Комментарий - пояснение к вопросу



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарий - пояснение к вопросу



Данный, четвертый вопрос, надо рассматривать начиная с исторических форм отношения человека к природе: от античности до современного времени.

- Античность: космоцентризм – гармония человека с природой.

- Средневековая христианская философия: человек подчинен природным

закономерностям и ритмам; человек развивает свои духовные силы,

стремиться возвысится над природой, иногда умерщвляя плоть;

природа – это храм.

- Новое время: природа – объект научного анализа и поприще активной

практической деятельности человека; природа –это мастерская, а человек в

ней работник.

- ХХ век: человек разрушает, а не только созидает. В.И. Вернадский,

Т.де Шарден, Е. Ле - Руа – концепция ноосферы – сфера господства разума.

Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового

времени.

- Аналитическая философия: стремление реализовать научный, а также научно-

технический подход к природе; природа – это совокупность естественных

наук.

- Герменевтика: природа включена в бытие-в-мире человека; человек находится

в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством

умеренной, а не хищнической практической деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные черты науки?

2. В чем сходство и различия между философией и наукой?

3. Что такое глобальные проблемы современности? В какое время они появились?

4. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

5. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения

человека и природы?

6. Что такое глобальный экологический кризис? В чем его причины?

7. Какие положительные и отрицательные стороны развития НТР существуют в

современной цивилизации?

8. Как понималось взаимодействие человека с природой философами в античное

время, Средневековье, Новое время?

9. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма?

10. Как правильно, по-вашему, нужно понимать проблему: человек для природы

или природа для человека?

12. Кто и как должен заниматься решением экологических проблем?

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение

 

Содержание учебного материала

2.4.1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и

различие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2.4.2 Философия и религия.

2.4.3 Философия и искусство.

2.4.4 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия

и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о

целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее

философии.

 

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в

духовной культуре, ценностях, свободе как основе формирования культуры

гражданина и будущего специалиста;

- определять значение философии как отрасли духовной культуры для

формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определять соотношение материальных и духовных ценностей для жизни

человека;

- сформулировать представление о смысле жизни;

знать:

- основы философского учения культуре;

- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение

жизни, культуры.

 

Методические указания

В содержание темы 2.4 «Место философии в духовной культуре и ее значение» включены четыре темы, по изучению духовной культуры общества, условий формирования личности, приоритета ее ценностей, смысла жизни. Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки надо сопоставить ее с искусством, религией, идеологией.

 

Тема 2.4.1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и

идеологии.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие духовной культуры.(№ 4, разд.3, гл.9,с.144-155),

(№ 2, разд.4, тема 4.2., с 224-242)

2) Различие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

(№ 2, с.184-186, с.191-194)

3) Философия как синтез (сходство) науки, искусства и религии.

(№ 1,с. 175-177).

 

Методические указания

Рассматривая специфику философии как рациональной отрасли духовной культуры, в которой есть сходство и различие с искусством, религией, наукой и идеологией, надо проанализировать соотношение веры и разума, значение и роль религии, искусства, философии в становлении и воспитании человека как личности, с целью формирования мышления и мировоззрения для понимания смысла жизни, ее ценностей.

 

 
 

 


Вопросы для самоконтроля:

1. Что относят к духовной культуре?

2. Чем искусство отличается от философии?

3. Чем религия отличается от философии?

4. Почему философию нельзя до конца считать наукой?

5. Какие цели ставит идеология?

6. В чем сходство и различие между философией и идеологией?

7. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства

и религии?

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 2.4.2 Философия и религия.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие религии. Религия как феномен культуры. Знание и вера.

Религия и мораль. (№ 1, ч.2, гл.16, с.171-174)

2) Мировые религии. «Осевое время» К. Ясперс.

3) Роль религии в современном обществе. Религия как форма духовного единства.

 

Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратиться к «Истории религии», «Религиоведению», к дополнительным источникам. Показать взаимосвязь религии и философии, их точки соприкосновения и различия в подходе к основополагающим вопросам человеческого бытия. Религия как феномен культуры. Знание и вера. Религия и мораль. Специфика религиозного опыта. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Православие. Святые земли Русской. Религия и церковь. Философия и религия: смирение и бунт. Религия как форма духовного единства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и почему в человеческом обществе появляется религия?

