Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Общеэкономические понятия.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Утверждаю Проректор по учебно-инновационной деятельности П.С. Беляев «01» июля 20 11 г. Вводится в действие с «01» сентября 20 11 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки) Для студентов, обучающихся по специальности: 080801.65 – "Прикладная информатика в юриспруденции" Форма обучения: Очная Составитель: кафедра «Экономический анализ и качество» (наименование кафедры) доцент Жариков Р.В. (должность, фамилия, имя, отчество составителя программы) Тамбов 2011 СОГЛАСОВАНО Начальник Учебно-методического управления ТГТУ К.В. Брянкин «30» июня 20 11 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080801.65 – "Прикладная информатика в юриспруденции", утвержденному Министерством образования Российской Федерации 14.03.2000 г. (номер гос. регистрации 52 мжд / сп), требованиями, предъявляемыми к содержанию дисциплины, и с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса в Тамбовском государственном техническом университете.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Экономический анализ и качество» протокол № 11 от 20. 06. 2011 г.
Заведующий кафедрой Злобина Н.В.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании Научно-методического совета по специальности 080801.65 – "Прикладная информатика в юриспруденции" протокол № от. 06. 2011 г.
Председатель НМСН
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета факультета «Юридический» протокол № от. 06. 2011 г.
Председатель МСФ Пояснительная записка
Краткое описание Настоящая рабочая программа по курсу «Экономика» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Предназначена для преподавателей,ведущихданную дисциплину, и студентов обучающихся по специальности 080801.65 – "Прикладная информатика в юриспруденции", участвующих в процессе изучения учебной дисциплины. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения учебной дисциплины «Экономика» являются: развитие у студентов экономического типа мышления; формирование представлений: об основных элементах и структуре рыночной экономики; об основных хозяйственных субъектах рыночной экономики и их взаимодействии; о теории спроса и предложения; об эластичности спроса и предложения; о количественном и качественном подходах к анализу полезности и спроса; об организационных формах предпринимательства и их особенности в России; об издержках производства и максимизация прибыли и краткосрочном предложении; о несовершенная конкуренция и основных моделях несовершенных рынков; об общих характеристика чистой монополии; о монополистической конкуренции; о конкурентных рынках факторов производства; о спросе и предложении экономических ресурсов; о схемах кругооборота товарно-денежных потоков; об основных макроэкономических показателях; о методах подсчета ВВП (ВНП); о цикличности развития экономики, об экономическом цикле и его фазах; о безработице; об инфляции; о взаимодействии инфляции и безработицы; о совокупном спросе и совокупном предложении; о макроэкономическом равновесии; о деньгах, их функциях, спросе и предложении денег; об экономической политике государства и экономическом росте; о международной торговле, миграции капитала и трудовых ресурсов, разделении труда; об особенностях переходной экономики России. Дисциплина обеспечивает знание основ теории формирования экономики на микро- и макроуровнях, которая базируется на теоретико-методических постулатах ведущих теоретиков и практиков в области экономической теории, статистики, математики всего мира. Полученные знания студенты могут применять при осуществлении профессиональной деятельности, связанной с повышением эффективности и результативности функционирования объектов микро и макроуровня. В результате изучения дисциплины студент должен: · иметь целостное представление об экономике, как концепции социально-экономического развития современного общества, ее основных составляющих элементах, принципах функционирования и направлениях развития; · быть способным к осознанному применению знаний в области профессиональной деятельности, которая может касаться теории, методологии и практики; · осуществлять анализ различных рыночных моделей, сложившихся в обществе на микро и макроуровне; определять динамику и закономерности их функционирования и развития. В процессе изучения дисциплины будут формироваться элементы готовности обучающихся к: · организационно-управленческой деятельности (определению экономических целей и задач функционирования предприятия; анализу типу рыночной структуры, в рамках которой оно функционирует; анализу различных типов издержек и динамики их изменения при изменении объемов производства; анализу показателей выручки, издержек и прибыли; разработке рекомендаций по изменению производственной и организационной деятельности предприятий; определению уровня цены, на производимую продукцию и формированию наиболее оптимальной ценовой стратегии); · научно-исследовательской деятельности (изучению теоретических и методических аспектов экономики; разработки практических рекомендаций для хозяйствующих субъектов по составлению, внедрению и реализации экономических концепции развития; формированию моделей, законов, теорий экономического развития общества на микро и макроуровнях; формирование концепций социально-экономического развития территорий); · производственно-технологической деятельности (разработке рекомендаций по созданию, реорганизации или ликвидации различных технологий на основе данных экономического анализа их эффективности и результативности); В результате изучения