны на определённый момент времени, характеризующий социально-экономическую мощь страны, создающий возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей; — совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество и которые созданы и накоплены им за весь предшествующий период своего развития

21.

Структура национального богатства
· основные производственные фонды · оборотные производственные фонды · материальные резервы · природные ресурсы · непроизводственные фонды · информация

22.

Национальное богатство России
По оценке российского ученого – академика РАН Д.С. Львова, Россия занимает устойчивое первое место в мире, как по абсолютной величине национального богатства, так и на душу населения. США и Канада, по его расчетам, отстают от России по природному капиталу на душу населения в 10 раз, а Западная Европа — в 27 раз. Это свидетельство того, что по сравнению с ведущими западными странами мира Россия располагает наибольшими ресурсными возможностями для социально-экономического развития. Однако существует колоссальный разрыв между возможностями России и эффективностью использования ее национального богатства. Так, по показателю ВВП на душу населения Россия отстает от Японии в 4 раза, от Германии и ряда других европейских стран — в 3.5 раза. В России резко обострилась проблема ускоряющейся смертности населения. Россия научилась добывать богатейшие запасы национальных ресурсов, но не научилась их перерабатывать. В связи с этим Россия на сегодняшний день в мировом хозяйстве занимает место не индустриально развитой страны, а сырьевой, или добывающей

23.

СТАТИСТИКА ЮНЕСКО О РОССИИ[1]
Россия занимает: 1-е место в мире по разведанным запасам природного газа (32% мировых запасов газа); 1-е место в мире по добыче и экспорту природного газа (35% мировой добычи газа); 1-е место в мире по добыче нефти и второе место по её экспорту; 1-е место в мире по разведанным запасам каменного угля (23% мировых запасов углей); 1-е место в мире по запасам торфа (47% мировых запасов торфа); 1-е место в мире по запасам лесных ресурсов (23% мировых запасов леса); 1-е место в мире по запасам поваренной соли и второе место по запасам калийной соли; 1-е место в мире по запасам питьевой воды и второе место по объему пресной воды; 1-е место в мире по запасам минтая, крабов, осетровых в своей 200-мильной экономической зоне, и второе-третье место по запасам трески, сельдевых, мойвы, сайки, лососевых и др.; 1-е место в мире по разведанным запасам олова, цинка, титана, ниобия; 1-е место в мире по запасам и производству рудничного и рафинированного никеля; 1-е место в мире по разведанным запасам железных руд (около 28% мировых запасов); 1-е место в мире по экспорту стали и третье место по экспорту металлопроката; 1-е место в мире по производству и экспорту первичного алюминия; 1-е место в мире по экспорту азотных удобрений, второе и третье места по экспорту фосфорных и калийных удобрений; 1-е место в мире по запасам алмазов и второе место по их добыче; 1-е место в мире по физическому объему экспорта алмазов; 1-е место в мире по разведанным запасам серебра; 2-е место в мире по разведанным запасам золота; 2-е место в мире по разведанным запасам платины и первое место по её экспорту; 3-е место в мире по размерам государственных золотовалютных резервов; 3-е место в мире по разведанным запасам меди и свинца; 3-е место в мире по разведанным запасам вольфрама и молибдена; 1-е место в мире по протяженности электрифицированных железных дорог; 1-е место в мире по числу ежегодных запусков космических аппаратов; 1-е место в мире по количеству проданных на экспорт самолетов-истребителей; 1-е место в мире по поставкам на экспорт средств ПВО средней и малой дальности; 2-е место в мире среди стран, обладающих наибольшим количеством стрелкового оружия; 2-е место в мире по поставкам вооружения всех видов; 2-е место в мире по величине подводного флота; 3-е место в мире по числу абонентов сотовой связи; 1-е место в мире по величине национального богатства (при любом методе расчета, как по абсолютной величине, так и на душу населения); 1-е место в мире по импорту автомобилей; 62-е место в мире по уровню технологического развития (между Коста-Рикой и Пакистаном); 67-е место в мире по уровню жизни; 70-е место в мире по использованию по использованию передовых информационных и коммуникационных технологий; 72-е место в мире по рейтингу расходов государства на человека; 97-е место в мире по доходам на душу населения; 127-е место в мире по показателям здоровья населения; 134-е место в мире по продолжительности жизни мужчин; 159-е место в мире по уровню политических прав и свобод; 175-е место в мире по уровню физической безопасности граждан; 182-е место по уровню смертности среди 207 стран мира; 1-е место в мире по заболеваниям психики; 1-е место в мире по абсолютной величине убыли населения; 1-е место в мире по количеству самоубийств среди пожилых людей; 1-е место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков; 1-е место в мире по числу детей брошенных родителями; 1-е место в мире по количеству абортов и по материнской смертности; 1-е место в мире по числу разводов и рожденных вне брака детей; 1-е место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции; 1-е место в мире по продажам крепкого алкоголя; 1-е место в Европе по числу умерших от пьянства и табакокурения; 1-е место в мире по потреблению табака и третье место по производству табачных изделий; 1-е место в мире по числу курящих детей и темпам прироста числа курильщиков; 1-е место в мире по смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы; 1-е место в мире по количеству ДТП; 1-е место в мире по количеству авиакатастроф (по данным Международной ассоциации воздушного транспорта уровень авиакатастроф в России в 13 раз превышает среднемировой); 1-е место в мире по объемам поставок рабов на международный черный рынок; 1-е место в мире по темпам роста числа долларовых миллиардеров; 2-е место в мире по числу долларовых миллиардеров (после США); 2-е место в мире по распространению поддельных лекарств (после Китая); 2-е место в Европе по числу самоубийств надушу населения (после Литвы); 2-е место в мире по числу убийств на душу населения (после Колумбии); 2-е место в мире по числу журналистов, убитых за последние десять лет; 2-е место в мире (после Сербии) по количеству людей, ищущих убежища в развитых странах Запада; 2-е место в мире по уровню бюрократии; 2-е место в мире среди стран – распространителей спама; 2-е место в мире по числу детей, усыновленных в США; 3-е место в мире по распространению детской порнографии; 3-е место в мире по количеству тоталитарных сект; 3-е место в мире по угону машин

