Взаимодействие организма и среды



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие организма и среды



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

( УГТУ)

Кафедра промышленной безопасности и охраны окружающей среды

Э К О Л О Г И Я

Методические указания для выполнения

контрольных работ для студентов безотрывной формы обучения

специальности

«Техносферная безопасность»

Ухта, УГТУ 2013

УДК [574+502] (075.8)

В 68

Воловик, О.В., Кейн О.П., Каплина М.В.

Методические указания по выполнению контрольных работ для

студентов специальности 280700 Техносферная безопасность : - Ухта : УГТУ, 2013. - 77 с.

Методические указания предназначены для выполнения контрольных работ по дисциплине «Экология» для студентов безотрывной формы обучения специальности 280700 Техносферная безопасность.

В методических указаниях дано содержание программы «Экология», где раскрываются вопросы условий существования организмов и среды обитания, условия и ресурсы среды, существование популяций, видов, сообществ, экосистем; состав и свойства биосферы. Рассматриваются вопросы социальной экологии и экологические принципы охраны природы и рациональное использование ее ресурсов. Обозначаются вопросы правовых основ охраны окружающей среды, раскрываются механизмы инженерной защиты биосферы; состояние окружающей среды Республики Коми.

В методических указаниях приводятся варианты заданий в форме вопросов и тестов.

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой

ПбиООС от 07 марта 2013 г., протокол № 9.

Рецензент: А. Г. Бердник, доцент кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды Ухтинского государственного технического университета.

Редактор: Г. В. Соходон, старший преподаватель кафедры промышленной безопасности и охраны окружающей среды Ухтинского государственного технического университета.

В методических указаниях учтены замечания рецензента и редактора.

План издания 2012 г., позиция

Подписано в печать 2013 г. Компьютерный набор.

Объём 77 с. Тираж 50 экз. Заказ №

@ Ухтинский государственный технический университет, 2013

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………….................................................
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ………………………………………………………………………
3. ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ………………………………………………………………….
4. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ……………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Экология» предусматривает выполнение студентами контрольной работы.

Контрольная работа состоит из ответов на теоретические и тестовые вопросы по вариантам. Количество теоретических вопросов в контрольной работе должно быть 12, а тестовых заданий - 15. Ответы должны быть полными и объём контрольной работы составить от 15 до 20 листов компьютерного текста. При оформлении работы необходимо придерживаться общих требований по оформлению контрольных и курсовых работ. Контрольная работа выполняется на бумаге формата А4, шрифт должен использоваться Tims Roman 14- размера или Arial 13-го размера, межстрочный интервал - 1,5 мм. Также контрольная работа может быть оформлена в рукописном варианте, при условии, что Ваш почерк сможет прочитать преподаватель. В этом случае, работу можно выполнить в тетради, объёмом 18 листов, ведя запись через клетку на каждой странице. В том и другом случае, в конце, необходимо указать список использованной при выполнении работы литературы. Первый лист – титульный, затем, идёт содержание работы с указанием страниц. Более полные условия, которым должна соответствовать ваша работа, изложены в пособии [7].

Вариант должен соответствовать последней цифре шифра зачетной книжки.

Литературу, которую сможете использовать для выполнения работы, Вы найдёте в конце методических указаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Место экологиив системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Введение термина «Экология» Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов, взаимодействия биоты и косного вещества: состав воздуха, воды, происхождение почвы.

Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными вопросами. Значение экологического образования и воспитания. Необходимость формирования правовых и этических норм отношения человека к природе.

Условия и ресурсы среды

Представление о физико-химической среде обитания организмов: особенности водной, почвенной и воздушной сред. Абиотические и

биотические факторы. Экологическое значение основных абиотических факторов: тепла, освещённости, влажности, солёности, концентрации биогенных элементов. Заменимые и незаменимые ресурсы. Сигнальное значение абиотических факторов. Суточная и сезонная цикличность.

Лимитирующие факторы. Правило Либиха. Взаимодействие экологических факторов. Распределение отдельных видов по градиенту условий. Представление об экологической нише; потенциальная и реализованная ниша. Организмы – индикаторы качества среды.

