Разговор 2-й о том же: Знай себя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разговор 2-й о том же: Знай себя



Лица: Клеопа, Лука и Друг

 

К л е о п а. Правду говоришь... Однак пан Сомнас сколько ни велеречив, я в нем вкуса не слышу. Пойдем опять к нашему Другу. Слова его едкие, но не знаю, каккто приятны.

Л у к а. А вот он и сам к нам...

Д руг. Тень мертвая! Здравствуйте!

Л у к а. Здравствуй, Мысль! Дух! Сердце! Ведь се твой человек? Пересказали мы твои мысли нашим книгочиям. Они говорили, что должен ты свое мнение в натуре показать.

Д руг. Что се значит - в натуре показать?

Л у к а. Я сего не знаю.

К л е о п а. Как сего не знать? Должно показать, что не только в одном человеке, но и в прочих тварях невидимость первенствует.

Л у к а. Так точно. За тем хотели к тебе идти.

Д руг. А вы доселе сего не знаете?

Л у к а. Конечно, должен ты доказать.

Д руг. Верите ли, что есть бог?

Л у к а. Его невидимая сила все исполняет и всем владеет.

Д руг. Так чего ж ты еще требуешь? Ты уже сам доказал.

Л у к а. Как доказал?

Д р у г. Когда говоришь, что невидимая сила все исполняет и всем владеет, так не все ли одно сказать, что невидимость в тварях первенствует? Ты уже сам назвал невидимость головою, а видимость хвостом во всей Вселенной.

Л у к а. Так возьми что из всей Вселенной в пример для изъяснения.

Д руг. Я тебе всю подсолнечную и все Коперниковы миры представляю. Возьми из них, что хочешь. А что говорите - показать в натуре, то должно было сказать: изъясни нам притчами или примерами и подобиями то, что человек состоит не во внешней своей плоти и крови, но мысль и сердце его - то истинный человек. Взгляни на стену сию. Что на ней видишь?

Л у к а. Вижу написанного человека. Он стоит на змие, раздавив ногою голову змиину.

Д руг. Ведь живопись видишь?

[Л у к а]. Вижу.

Д руг. Скажи же, что такое живописью почитаешь? Краски ли или закрытый в краске рисунок?

Л у к а. Краска не иное что, как порох и пустошь: рисунок или пропорция И расположение красок - то сила. А если ее нет, в то время краска - грязь и пустошь одна.

Д руг. Что ж еще при сей живописи видишь?

Л у к а. Вижу приписанные из Библии слова. Слушайте! Стану их читать: «Мудрого очи - во главе его. Очи же безумных - на концах земли».

Д руг. Ну! Если кто краску на словах видит, а письмен прочесть не может, как тебе кажется? Видит ли такой письмена?

Л у к а. Он видит плотским оком одну последнюю пустошь или краску в словах, а самих в письме фигур не разумеет, одну пяту видит, не главу.

Д руг. Право рассудил. Так посему, если видишь на старой в Ахтырке церкви кирпич и вапно, а плана ее не понимаешь, как думаешь - усмотрел ли и узнал ее?

Л у к а. Никак! Таким образом, одну только крайнюю и последнюю наружность вижу в ней, которую и скот видит, а симметрии ее, или пропорции и размера, который всему связь и голова материалу, понеже в ней не разумею, для того и ее не вижу, не видя ее головы.

Д руг. Добрый твой суд. Скинь же теперь на счеты всю сумму.

Лука. Как?

Д руг. А вот так! Что в красках рисунок, то же самое есть фигура в письменах, а в строении план. Но чувствуешь ли, что все сии головы, как рисунок, так фигура, и план, и симметрия, и размер не иное что есть, как мысли?"

Л у к а. Кажется, что так.

Д руг. Так для чего же не постигнешь, что и в прочих тварях невидимость первенствует не только в человеке? То ж разуметь можно о травах и деревьях и о всем прочем. Дух все-на-все вылепливает. Дух и содержит. Но наше око пяту блюдет и на последней наружности находится, минуя силу, начало и голову. Итак, хотя бы мы одним без души телом были, то и в самое то время еще не довольно себя понимаем.

Л у к а. Для чего?

Д руг. Для того, что, почитая в телe нашем наружный прах, не поднимаемся мыслию во план, содержащий слабую сию переть. И никогда вкуса не чувствуем в словах сих Божиих, ползущее по земле наше понятие к познанию истинного нашего тела возвышающих, а именно: «Не бойся, Иаков! Се на руках моих написал стены твои...» Но поступим повыше.

К л е о п а. Мы выше поступать еще не хотим, а сомнение имеем. И желаем хорошенько узнать то, что называешь истинным телом. Нам дивно, что...

Д руг. Что такое дивно? Не Бог ли все содержит? Не сам ли глава и все во всем? Не он ли истина в пустоше, истинное и главное основание в ничтожном прахе нашем? И как сомневаешься о точном, вечном и новом теле? Не думаешь ли сыскать что ни есть такое, в чем бы Бог не правительствовал за главу и вместо начала? Но может ли что бытие свое, кроме его, иметь? Не он ли бытие всему? Он в дереве истинное дерево, в траве трава, в музыке музыка, в доме дом, в теле нашем перстном новое есть тело и точность или глава его. Он всячина есть во всем, потому что истина есть господня; господь же, дух и Бог все одно есть. Он един дивное во всем и новое во всем делает сам собою, и истина его во всем вовеки пребывает; прочая же вся крайняя наружность не иное что, токмо тень его, и пята его, и подножие его, и обветшающая риза... Но «мудрого очи - во главе его, очи же безумных - на концах земли»…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.136.147 (0.006 с.)