Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

Поиск

Во второй половине ХХ века впервые в своей истории человечество столкнулось с глобальными проблемами. Глобальные проблемы касаются всего человечества и впервые ставят под сомнение существование самого человечества. Эти проблемы носят глобальный характер, так как их разрешение зависит от всего человечества или, во всяком случае, от большинства цивилизованных индустриальных стран.

Человечество и в прошлом сталкивалось с проблемами, которыепо содержанию похожи на глобальные. Так, в Лондоне в XIV в. послезамены при отоплении домов дров на уголь людям нечем стало дышать.

Однако в прошлые столетия подобного рода проблемы носили локальный характер, они не затрагивали возможность кризиса, а в перспективе – и гибели всей цивилизации. Следовательно, глобальные проблемы носят не локальный, а общепланетарный характер.

Классификация глобальных проблем

1. Экологическая проблема связана с загрязнением биосферы.

Сегодня ежегодно добывается 3,5 млрд. тонн нефти; 4,5 млрд. тонн каменного и бурого угля. Ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов. Кроме этого, ученые заявляют, что возможность природы естественным образом нейтрализовать отходы человеческой деятельности носит ограниченный характер. Довольно быстро будут исчерпаны сырьевые ресурсы.

2. Демографическая проблема – проблема народонаселения – связана с бурным ростом численности населения, прежде всего за счетбедных развивающихся стран.

3. Сырьевая проблема связана с дефицитом сырьевых ресурсов. По некоторым подсчетам, нефти хватит на 40-50 лет, а в ближайшее время человечество столкнется с острым дефицитом пресной воды.

4. Проблема войны и мира связана с наличием оружия массового поражения, что создает угрозу смертоносной для человечества войны.

5. Угроза терроризма – глобальная и трудноразрешимая проблема последнего десятилетия. Неизвестно, где и когда ждать террористических актов. Против террористов бессильны танки и пушки.

6. Информационная проблема связана с всеобщей компьютеризацией. С одной стороны, компьютеризация – это благо, а с другой стороны, не исключается возможность разрушительного, губительного воздействия компьютеризации на психику человека.

Наука играет противоречивую роль в отношении к глобальным проблемам. С одной стороны, именно наука и научно-технический прогресс спровоцировали появление глобальных проблем. Но, с другой стороны, глобальные проблемы можно нейтрализовать или снять их остроту только посредством применения науки.

Наука способна, прежде всего, осознать эти проблемы, выяснить причины глобального кризиса. Кроме этого, наука может предложить и предлагает реальные меры по смягчению глобальных проблем. Современная наука разработала безотходные технологии. Она предложила технологии использования альтернативных источников энергии (солнца, ветра, моря), а также технологии, связанные с сокращением вредных выбросов в атмосферу, почву, моря и реки.

В рамках современной науки популярной идеей является совокупность концепций, которые выдвинули ученые «Римского клуба» – неформального объединения ученых, возникшего в 70-е годы ХХ в. По инициативе итальянского предпринимателя и общественного деятеля А. Печчеи. Этот клуб изучает перспективы человечества. Первый доклад учёных римского клуба был назван символически «Пределы роста».

Учёные построили компьютерную модель современного общества и пришли к выводу, что при нынешнем уровне экономического роста и потребления ресурсов, а также масштабов увеличения населения неизбежно будет достигнут предел роста, за которым последует катастрофа глобального биологического характера. Природа не выдержит глобального техногенного воздействия человека.

Обеспокоенные ученые разрабатывают сценарии будущего человечества и выдвигают две альтернативные идеи:

1. Оптимистический сценарий полагает, что человечество в состоянии справиться с надвигающимися проблемами на основе новых технологий и внедрения в общественное сознание новой экологической

этики. Суть новой этики – идея о том, что человек отказывается от господства над природой и подчиняет свои эгоистические интересы интересам гармонического сосуществования с природой. Человек из завоевателя природы превращается в равноправный с природой элемент.

2. Пессимистический сценарий считает, что изменить негативную ситуацию можно лишь в случае сокращения потребления природных ресурсов. В ином случае неизбежна деградация биосферы и человечества.