Популяции

Определение понятий «биологический вид» и «популяция». Иерархическая структура популяций; расселение организмов и межпопуляционные связи. Популяция как элемент экосистемы.

Статистические характеристики популяции: численность, плотность, возрастной и половой состав. Биомасса и способы её выражения: сырой и сухой вес, энергетический эквивалент. Методы оценки численности и плотности популяции. Характер пространственного размещения особей и его выявление. Случайное и агрегированное распределение. Механизмы поддержания пространственной структуры. Территориальность, скопления животных и растений, причины их возникновения.

Динамические характеристики популяции: рождаемость, смертность, скорость популяционного роста. Таблицы и кривые выживания. Характер распределения смертности по возрастам в разных группах животных и растений. Специфическая скорость роста популяции, «плотность насыщения» как показатель ёмкости среды. Динамика биомассы. Понятие о биопродуктивности.

Сообщества

Биоценозы (сообщества), их таксономический состав и функциональная структура. Типы взаимоотношений между организмами: симбиоз, мутуализм, комменсализм, биотрофия (хищничество в широком смысле слова).

Межвидовая конкуренция. Эксплуатация и интерференция. Принцип конкурентного исключения. Условия существования конкурирующих видов. Конкуренция и распределение видов в природе.

Отношения «хищник-жертва». Сопряжённые колебания численности хищника и жертвы. Сопряжённая эволюция.

Видовая структура сообществ и способы её выявления. Видовое разнообразие как специфическая характеристика сообщества. Динамика сообществ во времени. Сериальные и климаксовые сообщества.

Экосистемы

Определение понятия «Экосистема». Экосистемы как хорологические единицы биосферы. Составные компоненты экосистем, основные факторы, обеспечивающие их существование. Развитие экосистем: сукцессия.

Основные этапы использования вещества и энергии в экосистемах. Трофические уровни. Первичная продукция – продукция автотрофных организмов. Значение фото- и хемосинтеза. Чистая и валовая продукция. Траты на дыхание. Основные методы оценки первичной продукции. Деструкция органического вещества в экосистеме. Биотрофы и сапротрофы. Пищевые цепи «выедания» (пастбищные) и пищевые цепи «разложения» (детритные). Потери энергии при переходе с одного трофического уровня на другой. Экологическая эффективность: «пирамида продукций» и «пирамида биомасс». Микро – и макроредуценты (консументы).

Климатическая зональность и основные типы наземных экосистем. Тундры, болота, тайга, смешанные и широколиственные леса умеренной зоны, степи, тропические влажные леса, пустыни. Первичная продукция разных наземных экосистем. Взаимосвязи разных компонентов наземных экосистем. Значение почвы как особого биокосного тела. Подстилка. Полнота биотического круговорота. Особенности сукцессии наземных экосистем. Планктон, бентос, нектон. Основные группы продуцентов ыв водной среде. Роль зоопланктона и бактерий в минерализации органического вещества. Детрит. Вертикальная структура водных экосистем. Континентальные водоёмы: реки, озёра, водохранилища, эстуарии. Антропогенное эвтрофирование водоёмов. Биологическая структура океана. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

Биосфера

Строение земли, её оболочка, структура, взаимосвязь, динамика. Природные ландшафты. Биосфера. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о

биосфере. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговоротах вещества и энергии. Функциональная целостность биосферы.

Почва как компонент биосферы. Происхождение и классификация почв. Разнообразие состава и свойств почв как результат функционирования экосистем и условие их устойчивости.

Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Преобразующее влияние живого на среду обитания. Эффект самоочищения. Обменные процессы в организ-

мах как ключевой этап биопродуктивности. Биогеохимические функции разных групп организмов. Биоразнообразие как ресурс биосферы. Первичная продукция суши и океана. Потенциальная продуктивность Земли. Распределение солнечной радиации на поверхности Земли. Роль атмосферы в удержании тепла. Атмосфера Земли в сравнении с атмосферами других планет.

Основные этапы эволюции биосферы. Представление о ноосфере (В.И.Вернадский).

Человек в биосфере

Человек как биологический вид. Его экологическая ниша. Экология и здоровье человека. Популяционные характеристики человека.

