Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции

Поиск

 

Согласно Т. Куну для «нормальной науки» характерно решение текущих задач, опирающихся на соответствующую научную парадигму. Парадигма — совокупность принципов, норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Нормальные (эволюционные) периоды в становлении науки сменяются революциями. Они связаны с открытиями явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. Возникновение и утверждение новой парадигмы знаменует революцию в науке.

Сейчас философы говорят о разных типах рациональности. В этих разговорах продолжается поиск ответа на вопрос, что такое разум, какую роль он играет в жизни человека. В них также можно видеть желание многих философов и ученых уйти от жесткой альтернативы "рационализм–иррационализм" или "рационализм–эмпиризм". Рациональность звучит как-то помягче рационализма. От безудержного восхваления разума в откровенном рационализме и почти патологической ненависти к нему в столь же откровенном иррационализме перешли к своеобразному плюралистическому представлению рациональности, к обсуждению вопроса о разных типах рациональности.

 

Практика

 

Практическая деятельность — перевод идеального в реальное, управление-преобразование: себя, общества и окружающей природы[102]. Цель и результат практической деятельности — благо, добро в широком смысле. Иными словами, ради блага человек осуществляет разные формы управляюще-преобразовательной деятельности. Оно является центральной категорией практики.

 

Благо (ценность)

 

В самом общем виде благо (ценность) — то, что удовлетворяет наши потребности-желания или служит их удовлетворению.

Понятие блага отличается от понятия ценности тем, что оно обозначает безусловно положительную ценность, является антитезой зла. Понятие же ценности может употребляться и с эпитетом «отрицательная», т. е. в значении понятия зла. Ценностный подход основан на оценке того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Он противоположен познавательному или истинностному подходу, в частности, различению истины и лжи или знания и заблуждения.

Понятие ценности в общепринятом смысле означает признание «способности» тех или иных предметов удовлетворять определенной потребности или желанию. Ценность — то, что служит средством удовлетворения человеческих потребностей-желаний. Это ценность в собственном смысле или благо, добро. Отрицательно оценивается все, что препятствует удовлетворению потребностей-желаний. Это — отрицательная ценность или зло.

Существует определенная иерархия ценностей, различающихся между собой по степени значимости для человека.

Это, во-первых, ценности, которые являются нужными, необходимыми средствами удовлетворения потребностей. Например, воздух, продукты питания, одежда, предметы первой необходимости.

Во-вторых, это ценности, которые не являются строго необходимыми, но приносят пользу. Это такие средства, которые помогают лучшим удовлетворить наши потребности или отвечают нашим желаниям. Полезными могут быть такие блага, без которых человек может обойтись, т. е. которые не являются необходимыми. С другой стороны, если существует выбор между различными необходимыми благами, то предпочтение отдается тому благу, которое является более полезным по сравнению с другими необходимыми благами. Как правило, полезность характеризует различную степень соответствия того или иного предмета нашим потребностям-желаниям. Иными словами, полезность является мерой соответствия предмета нашим потребностям-желаниям.

В‑третьих, кроме необходимой и полезной существует еще ценность приятного. Приятным является все, что вызывает положительные эмоции, что доставляет нам удовольствие, наслаждение, радость. Приятное окрашивает жизнь в радужные краски, заряжает бодростью, всей гаммой положительных эмоций или освобождает-защищает от отрицательных эмоций, отвлекает от тягостных переживаний. Не являясь в каждом отдельном случае полезным или необходимым, приятное в целом является жизненно важным для человека.

Необходимое (нужное), полезное и приятное можно в известном смысле сопоставить категориям необходимости, вероятности (свободы) и случайности.

Полезное занимает особое место в этой триаде. Оно может быть синонимом ценного (блага). Так, полезность продуктов труда рассматривают обычно в самом общем смысле, как их ценность. Полезными объявляются не только продукты, которые являются в собственном смысле полезными, но и продукты, имеющие характер необходимой ценности, и продукты, которые доставляют нам приятное. Полезность оказывается общей мерой соответствия тех или иных средств нашим потребностям-желаниям. Конечно, правильнее было бы говорить не о полезности, а о ценности продуктов труда, но так уж исторически сложилось, что материальные средства характеризуют через понятие полезности. Понятие же ценности чаще всего применяют к духовным и моральным объектам оценки.

Кроме того, понятие полезности нередко связывают с понятием утилитарности, а это последнее противопоставляют духовным, гуманитарным, эстетическим ценностям. Сохраняется также различие полезного и приятного.

Одним словом, указанные трактовки полезности (в узком смысле) делают ее не совсем удобной для характеристики общей меры соответствия продуктов труда нашим потребностям-желаниям. Об этом всегда нужно помнить.

Ценность (полезность) — оценочная категория, благодаря которой мы оцениваем предметы с точки зрения их соответствия нашим потребностям-желаниям. Она не является внутренним качеством предмета, хотя, с другой стороны, как оценочное определение предмета, не находится вне предмета, «не висит в воздухе». Здесь следует одинаково избегать крайностей субъективистского и объективистского истолкования этой категории. С одной стороны, нельзя отрывать ценность (полезность) от предмета, от его естественных свойств, качественной определенности и провозглашать ее самодовлеющей категорией, которая якобы зависит только от желаний и прихотей человека. С другой, нельзя отождествлять ценность (полезность) с предметом и его качеством (свойствами). Иначе возникает иллюзия, будто предмет изначально определен как благо, как ценность, как средство удовлетворения наших потребностей. (Так иногда думают люди; они, как говорил один известный классик, «приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету, хотя овце едва ли представлялось бы одним из ее «полезных» свойств то, что она годится в пищу человека».)

