Лица, которые могут призываться к наследованию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лица, которые могут призываться к наследованию



1. К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. К наследованию по завещанию могут призываться также указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства.
2. К наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, а к наследованию по закону - Российская Федерация в соответствии с ГК РФ.

Недостойные наследники. Не наследуют ни по закону, ни по завещанию лица, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали (либо пытались способствовать) призванию их самих или других лиц к наследованию либо увеличению причитающейся им (другим лицам) доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке

Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.

По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону лиц, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.

 

  1. Основания освобождения от юридической ответственности.

Основания освобождения от юридической ответственности — все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности.

Можно выделить две группы таких обстоятельств. В первую группу входят обстоятельства, исключающие преступность деяния. К числу таких обстоятельств относятся:

· необходимая оборона,

· крайняя необходимость,

· причинение вреда при задержание лица, совершившего преступление,

· обоснованный риск, связанный с достижением общественно полезной цели,

· совершение преступления вследствие принуждения(исполнения приказа).

Ко второй группе можно отнести те деяния, которые хотя и признаются законом в качестве противоправных, но в силу условий их совершения, личности правонарушителя или вследствие иных обстоятельств исключают применение мер юридической ответственности. Действующее законодательство к основаниям освобождения от юридической ответственности относит: наличие акта амнистии или помилования, изменение обстановки, вследствие чего лицо ко времени рассмотрения дела в суде перестало быть общественно опасным; передача лица на поруки; применение мер общественного воздействия; истечение сроков давности привлечения к ответственности; деятельное раскаяние; прекращение уголовного дела в связи с применением мер административного взыскания, а также в связи с примирением с потерпевшим. Кроме того, новый Уголовный Кодекс РФ предусматривает, что лицо, которое впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.

 

  1. Гражданско-правовые обязательства (понятие, виды, основания возникновения и прекращения).

Гражданско-правовое обязательство – это такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.

В зависимости от основания возникновения обязательства подразделяются на договорные и внедоговорные. Договорные обязательства возникают из двух- или многосторонних сделок (договоров), основания возникновения внедоговорных обязательств более разнообразны. К ним относятся односторонние сделки, при этом обязательства могут возникать из действий в чужом интересе без поручения, из административных актов, из судебного решения; из причинения вреда; вследствие неосновательного обогащения.

Прекращение обязательств

Обязательства прекращаются по воле сторон либо по обстоятельствам, не зависящим от их воли.

Прекращение обязательств по воле сторон осуществляется:

• надлежащим исполнением;

• отступным, когда по соглашению сторон исполнение обязательства заменяется передачей определенного материального эквивалента (передачей вещи, уплатой денежной суммы);

• зачетом, когда обязательство прекращается полностью или в части зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо не указан, или определен моментом востребования;

• новацией, когда первоначальное обязательство по обоюдному согласию сторон заменяется новым;

• прощением долга;

• расторжением договора

К числу способов прекращения обязательств по основаниям, не зависящим от воли сторон, относятся:

• невозможность исполнения обязательства, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства, то есть непреодолимая сила, стихийное бедствие, военные действия и т. д.);

• издание акта государственного органа;

• совпадение должника и кредитора в одном лице (например, при слиянии юридических лиц, являвшихся должником и кредитором по отношению друг к другу);

• смерть гражданина;

• ликвидация юридического лица

 

  1. Основы конституционного строя РФ (понятие, содержание, юридическая сила).

Конституционный строй можно определить как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства.

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ, которая обладает высшей юридической силой. Эти принципы лежат в основе всей пирамиды правовой системы государства.

Главные принципы:

1. принцип демократического государства (власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении прав меньшинства в соответствии с демократическими процедурами – посредством свободных выборов и референдума.)

2. принцип правового государства (государство признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов)

3. принцип федеративного государства (суверенная власть разделена между центральными органами и органами субъектов федерации)

4. принцип республиканской формы правления (государственная власть в России осуществляется только выборными органами и переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции)

5. принцип суверенитета народа (народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет, выражая свою волю на выборах и референдуме)

6. принцип экономического плюрализма и свободы экономической деятельности (предполагает государственную поддержку конкуренции; многообразие и равенство форм собственности, свободное перемещение товаров, услуг, единство экономического пространства)

7. принцип политического плюрализма (многопартийность, равные условия для всех партий для участия их в политическом процессе)

8. принцип идеологического плюрализма (никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной)

9. принцип социального государства (государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества.)