Экология человечества: проблемы демографии, развитие технологической цивилизации, ресурсы биосферы.

Преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное воздействие человека на природу. Экологический кризис. Ограниченность ресурсов и загрязнение среды как фактор, лимитирующий развитие человека.

Использование её ресурсов

Рост народонаселения, научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Охрана биосферы как одна из важнейших современных задач человечества.

Классификация природных ресурсов: особенности использования и охраны почерпаемых (возобновимых, относительно возобновимых и невозобновимых) и неисчерпаемых ресурсов.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственное производство как экологически обусловленный биосферный процесс. Агроэкосистемы, их основные особенности и условия существования. Особенности охраны чистоты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, растительного и животного мира.

Глобальное загрязнение биосферы, его масштабы, последствия и принципиальные пути борьбы с ним.

«Зелёная революция» и её последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Формы и масштабы сельскохозяйственного загрязнения биосферы. Нехимические методы борьбы с видами, распространение и рост численности которых нежелательны для человека.

Воздействие промышленности и транспорта на окружающую среду. Загрязнение биосферы токсическими и радиоактивными веществами. Основные пути миграции и накопления в биосфере радиоактивных изотопов и других веществ, опасных для человека, животных и растений. Опасность ядерных катастроф.

Урбанизация и её влияние на биосферу. Город как новая среда обитания человека и животных. Пути решения проблем урбанизации. Охрана природы и рекультивация земель на территориях, интенсивно освоенных хозяйственной деятельностью. Задача сохранения генофонда живого населения планеты. Изменения видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги. Нарушение биогеографических границ. Интродукция- преднамеренная и случайная, её последствия невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия в биосфере. Биосферные заповедники и другие охраняемые территории: основные принципы выделения, организации и использования. Специфическая ресурсная значимость охраняемых территорий. Заповедное дело в России.

Прогноз влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Методы контроля за качеством окружающей среды.

Экология Республики Коми

Состояние окружающей среды Республики Коми. Природные ресурсы. Характеристика отраслей республики. Экологическое состояние городов. Оценка промышленных объектов как источников воздействия на компоненты окружающей среды.

Заключение

Экономические, эстетические и этические причины, пробуждающие охранять природу. Экологическая и глобальная этика, значение экологической культуры. Экологическое общество как тип общественного устройства. Экологическое будущее России.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Контрольная работа состоит из ответов на 12 теоретических вопросов. Вариант теоретического задания выбирается с помощью таблицы по последней цифре зачётной книжки.

Таблица 1 - Таблица для выбора варианта теоретических вопросов

№ варианта №№ вопросов
10, 14, 22, 36, 43, 56, 63, 73, 81, 95, 105, 114
9, 18, 29, 31, 47, 55, 68, 78, 82, 98, 101, 117
8, 12, 25, 39, 44, 52, 67, 76, 83, 91, 108, 111
7, 16, 28, 35, 50, 60, 62, 72, 84, 97, 104, 120
6, 19, 21, 34, 41, 54, 70, 79, 85, 92, 107, 115
5, 15, 24, 38, 46, 58, 64, 77, 86, 99, 102, 118
4, 11, 27, 37, 48, 51, 69, 74, 87, 93, 109, 112
3, 20, 30, 32, 49, 57, 65, 80, 88, 100, 110, 119
2, 17, 23, 40, 42, 59, 61, 75, 89, 94 103, 116
1, 13, 26, 33, 45, 53, 66, 71, 90, 96, 106, 113

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает наука «Экология» и каковы её основные задачи?

2. Какова структура современной экологии как науки?

3. Почему необходимы экологическое образование и экологическая культура?

4. Какие уровни организации биологических систем изучает экология?

5. Как подразделяются организмы биотических сообществах?

6. Что такое организм и как в нём происходят метаболические системы?

7. Что такое среда обитания и экологические факторы?

8. Что такое адаптации организма и чем они обусловлены?

9. Каково значение лимитирующих факторов и в чём суть закона толерантности?

10. Как влияет на организм температура?

11. Каково значение света на организм человека?

12. Какова роль воды в жизни организмов?

