ТОП 10:

Вопрос 10. Сущность закона единства и борьбы противоположностей и особенности его проявления в развитии природы, общества, и в познании.



Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность. Этот момент постоянства, устойчивости, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.

Вместо с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Гераклит выразил в этой формуле изменчивость, неповторимость предметов или их различие.

С точки зрения диалектики в реальной жизни нет абсолютного различия, как нет и абсолютной текучести. В действительности тождество и различие взаимосвязаны, поэтому в реальности каждая вещь не только тождественна самой себе, но и различна, но временно.

В неорганической природе все также пребывает в состоянии непрестанных механических, электрических, химических изменений, начиная от минералов, кончая всей Землей. Таким образом, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд своих характеристик, в этом отношении он тождественен с самим собой, в то же время утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые (в этом проявляется его отличие от самого себя).

Устойчивость и изменчивость, т.е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противоположностей. Так, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, ассимиляцию и диссимиляцию, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь.Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности Вещей, поэтому являются формой проявления активности материи.

Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему:

Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта. Взаимоисключение - "борьбу", внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрешении противоречий. Однако эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения.

С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делят на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.

 

Вопрос 11. Основные школы современной философии: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм.

Экзистенциализм – это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его страсти и настроения и т.д Зарождение этих идей произошло в России после революции 1905- 1907 г В работах Н. А. Бердяева, примкнувшего в дальнейшем к религиозному экзистенциализму. После I мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии. Внутри экзистенциализма существует два основных направления:

1- атеистическое(М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр)

2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).

Особое место занимает в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности.

Неотомизм - Его истоки восходят к воззрениям средневекового монаха Фомы Аквинского, философия которого была официальной философской доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетия спустя был создан высший институт философии. По сей день являющийся международным центром неотомизма. Неотомизм усматривает главную цель в философском обосновании христианского вероучения. Иначе говоря: «Философия - служанка богословия». В качестве высшей реальности в неотомизме рассматривается чистое бытие как духовное, божественное первоначало. Неотомизм характеризует материю как нечто чисто пассивное, лишенное всякой определенности без богодухновенных материальных форм.

Позитивизм - Современный позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Неопозитивизм относится к началу XX века. Позитивизм всегда претендовал на роль философии науки. Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. Неопозитивизм исходит из той позиции, что главная задача философии –деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки и в его очищении ото всякой метафизики.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.

 

 

Вопрос 12. Структурные связи: содержание и формы, целое и часть, элемент, структура, система.

содержание и формы:

Понятием, с помощью которого в античных философских учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих, служило понятие формы. Аристотель антиподом формы считал материю, а Гегель считал содержание. Форма, начиная с Аристотеля, понималась как организующий фактор (оформленность противопоставлялась бесформию). Короче, Аристотель сравнивал всю эту форму – упорядоченность с работой гончара (который тоже придает форму глине).

Гегель связывал с понятием формы определенность предмета. Он обосновал неразрывную диалектическую связь между содержанием и формой. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий характер того или иного предмета, явления. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические. В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна, нежели содержание.

 

целое и часть:

Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые. Но возникает вопрос :«в чем заключается секрет целостности».

На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Со временем удалось понять и то что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением

элемент, структура, система:

Идеи системности заявили о себе при исследовании таких сложных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс в «Капитале» представлял общество как «социальный организм» со своей структурой. Маркс вопреки установившемуся правилу исследования «от частей к общему» ставил иное правило «Нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом». Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению людей, а как к упорядоченной , организованной системе.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.

Структура – относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого.

Вопрос 13. Закон Отрицания отрицания… особенности его проявления в природе, обществе и познании.

Существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какая-либо направленность в бесконечном числе изменении мира?

На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая Существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.

Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания".

Термин "отрицание'' употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания является два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего

2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно.

Сохранение старого в новом, т.е. преобразованном, виде выражается через категорию "преемственность".

В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" - "или".

В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.

В действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является развитие. Развитие повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их на более высоком уровне, по спирали. Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.006 с.)