 

 

Подготовка научных кадров проблемы и перспективы

Среди наиболее актуальных проблем, получивших отражение в научных публикациях и существующих объективно в системе подготовки кадров высшей квалификации, можно выделить:

ü рассогласованность субъектов исследовательской деятельности в определении тематики исследований и разрозненность в научных поисках;

ü ограниченность исследовательского пространства аспирантов, что проявляется в решении исследовательских задач за счет имеющихся ресурсов;

ü «недоведение» результатов исследования до профессионального научного сообщества.

При этом помимо объективных проблем, существующих в системе подготовки кадров высшей квалификации, существуют и субъективные проблемы, важные для самих аспирантов. В данном случае под проблемами аспирантов мы стоит понимать субъективное состояние напряженности, неудовлетворенности, вызванное объективными препятствиями, возникающими у аспиранта в процессе работы над диссертационным исследованием.

Данные опроса аспирантов позволяют условно выделить четыре группы субъективных проблем, с которыми сталкиваются аспиранты в процессе работы над диссертационным исследованием:

1. Осуществление научной коммуникации (потребность в осуществлении обмена опытом с коллегами-аспирантами, с зарубежными исследователями);

2. Расширение теоретической и эмпирической базы исследования (потребность в знакомстве с широким кругом литературных источников по исследуемой проблеме и потребность в проведении эксперимента в разных городах, учреждениях, странах);

3. Апробация результатов исследования (необходимость и потребность в донесении своих научных результатов до научного сообщества);

4. Расширение образовательной компоненты подготовки аспирантов, направленной на усиление их теоретико-методологической подготовки.

Очевидно, выделенные объективные и субъективные проблемы не противоречат, а скорее дополняют друг друга, что свидетельствуют о важности и актуальности их рассмотрения.

Согласно данным Росстата, средний возраст кандидатов наук в нашей стране сегодня составляет чуть более пятидесяти трех лет, а докторов наук – почти семьдесят лет. Около 60 процентов профессоров в составе кафедр государственных и муниципальных вузов старше шестидесяти лет, более половины доцентов – старше пятидесяти.

Существует 3 основных задачи, которые нужно решить, чтобы молодежь пошла в науку:

1) Оплата труда

2) Наличие современного оборудования

3) Социальные условия

На данный момент производится большая работа по предоставлению условий, при которых научный рост молодого специалиста сопровождается повышением его педагогической квалификации.

Каждый университет разрабатывает свою перспективную систему подготовки научных кадров. Создаются научные центры, на базе которых проводятся все мероприятия по поддержке научной молодежи (от школьников и студентов до докторов наук). Функционируют системы целевой поддержки молодых ученых (3 уровня поддержки (федеральный, отраслевой и вузовский)).

Так же стоит отметить, что в последнее время в нашей стране наблюдаются явные признаки активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. Возникают элементы инновационной инфраструктуры, в том числе достаточно разветвленная сеть инновационно-технологических центров, технопарков, инкубаторов наукоемких технологий. Разрабатываются научно- методические основы образовательных программ в области инновационного менеджмента для аспирантов и молодых ученых, специализирующихся в области точных, естественных и технических наук. Эти программы нацелены в первую очередь на формирование инновационного стиля мышления и обеспечения «Всеобщей инновационной грамотности» молодых людей, активно занимающихся исследованиями и разработками.

Существует федеральная целевая программа поддержки «Интеграция», в ней запланировано много мероприятий по поддержке молодежи.

Предпринимаются усилия сделать межведомственную программу с Академией наук с целью увеличить финансирование в части сотрудничества: молодые ученые получают возможность обучаться в центрах Академии наук, а ученые Академии наук – преподавать в Вузах.

В настоящее время Правительство РФ увеличило финансирование федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы более чем на 10 миллиардов рублей.

Организованны Институты переподготовки и повышения квалификации преподавателей, что способствует подготовке большого числа докторов наук.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 98.80.143.34 (0.01 с.)