13. Каковы характерные черты водной среды обитания?

14. Каковы состав и строение почвы и что такое «эдафические факторы»?

15. Что такое ресурсы «живых существ» и как они классифицируются?

16. Что такое «популяция» и каковы её количественные показатели?

17. Что такое «продолжительность жизни» и что отражают кривые выжи- вания?

18. Как взаимосвязаны экологические стратегии выживания организмов и типы эволюционного отбора 1- г и К?

19. Что понимается под биотическим сообществом экосистемы?

20. Что представляет собой видовая структура и видовое разнообразие биоценоза?

21. Что представляет собой пространственная структура биоценоза?

22. Что такое «экологическая ниша» и «межвидовая конкуренция»?

23. Каковы основные формы отрицательных взаимодействий видов?

24. Каковы основные формы положительных взаимодействий видов?

25. Какова роль трофических взаимоотношений при распределении энергетических потоков в экосистемах?

26. Что такое «продуктивность экосистемы» и «уровни производства органического вещества»?

27. Что такое «экологические пирамиды» и каковы их основные виды?

28. Что такое «экологическая сукцессия» и в чём причина эвтрофикации озёр?

29. Что представляют собой сукцессионные процессы и климакс?

38. Что представляет собой биосфера как одна из геосфер Земли?

30. Что такое «биогеохимические циклы» и каковы функции живого вещества в биосфере?

31. Как происходят круговороты углерода, азота и кислорода?

32. Как происходят круговороты фосфора и серы и в чём своеобразие их биогеохимических циклов?

33. Каковы особенности биомов северной и умеренной климатических зон и пустынь?

34. Почему природные ресурсы - лимитирующий фактор выживания человека и какова их классификация?

35. Для чего создаются агроэкосистемы и в чём они отличаются от природных ?

36. Что представляют собой индустриально-городские экосистемы?

37. Как влияют природно-экологические факторы на здоровье человека?

38. Как влияют социально-экологические факторы на здоровье человека?

39. Что такое «антропогенное воздействие»?

40. Что такое «загрязнение» и каковы его основные виды?

41. Почему охрана атмосферного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей среды?

42. Каковы основные загрязнители атмосферного воздуха?

43. Какие отрасли хозяйства вносят основной вклад в загрязнение атмосферы?

44. Каковы экологические последствия загрязнения атмосферы?

45. Что такое «парниковый эффект»?

46. Что такое «озоновые дыры»? .
47. Что такое «кислотные дожди»?

48. В чём проявляется загрязнение вод и каковы их главные загрязнители?

49. Каковы основные виды загрязнения вод?

50. Каковы основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод?

51. Каковы экологические последствия загрязнения гидросферы?

52. Что такое «истощение вод» и к каким неблагоприятным экологическим последствиям оно приводит?

53. Что такое «деградация почв» и каковы её причины?

54. Какой экологический ущерб наносит эрозия почв (земель)?

55. Каковы основные загрязнители почв?

56. Каковы экологические функции недр и экологические последствия их разработки?

57. Каковы экологические функции леса?

58. Каковы антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества?

59. Почему гибель лесов является одной из наиболее серьёзных экологических проблем?

60. Каковы главные причины сокращения численности и вымирания животных?

61. На какие виды подразделяются отходы производства и потребления?

62. Какие отходы представляют наибольшую опасность?

63. Опасно ли для человека и биоты шумовое воздействие?

64. Что такое «биологическое воздействие»?

65. Опасны ли для человека электромагнитные поля и излучения?

66. Что такое «техногенная экологическая катастрофа» и, какие из произошедших наиболее крупные?

67. Каковы экологические последствия стихийных бедствий эндогенного характера?

68. Каковы экологические последствия стихийных бедствий экзогенного характера?

69. Что такое «экологический кризис» и при каких условиях он возникает? Каковы пути выхода из экологического кризиса?

70. Какова роль малоотходной и безотходной технологий в защите среды обитания?

71. Какова роль биотехнологии в охране окружающей среды?

72. Что понимается под качеством окружающей среды?

73. Что представляют собой нормативы качества окружающей среды?

74. Как защищают воздушный бассейн от вредных выбросов предприятий?