курса «Экономика» студент должен: Знать: · методологические основы микроанализа; · виды экономических моделей; · хозяйственные субъекты рыночной экономики и их взаимодействие; · типы и виды рынков; · особенности функционирования факторных рынков; · основы теории спроса и предложения; · эластичность спроса и предложения; · количественный подход к анализу полезности и спроса; · порядковый подход к анализу полезности и спроса; · понятие собственности; · организационные формы предпринимательства; · издержки и прибыль; · оптимизацию деятельности фирмы в долгосрочном периоде; · несовершенную конкуренцию и различные модели несовершенных рынков; · основные показатели деятельности чистой монополии, оптимизация, социальные последствия, ценовая дискриминация; · предмет макроэкономики; · основные проблемы макроэкономики; · систему категорий и показатели в национальном счетоводстве; · теорию экономических циклов; · виды безработицы; · виды инфляции; · совокупный спрос и совокупное предложение; · финансовый рынок и его структуру; · экономический рост и развитие; · налоговую систему и налоговую политику; · значение внешней торговли для современной экономики. Уметь: · определять уровень спроса и предложения; · анализировать влияние изменения спроса и предложения на изменения; рыночного равновесия, уровня цен и объема производства; · определять величину эластичности спроса и предложения; · определять уровень дохода; · определять величину ВВП и других макроэкономических показателей; · определять уровень инфляции; · определять уровень безработицы; · определять эффективность и результативность государственной политики: кредитно-денежной, фискальной, валютной и т.д. Владеть: · базовыми принципами микроэкономики и макроэкономики; · теорией спроса и предложения · законом убывающей предельной полезности; законом убывающей предельной отдачи; · эффектом дохода и эффектом замещения; · принципами расчета макроэкономических показателей; · методом подсчета добавленной стоимости. Обладать социально-личностными качествами: · ответственностью; · наблюдательностью; · коммуникабельностью; · системным мышлением; · креативностью; · самостоятельностью; · нравственностью; · аналитическими способностями · гражданской ответственностью; · моральными принципами; · интеллектом.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Экономика» относится к блоку дисциплин обязательного изучения гуманитарного и социально-экономического цикла. Дисциплины, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины: · информатика и математика. Дисциплины, использующие знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса: · финансовое право; · предпринимательское право России; · банковское право; · коммерческое право. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Используются следующие педагогические технологии: · традиционное обучение, нацеленное на предоставление информации по ключевым направлениям изучаемой дисциплины и последующий контроль полученных знаний посредством опроса; · проблемное обучение, нацеленное на развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, и предполагающее последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучающиеся активно усваивают знания; · активное обучение, нацеленное на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.
Кроме сведений, получаемых на занятиях, значительная часть необходимой информации приобретается студентами при использовании учебно-методической и справочной литературы в процессе самостоятельной работы. 2. План изучения дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины по ГОС............ 92 часов. Изучается в семестрах............................................. 4 семестр Вид итогового контроля: экзамен............................................. 4 семестр Аудиторные занятия по семестрам: 4семестр лекции.............................................. 17 часов практические занятия...................... 17 часов самостоятельная работа………..…..58 часов Семестр
3. Содержание разделов дисциплины Тема 5. Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии) Тема 8. Излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование. Несовершенная конкуренция и различные модели несовершенных рынков. Общая характеристика чистой монополии. Понятие естественной монополии. Барьеры для входа в отрасль. Основные показатели деятельности чистой монополии, оптимизация, социальные последствия, ценовая дискриминация. Особенности ценообразования и рыночной стратегии фирм на олигополистических рынках. Стратегия сговора. Лидерство в ценах, ценовые войны. Особенности ценообразования и рыночной стратегии фирм на олигополистических рынках. Общая характеристика монополистической конкуренции. Стратегия фирмы при монополистической конкуренции в кратко- и долгосрочном периоде. Неценовая конкуренция. Тема 10. Бюджетное ограничение, кривая безразличия, эффект дохода и эффект замещения; провалы в регулировании экономики рынка, координации и государства: асимметрия информации, оппортунистическое поведение Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Аксиомы порядкового подхода. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Изменение цен и дохода (кривые «цена-потребление», «доход-потребление», кривые расхода Энгеля). Расчет эффективности инвестиционных решений: методом дисконтированной стоимости и методом предельной эффективности инвестиций. Особенности функционирования рынка труда. Нарушение равновесия на рынке труда и потери в эффективности его использования. Воздействие профсоюзов на рынок труда, монопсонический рынок труда, воздействие государства на рынок труда.