10. принцип светского государства (никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства)

11. принцип разделения властей (государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны и независимы)

12. принцип местного самоуправления (возможность самостоятельного решения вопросов местного значения)

 

  1. Вещные права (понятие, признаки, виды).

Права субъектов гражданских правоотношений на вещи именуются вещными правами.

Признаки вещных прав, закрепленных в законе:

1. право следования за вещью (переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество);

2. вещное право является бессрочным

3. абсолютный характер защиты (вещные права защищаются от их нарушения со стороны любого лица, в т. ч. собственника.)

Вещные права подразделяются на право собственности, являющееся первичным, основным вещным правом, и ограниченные вещные права (права лиц, не являющихся собственниками, на имущество, у которого уже есть собственник).

Ограниченные вещные права – это разновидность имущественных прав, в соответствии с которыми управомоченное лицо может использовать чужое имущество в своих интересах независимо от воли собственника. К числу ограниченных вещных прав относят право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитут и право члена семьи собственника жилого помещения.

Право собственности – это право лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в собственном интересе и по своему усмотрению с обязанностью нести бремя содержания имущества, риск его утраты и ответственность за причинение вреда.

  1. Федеративное устройство РФ (конституционные принципы федеративного устройства, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы федеративного устройства России.

Государственная целостность. Проявлениями данного принципа являются, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета Российской Федерации на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.

Единство системы государственной власти проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и вытекающее отсюда равноправие субъектов Российской Федерации. Народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта Российской Федерации, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом Российской Федерации или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и тому подобное, но, во-первых, в существующих границах Российской Федерации и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д.).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами – нормативным (конституционным, уставным, законодательным) и договорным. Различие между данными способами заключается лишь в том, что при нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в нормативном акте (Конституции РФ, конституции (уставе) субъекта РФ, федеральном или региональном законе), а при договорном – в договоре (соглашении). Применение какого-либо из указанных способов не исключает и их сочетания.

Конституция РФ исходя из наиболее распространенного в практике федеративных государств принципа трех сфер полномочий закрепляет:

• предметы исключительного ведения РФ;

• предметы совместного ведения (сфера так называемой совпадающей, конкурирующей компетенции);

• предметы собственного ведения субъектов РФ.

Перечень предметов ведения Российской Федерации (например, принятие и изменение Конституции РФ, гражданство в РФ, федеральный бюджет и т.д.) (ст. 71) определен в Конституции как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Перечень предметов совместного ведения так же, как и перечень предметов ведения Федерации, является по российской Конституции закрытым (ст. 72).

Перечень предметов ведения РФ и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов РФ. Предметы ведения субъектов РФ в федеральной Конституции четко не определяются, и по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы (ст. 73 Конституции РФ), а это значит, что сфера правового регулирования субъектов РФ достаточно широка (хотя на практике этот остаток не слишком большой).

Конституция закрепляет и иерархию нормативных актов РФ и субъектов РФ: по предметам совместного ведения верховенство имеет федеральный закон, а по предметам ведения субъектов Российской Федерации приоритет перед федеральными законами имеют нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Договорный способ разграничения властных полномочий по вертикали в федеративном государстве следует рассматривать как вспомогательный – во всех основных сферах общественных отношений предметы ведения и полномочия должны быть разграничены нормативно. Договоры подлежат предварительному (до подписания договора Президентом РФ и главой региона) одобрению в законодательном органе субъекта Российской Федерации и утверждению подписанного договора федеральным законом

 

  1. Сделки (понятие, условия действительности, виды).