2. Что предшествовало мировым религиям?

3. Когда появились мировые религии?

4. Какие проблемы существования человека можно отнести и к философии, и к

религии?

5. Как относятся философия и религия (буддизм, христианство, ислам ) к

проблеме смерти?

6. В чем специфика «философии жизни» и «философии смерти»?

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-

288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 2.4.3 Философия и искусство.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Искусство как феномен, организующий жизнь. Сходство и различие

философии и искусства. (№ 1, ч.2, гл.16, с.168-171), (№ 2, с.226-227)

2) Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений — совершенный

человек. (№ 2, с.194-196)

3) Искусство в период постмодерна. Кризис современного искусства.

(№ 2, с.196-196- 198), (№ 4,с. 150-153)

4) Культура и цивилизация. Взаимодействие культур: Запад и Восток,

интернациональное и национальное в культуре. (№ 4,с.155-162),

(Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)

 
 


Методические указания

Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки ее надо сопоставить с искусством. Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и почему в обществен появилось искусство?

2. Функции искусства.

3. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных

таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением

человек становится тогда, когда умирает?

4. Правильно ли данное утверждение: Не искусство подражает жизни,

жизнь подражает искусству? Ведь в любую эпоху есть люди, совершенно

равнодушные к искусству.

5. Как проявляется кризис современного искусства?

6. В чем сходство и различие культуры и цивилизации?

 

Тема 2.4. 4 Структура философского творчества. Типы философствования.

Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни.

Философия как учение о целостной личности.

Роль философии в современном мире. Будущее философии.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Типы философствования.

2) Философия и мировоззрение.

3) Философия и смысл жизни.

4) Философия как учение о целостной личности.

5) Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Рекомендация: Смотрите Раздел 1. тема 1.1. «Предмет и определение философии», Раздел 2. тема 2.1. «Методы философии. Строение философии и ее основные направления».

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова структура философии?

2. Что такое аксиология, праксиология?

3. Какие направления современной философии ХХ века вам известны?

4. Как соотносятся философия и мировоззрение?

5. Какой структурный элемент мировоззрения (мироощущение, мировосприятие,

миропонимание) наиболее верно выражает сущность философии?

6. Чему учит философия человека?

7. Как вы понимаете сущность философии экзистаециализма?

8. Какую роль в обществе и лично для вас имеет философия?

9. Как может вам пригодиться философия в вашей профессии?

 
 


Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос,

2009.- 288с.

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

 

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Задания для выполнения контрольной работы.

4.1 Указание по выбору варианта и определения вопросов

для контрольной работы

Выбор варианта и вопросов контрольной работы определяется по номеру фамилии студента в журнале группы.

Всего вариантов – 30. В каждом варианте - 4 вопроса, которые берутся

из четырех разделов, расположенных в верхней части таблицы и обозначенных буквами – «А», «Б», «С», «Д».

Например, студент Иванов А.Н. имеет номер - № 11 в журнале группы. Он находит в таблице выбора вариантов свой номер – №11, затем определяет последовательность своих вопросов они представлены в колонках четырех разделов: «А», «Б», «С», «Д» в верхней части таблицы «Таблица выборов вариантов для контрольной работы по дисциплине «Основы философии» (см. таблицу выбора вариантов ниже).

 

Раздел «А»

1. Философия, ее объект, предмет, определение и место в культуре.

Роль философии в обществе и жизни человека.

2. Философия эпохи Просвещения. Проблема человека в философии. (Вольтер,

Ж.Ж. Руссо,Т. Гоббс).

3. Сознание – субъективный образ объективного мира. Три стороны сознания

4. Мировоззрение, его сущность и уровни.

5. Классическая немецкая философия. Философские позиции И. Канта

6. Сознание, мышление, язык. Сознание - продукт исторического общественного

развития.

7. Формы философского знания. Функции и методы философии.

8. Философия Г. Гегеля. Идеалистическая диалектика Гегеля.

Законы и категории диалектики.

9. Религиозная картина мира.

10. Основной вопрос философии, его сущность.

11. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.

12. Античная философия. Философские школы киников и стоиков.

13. Структура современной философии. Методы и функции философии.

14. Своеобразие русской философии XIX в. – начала XX в.

15. Субстанция и материя: общее и различия. Современные научные

существования о материальном мире.

16. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

17. Основные течения современной западной философии (XX в.) Структура

современной философии.

18. Философские школы: скептицизм, эпикурейство.

19. Особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа.

20. Особенности русской философии XIX – XX вв. Славянофилы и западники.

21. Сходство и различие философии и религии.

22.Религиозная этика. Значение религии и ее роль в современном обществе.

23. Философская категория бытия, основные формы бытия. Онтология – учение о

бытии.

24. Основные атрибуты материи, их сущность. Виды материи.

25. Научная революция XVIII в., создание механическо-материалистической

картины мира (И. Ньютон).

26. Сущность материи как философской категории. Виды материи.

28. Жизнь. Специфика живого. Критерии человека, версии возникновения жизни

и человека на Земле.

29. Культура и цивилизация, их взаимосвязи и отличия.

30. Понятие человека в философии. Эмоциональное и рациональное, сознательное

и бессознательное в человеке.

 

Раздел «Б»

1. Проблема методов научного познания в философии Нового времени

(Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк).

2. Научно-техническая революция XX века, её особенности и последствия.

3. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Личность и сущность.

4. Философия и религия. Сходство и различия.

5. Сознание – продукт деятельности мозга, как высокоорганизованной материи.

Три стороны сознания.

6. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии общества.

7. Мировые религии, их роль в истории человечества. Православие, ислам.

Формирование религиозной толерантности.

8. Мозг и сознание. Роль родного языка в развитии мышления.

9. Буддизм – древнейшая мировая религия, его принципы и атрибуты.

Роль и значение буддизма для восточной цивилизации.

10. Движение как способ существования материи. Виды движений. Покой.

11. Христианство, его принципы и атрибуты. Роль и значение христианства для

западной и российской цивилизации.

12. Время как способ существования материи. Виды материи.

13. Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм. Агностицизм.

14. Ислам, его принципы и атрибуты. Роль и значение ислама для исламской

(арабской) и российской цивилизации.

15. Пространство как способ существования материи, его измерения.

16. В.И. Вернадский учение о ноосфере.

17. Философское мировоззрение, его структура и исторические формы.

18. Структурность (системность) материи, уровни ее организации.

19. Основной вопрос философии и его сущность.

20. Роль и значение религии для XX века. Новые религиозные течения и секты.

21. Вселенная, версии ее происхождения и развития. И. Кант и теория «Большого

взрыва»

22. Православие, ислам. Взаимодействие культур: Запад и Восток,

интернациональное и национальное в культуре.

23. Материализм и его сущность. Представители материализма в философии

Нового времени. (имена, идеи, направления).

24. Русская философия – эволюция «Русской идеи».

25. Понятие предмета философии. Определение философии. Функции философии.

 

26. Философия идеализма и его сущность. Представители философии

идеализма (имена, идеи, направления).

27. Научная картина мира ХХ века. Современные научные представления о

материальном мире.

28. Натурфилософия античной Греции.

29. Патристика. Августин Аврелий и его труд «О граде Божием».

30. Схоластика. Синтез средневековой философии в системе Ф. Аквинского.

Пять аргументов бытия Бога.

 

Раздел «С»

1. Дуализм и его сущность. Представители философии дуализма (имена, идеи,

направления).

2. Биосфера и уровни её организации. Критерии живого и человека.

3. Философия и искусство. Сходство и различие.

4. Философия Древней Индии: школы Джайнизм, Буддизм, Чарвака-локаята.

5. Возникновение человека (версии происхождения: земная и внеземная).

Категории, отличающие человека от других животных.

6. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость,

невыразимость, неповторимость, незаменимость.

7. Философские школы Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, легизм).

Основные принципы древнекитайской философии.

8. Основные антропологические константы человека: сознание, речь, труд,

общество.

9. Философия и глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных

проблем.

10. Философия конфуцианства.

11. Идеи З. Фрейда, К. Юнга о сознательном и бессознательном в человеке.

12. Картина мира в античной философии.Философские системы Сократа,

Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли Древней

Греции.

13. Философия Древнего Рима. Цицерон и Сенека. Политика, нравственность и

человек в наставлениях и поучениях древнеримских философов.

14. Онтология – учение о бытии. Формы бытия. Современные онтологические

представления.

15. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм,

экзистенциализм.