75. С помощью каких мероприятий защищают поверхностные воды от загрязнения?

76. Каким образом очищают сточные воды от загрязнений?

77. Как защищают почвы от прогрессирующей антропогенной деградации?

78. В чём заключается охрана и рациональное использование недр?

79. Каким образом рекультивируют нарушенные территории?

80. Как ликвидируют и перерабатывают твёрдые бытовые отходы?

81. Как ликвидируют и перерабатывают твёрдые промышленные отходы?

82. Какая существует защита от шумового воздействия?

83. Как обезвреживают радиоактивные и диоксинсодержащие отходы?

84. Как осуществляется защита от электромагнитных полей и излучений?

85. Как защищают население и биоту от негативного биологического воздействия?

86. Что такое «Экологический мониторинг» и каковы его задачи и структура? Как осуществляется мониторинг окружающей среды в России?

87. Глобальное загрязнение биосферы, его масштабы последствия и пути решения?

88. Урбанизация и её влияние на биосферу.

89. Состояние природных ресурсов Республики Коми.

90. Характеристика отраслей промышленности Республики Коми.

91. Характеристика топливно-энергетического комплекса.

92. Нефтегазовый комплекс как источник воздействия на окружающую среду.

93. Особенности воздействия НГК на окружающую среду.

94. Анализ мероприятий по защите атмосферного воздуха.

95. Анализ мероприятий по защите гидросферы.

96. Анализ мероприятий по защите литосферы.

97. Состояние атмосферного воздуха городов Республики Коми.

98. Состояние поверхностных и подземных вод Республики Коми.

99. Состояние земельных ресурсов Республики Коми.

100. Минерально – сырьевая база Республики Коми.

101. Состояние растительного мира Республики Коми.

102. Состояние животного мира Республики Коми.

103. Радиационная обстановка в Республике Коми.

104. Особо охраняемые природные территории и объекты Республики Коми.

105. Региональные экологические проблемы Республики Коми.

106. Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения Республики Коми.

107. Экологический мониторинг состояния окружающей среды Республики Коми.

108. Характеристика угольной отрасли промышленности Республики Коми.

109.Характеристика энергетической отрасли промышленности Республики Коми.

110. Характеристика строительной отрасли промышленности Республики Коми.

111.Характеристика добывающих отраслей промышленности Республики Коми.

112. Характеристика перерабатывающих отраслей промышленности Республики Коми.

113. Характеристика транспортирующих отраслей промышленности Республики Коми.

114. Качественная характеристика вод основных рек Республики Коми.

115. Загрязнение атмосферного воздуха городов Республики Коми.

116. Качественная характеристика подземных вод Республики Коми.

117. Структура земельного фонда Республики Коми.

118. Отходы производства и потребления в Республики Коми.

119. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в Республике Коми.

120. Схематично изобразить воздействие промышленного объекта на окружающую среду.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Вариант заданий в тестовой форме выбирается по последней цифре зачетной книжки из таблицы 2.

Таблица 2 – Таблица для выбора вариантов заданий в тестовой форме

№ варианта №№ вопросов
1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91, 101, 111, 121, 131, 141
2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92, 102, 112, 122, 132, 142
3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93, 103, 113, 123, 133, 143
4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94, 104, 114, 124, 134, 144
5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95, 105, 115, 125, 135, 145
6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 106, 116, 126, 136, 146
7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97, 107, 117, 127, 137, 147
8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98, 108, 118, 128, 138, 148
9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99 109, 119, 129, 139, 149
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110 120, 130, 140, 150

Группа заданий 1 блока

Выберите правильный ответ:

1. Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:

1)​ условиями среды;

2)​ абиотическими факторами;

3)​ биотическими факторами;

4)​ антропогенными факторами.

2. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называют:

1)​ условием;

2)​ фактором;

3)​ спектром;

4)​ средой.

3. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

1)​ оптимальным;

2)​ экологическим;

3)​ минимальным;

4)​ ограничивающим.

4. Диапазон благоприятного воздействия фактора на организмы называют зоной:

1)​ экологической;

2)​ пессимума;

3)​ буферной;

4)​ оптимума.

