Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика постнеклассической науки

Поиск

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик В. С. Стёпин. Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность

, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика, изучающая процессы самоорганизации.

Несколько лидеров в науке: генетика, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Предметом науки являются сверхсложные системы. Эти системы включают человека как существенный элемент.

Человеко-объектные системы.

Онтология.

· Системность.

· Структурность.

· Органицизм.

· Многовариантный, нелинейный, синергетический эволюционизм.

Гносеология.

· Прогнозирование сменяется проектированием.

· Телеологизм. Система целей организует поведение системы.

· Управление осуществляется через задание целей и ценностей системы.

Методология.

· Соединение структурно-системного похода, комплексного похода, синергетики и прогностики.

· Сверхсложные системы как предмет научного исследования.

· Социальные основания постнеклассической науки.

· Процесс глобализации.

· Кибернетическая революция.

· Проблема выживания как актуальная проблема современности.

Сущность постнеклассической науки в том, что целью познания провозглашается не знания бытия, а знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам.

Новая рациональность строится на сгустке ценностно-целевых воплощений, воспринимаемых через призму поиска наиболее оптимальных путей выживания.

Основные характеристики постнеклассической науки:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики

Синергетика — это наука о самоорганизации в системах любого рода.

Самоорганизация— это процесс оформления временной, пространственной или функциональной структуры без специфического (навязывающего эту структуру) воздействия.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир
3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого (единство природных и социальных процессов).
4. Усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении
5. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии.
6. У силение роли внерационального компонента.
7. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
8. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («импортация» науки), «наведение моста между бытием и становлением».
9. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.
10. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
11. Формирование нового — «организмического» видения (понимания природы). Последняя все чаще рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.
12. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.009 с.)