По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим, — все зависит от того, как мы смотрим на вещи.

————

Важно подчеркнуть отличие ценности, полезности вообще от потребительной ценности предмета. Если потребительная ценность определяется тем, насколько предмет удовлетворяет ту или иную потребность (желание), то ценность (полезность) определяется тем, насколько предмет соответствует всей совокупности наших потребностей и желаний.

Удовлетворить ту или иную потребность — еще не значит быть полезным. Все зависит от того, какая это потребность и какой предмет удовлетворяет потребность. Известно, что наряду с естественными и разумными потребностями-желаниями существуют противоестественные, извращенные, ложные. Удовлетворение последних отнюдь не приносит пользу человеку, а, напротив, разрушает его тело и дух. Такими потребностями-желаниями являются, например, потребность в постоянном опьянении, в наркотиках, пресыщенные и извращенные вкусы, наклонности.

Ценность, полезность определяет отношение предмета не к одной какой-то потребности или желанию, а к человеку как личности, к совокупности его потребностей-желаний. Было бы ошибочно думать, что потребности и желания не связаны друг с другом. Все они являются лишь частичными выражениями человека как субъекта потребления. Взаимодействуя друг с другом, потребности могут как гармонировать между собой, так конфликтовать. Вообще, там, где есть многообразие (а потребности-желания многообразны), есть и возможны конфликты-противоречия. Удовлетворение одной потребности может препятствовать удовлетворению другой. Это касается не только взаимоотношения разумных и неразумных потребностей, но и взаимоотношения различных разумных потребностей. Поэтому все потребности лучше рассматривать не как рядоположенные, а в системе, как единое целое, как одну большую потребность. Именно по отношению к этой большой потребности и определяется ценность предмета. Она тем выше, чем больше предмет соответствует отдельной частной потребности и чем выше место этой потребности в иерархии потребностей, составляющих одну большую потребность.

Ценность, полезность предмета, как было сказано выше, определяется не только тем, какую потребность он удовлетворяет, но и тем, каким он является сам, т. е. каково его качество и количество. В одних случаях предмет удовлетворяет в том качестве и количестве, в каком он существует в природе. Однако, чаще человек не удовлетворяется природными качеством и количеством предметов, изменяет их, приспосабливая к своим потребностям. Качество продуктов труда является как раз таким измененным качеством. Особенность его состоит в том, что в отличие от природного оно не только делает предмет пригодным для удовлетворения потребностей, но и понижает пригодность предмета (понижает уровень удовлетворения потребностей). Здесь налицо противоречие. Продукт труда одновременно повышает и понижает уровень удовлетворения наших потребностей. Возьмем хлеб. Этот продукт удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб не растет в том качестве, в каком мы его потребляем. Его производят. Это значит, что затрачиваются человеческие силы. Траты же увеличивают потребность в питании. Круг замыкается. Хлеб, поскольку он потребляется, удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб же, поскольку он производится, увеличивает нашу потребность в питании. Полезным оказывается не тот хлеб, который просто удовлетворяет потребность, а тот, который обеспечивает удовлетворение потребности в большей степени, чем ее неудовлетворение.

Таким образом, если в потреблении человек удовлетворяет свои потребности, как бы гасит их, то в производственной деятельности, в труде он, напротив, затрачивая силы, расходуя энергию, увеличивает свои потребности.

 

Виды практики

 

Практику можно условно разделить на три вида:

1. Управление-преобразование себя и окружающих: быт, забота о себе и окружающих; самосохранение-саморазвитие-самосовершенствование; питание, защита, любовь-деятельность, рождение и воспитание детей, домоводство, одежда, гигиена-лечение, туалет, физическая культура, косметика.

2. Управление-преобразование общества: забота об обществе, управление людьми, поддержание-развитие-совершенствование общества, общественных, межчеловеческих отношений. Виды: госслужба, политика, руководящая работа, административная, хозяйственная деятельность, педагогическая (обучение и образование) деятельность, медицинская деятельность (здравоохранение).

3. Управление-преобразование окружающей природы: забота об окружающей природной среде, о поддержании баланса “природа-человек-общество”. Виды: архитектурно-техническая деятельность, преобразование природы; освоение космоса; сельскохозяйственная деятельность; экологическая деятельность, охрана окружающей среды.

 

Игровая деятельность

 

Игра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она протекает в трех формах: детская игра, искусство (художественная деятельность) и спорт.

Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготавливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различным взрослым ролям (матери, жены, врача и т. п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распространенные виды профессиональной деятельности.

Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (деловые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое — лишь игра, “жизнь понарошку”. Но: искусство “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития чувств, в частности достижения гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития волевых качеств, в частности с соревновательной целью, чтобы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии.

Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт — к преобразовательной, практической.

В русском языке слово «спорт» появилось сравнительно недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ веке. А до него в этом значении обычно употребляли слово «игра». Так и Л. Н. Толстой, говоря у двух видах забав, вместо слова «спорт» употребляет слово «игра». Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство — тоже игра. Только в игре-спорте главное — игра сил физических и духовных, борьба, преодоление «понарошку». А в игре-искусстве главное — игра чувств, эмоциональная жизнь «понарошку».

—————

Особо следует сказать о цирке. Его обычно рассматривают как вид искусства. В нем, однако, много такого, что свойственно спорту. Ведь по большей части он демонстрирует возможности человека, показывает его силу. Цирк включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, демонстрирует возможности дрессировки животных и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.66.132 (0.012 с.)