Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проректор по учебной и научной работе

Поиск

Профессор В.Г.Нейман

“___” ____________ 200_ г.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ»

 

По всем направлениям и специальностям института

 

 

  Одобрено на заседании кафедры _______________________________________   (протокол № ____ от «___» ________ 200_ г.) Зав. кафедрой _______________________,   к.и.н. доцент Севастьянов М.А.   Составитель: к.и.н. доцент Севастьянов М.А.   __________________  

Москва — 200_

 

Введение

Цели и задачи изучения дисциплины

1. Цель курса: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

2. Задачи курса: курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога

Методические указания по изучению курса

Основной формой работы студента заочника является самостоятельное изучение учебного материала и написание реферата. По дисциплине Философия предусматриваются лекционные занятия, написание реферата и экзамен.

Лекции нося т обзорный характер. Их цель – обратить внимание студентов на логику курса. Раскрыть содержание основных понятий и категорий философии, а также затронуть вопросы и проблемы, недостаточно полно освещенные в литературе.

Приступая к изучению курса, студент, прежде всего, должен ознакомиться с Программой и после этого приступать к изучению рекомендованной литературы. По мере изучения тематики курса студент дополняет конспект лекций самостоятельно изученными материалами.

 

Рекомендуемая литература:

 

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. –М.: ТЕИС, 1996.

2. Радугин А.А. Философия: курс лекций.2-е изд. перераб.. –М.: Центр, 2001.

3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. –М.: ПрспектЮ 1998.

4. Радугин А.А. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. –М.: Центр, 2001.

5. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999.

Дополнительная

6. Антология мировой философии. Т.1-4. М.: Мысль, 1969-1972.

7. История философии. М.: Приор, 1989.

8. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М.: «Греко-латинский кабинет», 1995-1999.

9. Мир философии. Ч. 1-2. М.: Политиздат, 1991.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.

11. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М.: МИФ, 1993.

12. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

13. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

14. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

15. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1-3. М.; ВЛАДОС, 1997.

К теме 1:

1. Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

3. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. М., 1993.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.. 1993.

6. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

8. Сознание и теория мировоззрения. М., 1992.

9. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

К теме 2:

1. Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.

2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

3. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

4. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.

5. Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1973.

6. Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.

7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

8. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

9. Пименов В.А. Возвращение к драхме. М., 1998.

10. Религии Древнего Востока. М., 1995.

11. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

12. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

13. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1999.

14. Глядков В.А. Философское сознание (от мифа к логосу). Вып. 1-2. М., 1996-1998.

15. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999.

16. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. М., 1989.

17. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

18. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

19. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

21. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

22. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой культуры. Тбилиси, 1981.

23. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

24. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.. 1988.

25. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.. 1992.

26. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

27. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

28. Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994.

29. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

30. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

31. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

32. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

33. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991.

34. Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПБ., 1992.

35. Лютер М. Время молчания прошло. М., 1994.

36. РутенбургВ.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

37. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1999.

38. Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. Кн. 2. СПб., 1996.

39. Человек. Хрестоматия. Ч. 1. М., 1991.

40. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

41. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

42. Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

43. Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. М., 1998.

44. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.

45. Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVIII века.М., 1986.

46. Майоров Г.Г. Философия. Лейбница. М., 1991.

47. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

48. Соколов В.В. Европейская философия ХV - ХVII веков. М., 1999.

49. Хёсле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

50. Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М., 1991.

К теме 3:

1. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.

2. Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М., 1991.

3. Бушуева В.В. Философия ХIХ века. М., 1994.

4. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.

5. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

7. Гегель А.В Гегель. М., 1994.

8. Ильин В.В. Философия нового времени (ХIХ век). М., 1994.

9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

10. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

11. Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М., 1997.

12. Воронина Т.П. Современная западная философия. М., 1997.

13. Гильдебрандт Д. фон Новая Вавилонская башня. М., 1998.

14. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Буржуазная философия середины ХIХ – начала ХХ века. М., 1988.

15. Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.

16. История современной западной философии: компаративистский подход. М., 1997.

17. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

18. Современная западная философия ХХ века. М., 1995.

19. Социальная перспектива (философско-методологический анализ современных западных концепций). Киев, 1992.

20. Сумерки богов. М., 1989.

К теме 4:

1. Аржанухин С.В., Емельянов Б.В., Холстинин Р.И. Очерки русской философии ХVIII - ХХ веков. Екатеринбург, 1994.

2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IХ – ХIХ веков. М., 1989.

3. Громов М.Н, Козлов Н.С. Русская философская мысль Х - ХVII веков. М., 1990.

4. Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, 1999.

5. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

6. Замалеев А.ф. Лепты: исследования по русской философии. СПб., 1996.

7. Зеньковский В.В. История русской философии Т. 1-2. СПб., 1991.

8. Иванов А.В. Запад-Россия-Восток. М., 1993.

9. Лосский Н.О. История русской философии (любое издание).

10. Мень А. Мировая духовная культура. Н.Новгород, 1997.

11. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

К теме 5:

  1. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.
  3. Карпенко М.А. Вселенная разумная. М., 1992.
  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение.

// Вопросы философии. 1992. № 12.

  1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  2. Мельникова Н.А. Образ мира. М., 1998.
  3. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.
  4. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  5. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в

культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

  1. Тейяр де Шарден П. Феномен Человека, М., 1987.
  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  3. Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М., 1992.
  4. Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991.
  5. Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1989.
  6. История диалектики. М., 1980.
  7. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 1989.
  8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  9. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
  10. Селиванов Ф.А. В мире сплетения причин и следствий. М., 1991.
  11. Энгельс Ф. Диалектика природы (любое издание)
  12. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991.
  13. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993.
  14. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.
  15. Казначеев В.П., Спирин Г.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
  16. Личность и общество. М., 1990
  17. Освобождение духа. М., 1991.
  18. О человеческом в человеке. М., 1991.
  19. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  20. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996.
  21. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии. Кн. 1-2. М., 1991-1995.

К теме 6

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

4. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

5. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990.

6. Межуев В.М. Культура и история. М., 1991.

7. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

8. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995.

9.Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

10.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

11. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990

12. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

13. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

14. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

15. Каган М.С. Философская теория ценностей. М., 1997.

16. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

17. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988.

18. Назаров В.Н. Феноменология мудрости. Тула, 1993.

19. Наука и ценности. Л., 1990.

20. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

К теме 7:

1.Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.

2.Духовное производство. М., 1990.

3.Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

4.Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1985

5.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

6.Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

7.Никифоров А.С. Этюды о разуме. М.,1981.

8.Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992.

9.Природа и дух. Кн. 1-2. СПБ., 1995.

10.Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.

11.Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., 1992.

12.Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.

13.Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

14.Гетманова А.Д. Логика. М., 1998.

15.Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

16.Знание за пределами науки. М., 1990.

17.Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990

18.Когнитивная эволюция и творчество. М., 1996.

19.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1985.

20.Ивин А.А. Логика. М., 1996.

21.Практический курс логики. М., 1994.

22. Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1995.

23.Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М., 1993.

24.Познание в социальном контексте. М., 1993.

25.Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

26.Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

27.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

28.Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

29.Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994.

30.Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.

31.Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

32.Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

33.Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки. М., 1988.

34.Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

35. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995

36.Природа научного познания. М., 1986.

37.Природа научного открытия. Минск, 1979.

38.Пуанкаре. А. О науке. М., 1983

39.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

40.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

41.Традиции и революции в истории науки. М., 1991.

К теме 8:

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2.Введение в социальную экологию. Ч. 1-2. М., 1994.

3.Горелов А.А. Социальная экология. М., 1998.

4.Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.

5.Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.

6.Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. М., 1992.

7.Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. М., 1991.

8.Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.

9.Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.

10.Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1989.

 

 

 

3. Место курса в системе социогуманитарного образования: к урс философии состоит издвух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: бакалавр (дипломированный специалист) в области философии должен –

а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценностень научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

2. Тематический план.

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.135 (0.01 с.)