16. Учение о бытии: Демокрит, Платон, Аристотель. Проблема человека и

общества, нравственных и правовых норм Древней Греции.

17. Научное познание. Теория и опыт. Методы научного познания.

18. Философия Древнего Китая. Даосизм.

19. Формы развития общества: ненаправленная, циклическое развитие,

эволюционное развитие.

20. Наука эпохи Возрождения. Открытия, изобретения Н. Коперника, Дж. Бруно,

Г. Галилея, Леонардо да Винчи и их значение в развитии основ современного

естествознания и научного мировоззрения.

 

21. Человек эпохи Возрождения в философии гуманизма и индивидуализма.

(творческая личность, достоинства человека).

22. Картина мира во взглядах философов античности, Средневековья,

Возрождения (геоцентризм-гелиоцентризм).

23. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной

истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.

24. Понятие истины. Виды истины: относительная, абсолютная, объективная,

субъективная.

25. Религиозно – идеалистическая философия России XIX – XX вв.

26. Немецкая классическая философия идеализма – И. Кант, И. Фихте,

Г.В.Ф. Гегель;

27. Немецкий материализм и диалектика – Л. Фейербах и К. Маркс.

28. Постклассическая философия второй половины Х1Х-начала XX века.

«Философия жизни» - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

29. Агностицизм И. Канта.

30. Теоретические подходы к пониманию «Основного вопроса философии»:

монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм.

 

Раздел «Д»

1. Смысл понятий: миф, мифология.

2. Смысл понятий: сознание, бессознательное.

3. Смысл понятий: материя, движение.

4. Смысл понятий: философия, наука.

5.
Смысл понятий: космоцентризм, теоцентризм.

6. Смысл понятий: рационализм, иррационализм.

7. Смысл понятий: антропоцентризм, гуманизм.

8. Смысл понятий: гносеоцентризм, эписпемология.

9. Смысл понятий: идеализм, рационализм.

10. Смысл понятий: материализм, дуализм

11. Смысл понятий: кинизм (киники), циники, скептики.

12. Смысл понятий: эпикуреизм ( гедонизм), стоицизм.

13. Смысл понятий: скептицизм, софистика.

14. Смысл понятий: патристика, схоластика,

15. Смысл понятий: субстанция, материя.

16. Смысл понятий: дуализм, плюрализм.

17. Смысл понятий: диалектика, метафизика.

18. Смысл понятий: трансцендентализм, эмпиризм.

19. Смысл понятий: агностицизм, рационализм.

20. Смысл понятий: иррационализм, интуиция.

21. Смысл понятий: дискурсивность, логика.

22. Смысл понятий: метафизика, догматизм.

23. Смысл понятий: пространство, время.

24. Смысл понятий: время, движение.

25. Смысл понятий: движение, материя.

26. Смысл понятий: софистика, эклектика.

27. Смысл понятий: монизм, дуализм.

28. Смысл понятий: сенсуализм, рационализм.

29. Смысл понятий: эпистемология, аксиология.

30. Смысл понятия: плюрализм, монизм.

 

 

 

4.2. Таблица выбора вариантов для контрольной работы

по учебной дисциплине «Основы философии»

Разделы раздел «А» раздел «Б» раздел «С» раздел «Д»
№ варианта

 

 

Список вопросов к зачету

 

1. Философия, ее объект, предмет, определение и место в культуре.

Роль философии в обществе и жизни человека.

2. Мировоззрение, его сущность и уровни.

3. Особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа.

4. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

 
5. Функции и методы философии.

6. Структура современной философии. Методы и функции философии.

7. Основной вопрос философии, его сущность.

8. Материализм и его сущность. Представители материализма в философии

Нового времени. (имена, идеи, направления).

9. Основные атрибуты материи, их сущность. Виды материи.

10. Теоретические подходы к пониманию «Основного вопроса философии»:

монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм.

11.Субстанция и материя: общее и различия. Современные научные

существования о материальном мире.

12. Структурность (системность) материи, уровни ее организации.

13. Движение как способ существования материи. Виды движений. Покой.

14. Пространство как способ существования материи, его измерения.

15. Время как способ существования материи. Виды материи.

16.Философия идеализма и его сущность. Представители философии

идеализма (имена, идеи, направления).

17. Дуализм и его сущность. Представители философии дуализма (имена, идеи,

направления).