5.​ Сущность закона оптимума заключается в том, что:

1)​ при ухудшении условий существования по одному фактору изменяется диапазон восприимчивости других факторов;

2)​ наиболее значим тот экологический фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма величин;

3)​ любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на жизнедеятельность организмов;

4)​ все экологические факторы среды играют равнозначную роль.

6.​ Рыхлый, тонкий органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой, и возник в результате взаимодействия живых организмов и сил неживой природы, называется:

1) субстратом;

2) грунтом;

3) перегноем;

4) почвой.

7.​ Физиологическое состояние организма, при котором приостанавливаются все жизненные процессы, называют:

1)​ симбиозом;

2)​ паразитизмом;

3)​ анабиозом;

4)​ аменсализмом.

8. Биологическое самоочищение водоемов является результатом деятельности разнообразных организмов, питание которых основано на:

1)​ паразитизме;

2)​ фотосинтезе;

3)​ хищничестве;

4)​ фильтрации.

9. Основным источником поступления кислорода в атмосферу Земли является:

1)​ жизнедеятельность бактерий;

2)​ вулканический процесс;

3)​ таяние ледников;

4)​ процесс фотосинтеза.

10. Главным компонентом почвы, который определяет ее биологическую продуктивность и является результатом совместной деятельности многих организмов и сил неживой природы, является:

1)​ подзол;

2)​ кремнезем;

3)​ гумус;

4)​ подстилка.

11.​ Главным свойством живой материи, позволяющим различнымным видам организмов поддерживать свое существование неограниченно долго, считают способность к:

1)​ обмену веществ;

2)​ самовоспроизведению;

3)​ передвижению;

4)​ освоению новых местообитаний.

12. Фактор, находящийся в избытке или недостатке и ограничивающий распространение организмов, является:

1)​ антропогенным;

2)​ лимитирующим;

3)​ угнетающим;

4)​ абиотическим.

13. Толерантность - это:

1)​ способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных значений;

2)​ способность организмов переносить неблагоприятные условия;

3)​ реакция организмов на изменение действия абиотических факторов;

4)​ степень выносливости организмов к воздействиям факторов среды;

5)​ способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

14. Экологической нишей является:

1)​ место обитания организма;

2)​ положение вида в пространстве;

3)​ положение вида в пространстве и его функциональная роль в сообществе;

4)​ совокупность условий жизни, которые требуются для существования вида в сообществе;

5)​ ярус, занимаемый видом в сообществе.

15. Автором правила минимума является:

1)​ Ю. Либих;

2)​ Г. Гаузе;

3)​ Б. Коммонер;

4)​ В. И. Вернадский;

5)​ Ч. Дарвин.

16. Какие из абиотических факторов (1 - минералы; 2 - свет; 3 - азот; 4 - кислород) лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше?

1)​ 1, 3;

2)​ 1, 4;

3)​ 2, 3;

4)​ 2, 4.

17. Толерантность - это способность организмов:

1)​ выдерживать изменения условий жизни;

2)​ приспосабливаться к новым условиям;

3)​ образовывать локальные формы;

4)​ приспосабливаться к строго определенным условиям.

Варианты защиты.

1. сооружение убежищ или использование естественных укрытий

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

3. Покровительственная форма и окраска.

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

7. Выбрасывание защитных веществ.

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10. Затаивание.

11. Самокалечение (автотомия).

12. Бегство.

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников эти​ми способами.

Закончите определение.

Экосистема — это:

а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;

б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязан​ных между собой, обитающих на определенной территории;

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории;

г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и неорганических компонентов.

Закончите утверждение.

Все живые существа на Землесуществуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:

а) грибами; б) животными;

в) бактериями;

г) растениями.

125. Бионика – наука, использующая в технике формы и решения, которые уже «создали» в ходе эволюции организ​мы. Назовите организмы, у которых инженеры «подсмотре​ли» технические решения при конструировании:

A. Останкинской телебашни

Б. Подводной лодки.

B. Парашюта

Г. Шагающих машин.

Д. Гусеничных тракторов.

