Московский экономико-лингвистический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский экономико-лингвистический институт



Московский экономико-лингвистический институт

(МЭЛИ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и научной работе

Профессор В.Г.Нейман

“___” ____________ 200_ г.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»

 

По всем направлениям и специальностям института

 

 

  Одобрено на заседании кафедры _______________________________________   (протокол № ____ от «___» ________ 200_ г.) Зав. кафедрой _______________________,   к.и.н. доцент Севастьянов М.А.   Составитель: к.и.н. доцент Севастьянов М.А.   __________________  

Москва — 200_

 

Введение

Цели и задачи изучения дисциплины

1. Цель курса: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

2. Задачи курса: курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога

Методические указания по изучению курса

Основной формой работы студента заочника является самостоятельное изучение учебного материала и написание реферата. По дисциплине Философия предусматриваются лекционные занятия, написание реферата и экзамен.

Лекции нося т обзорный характер. Их цель – обратить внимание студентов на логику курса. Раскрыть содержание основных понятий и категорий философии, а также затронуть вопросы и проблемы, недостаточно полно освещенные в литературе.

Приступая к изучению курса, студент, прежде всего, должен ознакомиться с Программой и после этого приступать к изучению рекомендованной литературы. По мере изучения тематики курса студент дополняет конспект лекций самостоятельно изученными материалами.

 

Рекомендуемая литература:

 

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. –М.: ТЕИС, 1996.

2. Радугин А.А. Философия: курс лекций.2-е изд. перераб.. –М.: Центр, 2001.

3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. –М.: ПрспектЮ 1998.

4. Радугин А.А. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. –М.: Центр, 2001.

5. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999.

Дополнительная

6. Антология мировой философии. Т.1-4. М.: Мысль, 1969-1972.

7. История философии. М.: Приор, 1989.

8. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М.: «Греко-латинский кабинет», 1995-1999.

9. Мир философии. Ч. 1-2. М.: Политиздат, 1991.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.

11. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М.: МИФ, 1993.

12. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

13. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

14. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

15. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1-3. М.; ВЛАДОС, 1997.

К теме 1:

1. Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

3. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. М., 1993.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.. 1993.

6. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

8. Сознание и теория мировоззрения. М., 1992.

9. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

К теме 2:

1. Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.

2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

3. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

4. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.

5. Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1973.

6. Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.

7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

8. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

9. Пименов В.А. Возвращение к драхме. М., 1998.

10. Религии Древнего Востока. М., 1995.

11. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

12. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1999.

14. Глядков В.А. Философское сознание (от мифа к логосу). Вып. 1-2. М., 1996-1998.

15. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999.

16. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. М., 1989.

17. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

18. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

19. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

21. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

22. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой культуры. Тбилиси, 1981.

23. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

24. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.. 1988.

25. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 1992.

26. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

27. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

28. Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994.

29. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

30. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

31. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

32. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

33. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991.

34. Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПБ., 1992.

35. Лютер М. Время молчания прошло. М., 1994.

36. РутенбургВ.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

37. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1999.

38. Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. Кн. 2. СПб., 1996.

39. Человек. Хрестоматия. Ч. 1. М., 1991.

40. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

41. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

42. Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

43. Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. М., 1998.

44. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.

45. Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVIII века.М., 1986.

46. Майоров Г.Г. Философия. Лейбница. М., 1991.

47. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

48. Соколов В.В. Европейская философия ХV - ХVII веков. М., 1999.

49. Хёсле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

50. Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М., 1991.

К теме 3:

1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.

2. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М., 1991.

3. Бушуева В.В. Философия ХIХ века. М., 1994.

4. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.

5. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

7. Гегель А.В Гегель. М., 1994.

8. Ильин В.В. Философия нового времени (ХIХ век). М., 1994.

9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

10. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

11. Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М., 1997.

12. Воронина Т.П. Современная западная философия. М., 1997.

13. Гильдебрандт Д. фон Новая Вавилонская башня. М., 1998.

14. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ – начала ХХ века. М., 1988.

15. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.

16. История современной западной философии: компаративистский подход. М., 1997.

17. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

18. Современная западная философия ХХ века. М., 1995.

19. Социальная перспектива (философско-методологический анализ современных западных концепций). Киев, 1992.

20. Сумерки богов. М., 1989.

К теме 4:

1. Аржанухин С.В., Емельянов Б.В., Холстинин Р.И. Очерки русской философии ХVIII - ХХ веков. Екатеринбург, 1994.

2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IХ – ХIХ веков. М., 1989.

3. Громов М.Н, Козлов Н.С. Русская философская мысль Х - ХVII веков. М., 1990.

4. Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, 1999.

5. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

6. Замалеев А.ф. Лепты: исследования по русской философии. СПб., 1996.

7. Зеньковский В.В. История русской философии Т. 1-2. СПб., 1991.

8. Иванов А.В. Запад-Россия-Восток. М., 1993.

9. Лосский Н.О. История русской философии (любое издание).

10. Мень А. Мировая духовная культура. Н.Новгород, 1997.

11. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

К теме 5:

  1. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.
  3. Карпенко М.А. Вселенная разумная. М., 1992.
  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение.

// Вопросы философии. 1992. № 12.

  1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  2. Мельникова Н.А. Образ мира. М., 1998.
  3. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.
  4. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  5. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в

культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

  1. Тейяр де Шарден П. Феномен Человека, М., 1987.
  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  3. Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М., 1992.
  4. Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991.
  5. Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1989.
  6. История диалектики. М., 1980.
  7. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 1989.
  8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  9. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
  10. Селиванов Ф.А. В мире сплетения причин и следствий. М., 1991.
  11. Энгельс Ф. Диалектика природы (любое издание)
  12. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991.
  13. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993.
  14. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.
  15. Казначеев В.П., Спирин Г.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
  16. Личность и общество. М., 1990
  17. Освобождение духа. М., 1991.
  18. О человеческом в человеке. М., 1991.
  19. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  20. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996.
  21. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии. Кн. 1-2. М., 1991-1995.

К теме 6

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

4. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

5. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990.

6. Межуев В.М. Культура и история. М., 1991.

7. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

8. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995.

9.Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

10.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

11. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990

12. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

13. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

14. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

15. Каган М.С. Философская теория ценностей. М., 1997.

16. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

17. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988.

18. Назаров В.Н. Феноменология мудрости. Тула, 1993.

19. Наука и ценности. Л., 1990.

20. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

К теме 7:

1.Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.

2.Духовное производство. М., 1990.

3.Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

4.Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1985

5.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

6.Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

7.Никифоров А.С. Этюды о разуме. М.,1981.

8.Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992.

9.Природа и дух. Кн. 1-2. СПБ., 1995.

10.Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.

11.Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., 1992.

12.Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.

13.Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

14.Гетманова А.Д. Логика. М., 1998.

15.Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

16.Знание за пределами науки. М., 1990.

17.Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990

18.Когнитивная эволюция и творчество. М., 1996.

19.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1985.

20.Ивин А.А. Логика. М., 1996.

21.Практический курс логики. М., 1994.

22. Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1995.

23.Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М., 1993.

24.Познание в социальном контексте. М., 1993.

25.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

26.Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

27.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

28.Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

29.Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994.

30.Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.

31.Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

32.Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

33.Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки. М., 1988.

34.Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

35. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995

36.Природа научного познания. М., 1986.

37.Природа научного открытия. Минск, 1979.

38.Пуанкаре. А. О науке. М., 1983

39.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

40.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

41.Традиции и революции в истории науки. М., 1991.

К теме 8:

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2.Введение в социальную экологию. Ч. 1-2. М., 1994.

3.Горелов А.А. Социальная экология. М., 1998.

4.Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.

5.Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.

6.Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. М., 1992.

7.Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. М., 1991.

8.Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.

9.Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.

10.Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1989.

 

 

 

3. Место курса в системе социогуманитарного образования: к урс философии состоит издвух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: бакалавр (дипломированный специалист) в области философии должен –

а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценностень научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

2. Тематический план.

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

 

II. Содержание курса

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.

 

I. История философии

Тема 2. Философия Древнего мира. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пра-философии к философии. Недифференцированность философии на Востоке.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Особенности «ортодоксальной» индийской логики. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Типы методологии (нумерология и логика), их особенности в философских учениях Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

Античная философия. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап - философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества.

Средневековая философия. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века.

Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н.Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).

Философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.). Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.

Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Тема 3. Классический этап философии Нового времени. Максима философского сознания ХIХ века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.

Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма (Л.Фейербах, С.Кьеркегор) и натурализма (А.Шопенгауэр, О.Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).

Современная западная философия. Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец ХIХ - ХХ в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.

Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел), философия науки (К.Поппер); постпозитивизм /историческая школа/ (Т.Кун, И.Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер).

Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм).

Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Тема 4. Русская философия. Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.

Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии /ХVIII – I половина ХIХ в./ (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). «Философия естествознания» в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.

Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

II. Философские проблемы

 

Тема 5. Учение о бытии (онтология). Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.

Учение о развитии. Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

Природа человека и смысл его существования. Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.

Тема 6. Учение об обществе (социальная философия). Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж.Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.

Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология). Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.

Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.

Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Тема 7. Проблема сознания и познания. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

Познание (гносеология). Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.

Научное познание. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.111 с.)