18. Сходство и различие философии и религии.

19. Мировые религии, их роль в истории человечества. Православие, ислам.

Формирование религиозной толерантности.

20. Религиозная картина мира.

21. Религиозная этика. Значение религии и ее роль в современном обществе.

22. Христианство, его принципы и атрибуты. Роль и значение христианства для

западной и российской цивилизации.

23. Философия Древней Индии: школы Джайнизм, Буддизм, Чарвака-локаята.

24. Буддизм – древнейшая мировая религия, его принципы и атрибуты.

Роль и значение буддизма для восточной цивилизации.

25. Философские школы Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, легизм).

26. Натурфилософия античной Греции.

27. Античная философия. Философские школы киников и стоиков.

28. Философские школы античной Греции: скептицизм, эпикурейство.

29. Картина мира в античной философии.Философские системы Сократа,

Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли Древней

Греции.

30. Философия Древнего Рима. Цицерон и Сенека. Политика, нравственность и

человек в наставлениях и поучениях древнеримских философов.

 

31. Патристика. Августин Аврелий и его труд «О граде Божием».

32. Схоластика. Синтез средневековой философии в системе Ф. Аквинского.

Пять аргументов бытия Бога.

33. Наука эпохи Возрождения. Открытия, изобретения Н. Коперника, Дж. Бруно,

Г. Галилея, Леонардо да Винчи и их значение в развитии основ современного

естествознания и научного мировоззрения.

34. Человек эпохи Возрождения в философии гуманизма и индивидуализма.

(творческая личность, достоинства человека).

35. Картина мира во взглядах философов античности, Средневековья,

Возрождения (геоцентризм-гелиоцентризм).

36. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной

истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.

37. Понятие истины. Виды истины: относительная, абсолютная, объективная,

субъективная.

38. Научная революция XVIII в., создание механическо-материалистической

картины мира (И. Ньютон)

39. Проблема методов научного познания в философии Нового времени

(Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк).

40. Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм. Агностицизм.

41. Философия эпохи Просвещения. Проблема человека в философии. (Вольтер,

Ж.Ж. Руссо,Т. Гоббс).

42. Вселенная, версии ее происхождения и развития. И. Кант и теория «Большого

взрыва»

43. Философия Г. Гегеля. Идеалистическая диалектика Гегеля.

Законы и категории диалектики.

44. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.

45. Особенности русской философии XIX – XX вв. Славянофилы и западники.

46. В.И. Вернадский учение о ноосфере.

47. Русская философия – эволюция «Русской идеи».

48. Идеи З. Фрейда, К. Юнга о сознательном и бессознательном в человеке.

49. Немецкая классическая философия идеализма – И. Кант, И. Фихте,

Г.В.Ф. Гегель.

50. Немецкий материализм и диалектика – Л. Фейербах и К. Маркс.

51. Постклассическая философия второй половины Х1Х-начала XX века.

«Философия жизни» - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

52. Философская категория бытия, основные формы бытия. Онтология – учение о

бытии.

53. Биосфера и уровни её организации. Критерии живого и человека.

54. Жизнь. Специфика живого. Критерии человека, версии возникновения жизни

и человека на Земле.

55. Возникновение человека (версии происхождения: земная и внеземная).

Категории, отличающие человека от других животных.

56. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость,

невыразимость, неповторимость, незаменимость.

57. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Личность и сущность.

58. Сознание – субъективный образ объективного мира. Три стороны сознания

59. Сознание, мышление, язык. Сознание - продукт исторического общественного

развития.

60. Понятие человека в философии. Эмоциональное и рациональное, сознательное

и бессознательное в человеке.

61. Основные антропологические константы человека: сознание, речь, труд,

общество.

62. Научная картина мира ХХ века. Современные научные представления о

 
материальном мире.

63. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм,

экзистенциализм.

64. Научно-техническая революция XX века, её особенности и последствия.

65. Формы развития общества: ненаправленная, циклическое развитие,

эволюционное развитие.

66. Культура и цивилизация, их взаимосвязи и отличия.

67.Философия и искусство. Сходство и различие.

68. Философия и культура. Взаимодействие культур: Запад и Восток,

интернациональное и национальное в культуре.

69. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии общества.

70. Философия и глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных

проблем.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.249.17 (0.079 с.)