 


Общественные блага

24.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики
· компенсация, ликвидация или недопущение отрицательных внешних эффектов рынка (введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду); · предоставление общественных благ населению (оборона страны, охрана общественного порядка); · решение социальных проблем, влияющих на развитие экономики (МРОТ, продолжительность рабочего времени); · обеспечение экономики необходимым количеством денег и т.д.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
— система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества
Роль государства в рыночной экономике

 

 

26.

Цели государственного регулирования экономики
Главная цель ГРЭ: экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель:
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.Обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг – более высокий уровень жизни  
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсах  
3. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем кто желает и способен работать, исходя из потребностей общества  
4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции  
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы  
6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши  
7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЁННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев  
8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Стремимся участвовать во всемирном хозяйстве, поддерживать баланс международных экономических отношений  
9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

27.

Экономические функции государства – Основные направления государственного регулирования экономики
● обеспечение правовой, законодательной базы функционирования экономических субъектов;
● проведение антимонопольной политики и поддержание, защита конкуренции;
● обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и организации денежного обращения
● регулирование, перераспределение доходов;
● финансирование фундаментальной науки, наукоемких отраслей;
● охрана окружающей среды, регулирование внешних эффектов рынка, обеспечение экологической безопасности;
● финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка;
● поддержание общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и т.п.;
● изменение структуры производства с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов;
● контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
● финансирование производства или непосредственное производство общественных благ, товаров и услуг;
● регулирование внешнеэкономической деятельности и др.

28.

Методы и инструменты государственного регулирования экономики
1. Административные методы государственного регулирования —эти методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора ( лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы). Административные методы основаны на соответствующем законодательстве – о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде, социальном обеспечении и социальной защите, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п.
2. Экономические методы государственного регулирования —эти методы предусматривают сохранение свободы выбора. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы делятся на: · Прямые · Косвенные   К прямым относятся: — деятельность государственного сектора – совокупность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству; —государственное предпринимательство (производство, закупки, продажи товаров, инвестиции), оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом. Инструменты государственного регулированияпри прямых методах: государственные заказы, займы, дотации и субсидии; прогнозы, планы, программы и др. К косвеннымотносятся: — бюджетно-налоговая (фискальная) политика – маневрирование доходами и расходами бюджета; — денежно-кредитная (монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику. Инструменты государственного регулированияпри косвенных методах: налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетная ставка, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.

29.

Формы государственного регулирования экономики
— бюджетно-налоговое регулирование(разработка, утверждение, исполнение государственного бюджета) — денежно-кредитное регулирование(система государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, объема денежной массы) — административное регулирование(лицензирование, квотирование, принудительное разукрупнение монополий или картелирование)

30.

31.

Государственное социально-экономическое программирование (планирование)
Программирование– высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей. Объекты программирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно–технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д. По срокам различают: Ú краткосрочные программы (1–3 года); Ú среднесрочные программы (3–5 лет); Ú долгосрочные программы (от 5 лет)   По объектам государственного программирования различают: Ú общегосударственные (стабилизации или развития экономики в целом); Ú региональные (охватывает деятельность отдельных частей экономики страны); Ú целевые (программы развития определенного направления НТП или занятости, например, молодежи); Ú отраслевые (направлены на развитие отдельных отраслей); Ú чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.). Стадии программирования: — формирование целевой функции; — разработка нескольких вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели; — составление бюджетов по отдельным вариантам, определение системы управления и контроля за той или иной политикой; — выбор программы

32.

Государственные социальные проекты (программы) Российской Федерации)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция 2020) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662—р. Цель разработки Концепция 2020 — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Основные задачи Концепции 2020: · основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; · стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; · формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; · цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; · цели и приоритеты внешнеэкономической политики; · параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития
НЕКОТОРЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (распоряжения Правительства РФ от 03.06.2011 № 970-р)   1. Федеральная целевая программа Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2011 годы). 2. Федеральная целевая программа


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.115 (0.017 с.)