Сделка — правомерные волевые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделка считается действительной при соблюдении 4-х условий.
Содержание сделки должно быть законным. Другими словами сделка должна соответствовать существующему правопорядку, не противоречила бы закону и подзаконным актам.
Сделка должна совершаться правоспособными и дееспособными лицами. Требование правоспособности применимо по отношению к юридическим лицам, государству, государственным образованиям, муниципальным образованиям, поскольку право на совершение сделок последними может быть ограничено законом или учредительными документами. Что касается граждан, то они должны быть дееспособными для того, чтобы совершать сделки (отдельные изъятия установлены законом).
Единство воли и волеизъявления. Если такого единства нет, то речь идет о сделке, совершенной с пороком воли и такая сделка может быть признана недействительной по решению суда. Порок воли может заключаться в том, что воля отсутствует вообще (под влиянием насилия) либо воля сформировалось под влиянием факторов, нарушающих нормальный процесс такого формирования (например, под влиянием обмана)
Соблюдение формы сделки. Несоблюдение предусмотренной законом формы сделки ведет по общему правилу к недействительности сделки, однако при несоблюдении простой письменной формы сделки санкция заключается в невозможности ссылаться на свидетельские показания.

Виды сделок

Односторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны, это является основным признаком, отличающим ее от многосторонней сделки.

Условные сделки - это сделки, при совершении которых возникновение прав и обязанностей ставится в зависимость от обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет в будущем. Условная сделка имеет четыре признака:

  • условие относится к будущему, т. е. указанное в сделке обстоятельство не имеет места в момент её совершения;
  • наступление этого условия вероятно;
  • условие не должно наступить неизбежно, т. е. неизвестно, наступит оно или нет;
  • условие является дополнительным элементом сделки, т. е. сделка данного вида может быть совершена и без такого условия.

Срочная сделка. В срочных сделках определен момент вступления сделки в действие и прекращения сделки. Срок, который стороны определили как момент возникновения прав и обязанностей по сделке, называется отлагательным. Если сделка вступает в силу немедленно, а стороны обусловили срок, когда сделка должна прекратиться, такой срок называется отменительным.

Бессрочная сделка. В бессрочных сделках не определен момент её вступления в действие и прекращения. Бессрочная сделка немедленно вступает в силу.

 

  1. Основные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, и т. д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на проведение собраний, митингов и демонстраций и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование и др.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и др.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Конституционные обязанности граждан:

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Это универсальная обязанность любого лица, находящегося на территории РФ.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

4. Долгом и обязанность гражданина РФ по защите своего Отечества.

5. Обязанность родителей заботится о детях, и обязанность совершеннолетних детей заботиться за престарелыми родителями.

6. Обязанность получить общее среднее образование.

7. Обязанность беречь историческое и культурное наследие.

8. Обязанность своими действиями не нарушать права и свободы других субъектов.

 

  1. Юридические лица (понятия, признаки, виды).

Юридическое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету

Признаки юридического лица:

1. Наличие обособленного имущества, то есть принадлежащего исключительно юридическому лицу, обособленного от имущества каких-либо иных лиц (например, учредителей юридического лица).

2. Наличие организационного единства, то есть организационной целостности юридического лица.

3. Участие в гражданском обороте от своего имени, то есть не от имени каких-либо иных лиц (например, учредителей юридического лица).

4. Самостоятельная имущественная ответственность, то есть юридическое лицо отвечает по своим обязательствам исключительно своим имуществом (обособленным от имущества других лиц), а не имуществом, например, его учредителей.

5. Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица.Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Виды юридических лиц

Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками. Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью. Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли. Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана некоммерческая организация.

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

  1. Гражданство: понятие, основания приобретения и прекращения гражданства, органы уполномоченные решать вопросы гражданства.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство РФ может быть приобретено по следующим основаниям:

1. по рождению (филиация) (при приобретении гражданства по рождению в государствах всего мира применяются два основных принципа – «права крови» (гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения) и «права почвы» (гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой родился ребенок);

2. в результате приема в гражданство (натурализация) (Условиями натурализации в общем порядке являются:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство РФ, должно к моменту обращения с заявлением непрерывно проживать на территории России в течение 5 лет, имея при этом вид на жительство.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера.

3. в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция) для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство РФ ранее, но затем изменили или утратили его;

4. в результате выбора гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства РФ может иметь место при изменении гос.границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.047 с.)