Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины



УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

 

Тема 4

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов

медико-диагностического факультета

 

 

Гомель

Гом ГМУ

Составитель: к.м.н. Л.П. Мамчиц. / Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,2010

 

 

Рецензенты: .В. Карташева– к.м.н., доцент кафедры общей гигиены, экологии и радиационной медицины Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет».

 

Экологические и медицинские последствия загрязнения атмосферы / учебно-методическое пособие / Л.П. Мамчиц. – Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2010. – 12с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по экологии для студентов медико-диагностического факультета и составлено в соответствии с учебной программой по разделу экологии.

Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям образовательного стандарта по специальности «медико-диагностическое дело».

 

Утверждено на заседании кафедры

протокол № от «______»_________2010

 

 

Учреждения образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2010

 


Занятие 4

Экологические и медицинские последствия загрязнения атмосферы

Время занятии -4 часа

Форма занятия – практическое.

Место проведения: учебная лаборатория.

Материальное оснащение:

1. Курс лекций по экологии.

2. Нормативные документы по вопросам охраны атмосферного воздуха.

3. Методические указания к практическим занятиям по экологии для студентов.

4. Таблицы по экологии.

5. Стенды «Основы методологии экологии», «Основные направления изучения экологии», «Пути загрязнения экологической среды».

Мотивационная характеристика темы: Одной из основных сред обитания человека является атмосфера, которая постоянно, прямо или косвенно воздействует на организм людей. Изменения химического состава и физических свойств атмосферного воздуха приводит к нарушению здоровья людей и различным негативным последствиям в объектах окружающей среды. Причины, вызывающие изменения атмосферы, бывают природного и антропогенного происхождения, а масштабы изменений – глобальными или ограниченными.

В настоящее время соотношение между основными компонентами атмосферного воздуха не изменилось, однако в период промышленной и научно-технической революций увеличился объем загрязнений атмосферы газами и аэрозолями техногенного происхождения.

Повсеместное загрязнение окружающей среды приводит к уничтожению биологических ресурсов, которые являются носителем генетического материала. Распространившиеся в последнее время такие явления как кислотные осадки, разрушение озонового слоя, парниковый эффект и др. оказывают неблагоприятное влияние не только на природу, но и на здоровье человека. Особую тревогу вызывают болезни, связанные с неблагополучием биосферы: заболевания верхних дыхательных путей и аллергические болезни, связанные с поступлением ксенобиотиков в организм.

Цель: Разобрать экологические последствия загрязнения атмосферы, дать характеристику экологически опасных антропогенных загрязнителей, разобрать их превращения под влиянием различных факторов; показать влияние антропогенных загрязнителей на экосистемы. Показать наличие экологически зависимой заболеваемости населения.

Задачи:

1.Научить студентов простым методам анализа загрязняющих веществ в атмосфере.

2.Уметь давать эколого-гигиеническую оценку степени влияния загрязнений атмосферного воздуха на здоровье населения.

3.Осознать важность сохранения благоприятной для жизни среды обитания путем проведения комплекса эколого-гигиенических мероприятий по охране атмосферного воздуха.

 

План занятия

 

1. Постановка цели занятия -10мин.

2. Ознакомить студентов с планом проведения занятия по теме – 10 мин.

3. Контроль исходного уровня знаний студентов. – 20 мин.

4. Разбор темы занятия -60 мин.

5. Контроль усвоения студентами темы занятия – 30 мин.

6. Практическая работа – 50 мин.

7.Подведение итогов занятия – 5 мин.

 

Объем самостоятельной работы студентов

1. Дать характеристику экологически опасных антропогенных загрязнителей, разобрать их превращения под влиянием различных факторов.

2. Составить таблицу «Вредные вещества и их воздействие на организм», показывающую взаимосвязь между загрязнителями, присутствующими в атмосфере, и болезнями.

3. Показать наличие связи между характером и степенью загрязнения окружающей среды и заболеваемостью населения.

 

Требования к исходному уровню знаний студентов

 

Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из

1) микробиологии – темы «Экологические среды микроорганизмов. Микрофлора воздуха»;

2) Общей химии – «Токсическое действие на организм соединений свинца, ртути, меди, «Биогенные элементы как факторы окружающей среды»;

3) Медицинской биологии и генетики - «Организм как среда обитания. Взаимодействие паразита и хозяина на уровне особи и на уровне популяции».

4) Общей гигиены – «Гигиена атмосферного воздуха. Мероприятия по охране атмосферного воздуха».

 

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

 

1. Какую роль играет микрофлора воздуха в распространении инфекционных болезней? Какие заболевания инфекционной и паразитарной природы могут передаваться через воздух?

2. Каковы механизмы повреждающего действия УФ-облучения?

3. Какие молекулярные механизмы защиты от УФ-облучения?

4. Какова роль биогенных элементов как факторов окружающей среды?

5. Перечислите физические свойства воздуха.

6. Назвать химический состав воздуха.

7. Какую роль воздух играет в возникновении неинфекционных заболеваний человека?

8. Какие гигиенические мероприятия по охране атмосферного воздуха вы знаете?

9. Роль врача-гигиениста в осуществлении санитарного надзора за гигиеной воздушной среды.

 

Основные вопросы к занятию

 

1. Понятие об атмосфере, ее строение и состав.

2. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

3. Основные загрязнители атмосферного воздуха и их краткая характеристика.

4. Влияние антропогенной деятельности человека на газовый состав атмосферы.

5. Химические превращения загрязнителей в воздухе и их последствия.

6. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на здоровье человека и санитарные условия жизни.

7. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

 

Тема 4

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.009 с.)