126. Один и тот же организм может быть по отношению к разновозрастным особям другого вида то хищником, то жерт​вой. Приведите примеры.

127. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и вла​ги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

128. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защи​ты напротив каждой из этих групп.

Способы защиты организмов хищников Номера предлагаемых вариантов защиты
A. Избегание жертвой встречи с хищником  
Б. Избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения  
B. Способы, действенные при непосредственном контакте  

Варианты защиты.

1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

3. Покровительственная форма и окраска.

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

7. Выбрасывание защитных веществ.

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10. Затаивание.

11. Самокалечение (автотомия).

12. Бегство.

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников эти​ми способами.

129. Назовите как минимум три причины, по которым чело​вечеству следует быть благодарным зеленому растению.

Ребята решили озеленить территорию школы, и посадили аллею из елей. В лесхозе им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

150. Если смешать воду, песок, неорганические и органиче​ские удобрения, будет ли эта смесь почвой?

Объясните ответ.

Группа заданий 2 блока

Вариант контрольных тестов выбираем по последней цифре шифра.

Вариант 1

1.​ Относительно устойчивое состояние экосистемы. В котором поддерживается равновесие между организмами и средой их обитания, называется

Ответы: 1. сукцессией; 2. интеграцией; 3. флуктуацией; 4. климаксом.

2 1.Биосфера – это…2. Биогеосфера – это…3. Ноосфера – это…

Ответы: 1.тончайшая пленка планеты, где протекают главные процессы взаимодействия живой и неживой (косной) природы;

2. сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты;

3. сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. (1-2, 2-1, 3-3)

3. Согласно правилу В.И. Вернадского о константности живого вещества: «Количество живого вещества в биосфере постоянно в течение …»

Ответы: 1.каждого эволюционного периода; 2. всей истории биосферы; 3. всей истории Земли;

4. каждого геологического периода

4. Совокупность пластических и энергетических процессов превращения углеводов в организме называется _________ обменом.

Ответы: 1.стандартным; 2. энергетическим; 3. углеводным; 4. рутинным

5. Процессы круговорота вещества и трансформации энергии характерны для...

Ответы: 1.экосистемы; 2. организма; 3. биоценоза; 4. популяции

6. Смена состава растительности в ходе зарастания гарей является примером ______ сукцессий.

Ответы: 1.гетерогенных; 2. автогенных; 3. аллогенных; 4. зоогенных

7. В пищевой цепи «Растительный опад > личинка насекомого > лягушка > гадюка» детритофагом является …

Ответы: 1.личинка насекомого; 2. лягушка; 3. растительный опад; 4. гадюка

8. Наибольшие энергетические затраты на жизнедеятельность у теплокровных организмов...

Ответы: 1.с крупными размерами и большой массой тела; 2. со средними размерами и небольшой массой тела; 3. с гигантскими размерами и огромной массой тела; 4. с мелким размером и малой массой тела

9. Основной принцип устойчивости экосистем – это …

Ответы: 1.наличие сформированной плодородной почвы; 2. круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии; 3. закрытость экосистем; 4. наличие крупных травоядных животных

10. Взаимоотношения волков и мышей, обитающих на одной территории, относятся к такому виду взаимоотношений, как …

Ответы: 1.комменсализм; 2. нейтрализм; 3. хищничество; 4. аллелопатия

11. Закономерное географическое изменение состава и структуры биоценозов по градиенту изменений климатических условий среды называется…

Ответы: 1.мозаичностью; 2. зональностью; 3. клинальностью; 4. ярусностью

12. Средний прирост популяции за единицу времени – это…

Ответы: 1.плотность; 2. численность; 3. темп роста; 4. прирост

13. Животные наибольших размеров и массы тела обитают в настоящее время в ________ среде.

Ответы: 1.наземно-воздушной; 2. водной; 3. организменной; 4. подземной (почвенной)

14. Экологические факторы подразделяются на …

Ответы: 1. биотические, абиотические и антропогенные; 2. исторические, экстремальные и антропогенные; 3. антропогенные, природные, космические первичные и вторичные; 4. абиотические, первичные и эволюционные

15. Светолюбивые организмы - это…



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.088 с.)