Лабораторный практикум Семестр
Практическое занятие №1. 1. Решение задач на определение альтернативных издержек. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Объяснить понятие благ, потребностей, ресурсов, особенности экономического выбора. 2.2. Охарактеризовать виды и суть экономических отношений. 2.3. Рассказать о видах экономических систем. 2.4. Охарактеризовать методы экономической теории. 2.5. Рассказать об основных этапах развития экономической теории. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №2. 1. Решение задач на определение спроса, предложения и уровня эластичности. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Дать определение рынка и привести классификацию рынков. 2.2. Дать определение спроса, охарактеризовать закон спроса, перечислить факторы спроса. 2.3. Дать определение предложения, охарактеризовать закон предложения, перечислить факторы предложения. 2.4. Объяснить смысл рыночного равновесия и рассказать о возможных способах его изменения. 2.5. Дать определение эластичности, охарактеризовать ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность спроса, эластичность спроса по доходу и эластичность предложения. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №3. 1. Решение задач по потребительскому поведению. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Охарактеризовать суть потребительского выбора. 2.2. Объяснить принцип бюджетного сдерживания. 2.3. Объяснить правило максимизации полезности. 2.4. Охарактеризовать бюджетные линии и кривые безразличия. 2.5. Дать характеристику основных принципов количественной теории потребительского выбора. 2.6. Дать характеристику основных принципов порядковой теории потребительского выбора. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №4. 1. Решение задач по организации производства: закон убывающей предельной производительности; расчет издержек; уровня дохода и прибыли фирмы. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Дать характеристику фирме, видам фирм и особенностям их функционирования. 2.2. Объяснить закон убывающей предельной производительности. 2.3. Дать характеристику внешним и внутренним издержкам, нормальной и экономической прибыли. 2.4. Дать характеристику постоянным, переменным, общим, средним, предельным издержкам. 2.5. Объяснить положительный и отрицательный эффект масштаба производства. 2.6. Рассмотреть действие принципа максимизации прибыли. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №5. 1. Решение задач на определение цены и объема производства в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Дайте характеристику чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. 2.2. Объясните принцип определения цены и объема производства в условиях чистой конкуренции. 2.3. Объясните принцип определения цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. 2.4. Объясните принцип определения цены и объема производства в условиях олигополии. 2.5. Объясните принцип определения цены и объема производства в условиях чистой монополии. 2.6. Дайте характеристику степени эффективности для каждой рассматриваемой рыночной модели. 2.7. Охарактеризовать принципы и порядок антимонопольного регулирования. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №6. 1. Решение задач на определение стоимости различных факторов производства: труда, капитала, земли. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Расскажите о производстве и спросе на факторы производства. 2.2. Дайте характеристику понятию «номинальная» и «реальная заработная плата» 2.3. Объясните процесс ценообразования на совершенном рынке труда. 2.4. Объясните процесс ценообразования на несовершенном рынке труда. 2.5. Какова роль профсоюзов в формировании заработной платы. 2.6. Расскажите об особенностях ценообразования на рынке капитала. 2.7. Расскажите об особенностях ценообразования на рынке земли. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №7. 1. Вопросы к практическому занятию. 1.1. Дайте характеристику частичному и общему равновесию. 1.2. Расскажите о закономерностях между общем равновесии и эффективностью. 1.3. Охарактеризуйте первую и вторую теорему благосостояния. 1.4. Дайте характеристику различных видов справедливости: эгалитарная трактовка, роулсианская трактовка; утилитаристская и рыночная трактовка 2. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов.
Практическое занятие №8. 1. Вопросы к практическому занятию. 1.1. Понятие, формы проявления и причины возникновения внешних эффектов. 1.2. Внешние эффекты и эффективность. 1.3. Способы регулирования внешних эффектов и роль государства. 1.4. Понятие, классификация, особенности спроса и предложения на общественные блага. 1.5. Предоставление общественных благ посредством рынка и государства. 2. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №9. 1. Решение задач на измерение результатов экономической деятельности. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Дать характеристику национальной экономике как целому. 2.2. Рассказать о кругообороте доходов и продуктов. 2.3. Охарактеризовать ВВП и способы его измерения. 2.4. Дать характеристику национальному доходу и способам его измерения. 2.5. Дать характеристику располагаемому личному доходу и способам его измерения. 2.6. Дать характеристику индексам цен. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №10. 1. Решение задач на определение уровня безработицы и инфляции. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Дать определение экономического цикла, изобразить экономический цикл на графике, объяснить причины циклических колебаний, рассказать о воздействии циклов на производство, рассказать о нециклических колебаниях. 2.2. Дать определение безработицы и «полной занятости», рассказать о типах безработицы, об экономических и неэкономических издержках безработицы. Объяснить способ расчета уровня безработицы. 2.3. Дать определение инфляции, объяснить причины возникновения и способы ее измерения, определить влияние инфляции на перераспределение и на объем национального продукта. 3. Тестирование, контрольный опрос и заслушивание доклада по теме практического занятия, проверка подготовленных рефератов. Практическое занятие №11. 1. Решение задач на определение величины общего макроэкономического равновесия. 2. Вопросы к практическому занятию. 2.1. Дать характеристику совокупного спроса, закона совокупного спроса, неценовых факторов совокупного спроса. 2.2. Дать характеристику совокупного предложения, закона совокупного п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.014 с.) |