Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Поиск

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели:

1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.

2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

ñ Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).

ñ Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

ñ Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

ñ Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).

ñ Приобретение детьми опыта творческой деятельности.

ñ Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

ñ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

ñ учебного предмета;

ñ распределение учебного материала по годам обучения;

ñ описание дидактических единиц учебного предмета;

ñ требования к уровню подготовки обучающихся;

ñ формы и методы контроля, система оценок;

ñ методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Год обучения

Наименование раздела, темы Вид учеб-ного заня-тия Общий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятель-ная работа Аудиторные занятия
           
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Многообразие линий в природе Урок      
1.2 Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна Урок      
1.3 Выразительные возможности цветных карандашей Урок      
1.4 Техника работы пастелью Урок      
1.5 Орнамент. Виды орнамента Урок      
1.6 Орнамент. Декорирование конкретной формы Урок      
1.7 Кляксография Урок      
1.8 Пушистые образы. Домашние животные Урок      
1.9 Фактуры Урок      
1.10 Техника работы пастелью Урок      
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник» Урок      
2.2 Цветовой спектр. Основные и составные цвета Урок      
2.3 Цветовые растяжки Урок      
2.4 Теплые и холодные цвета Урок      
2.5 Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» Урок      
2.6 Техника работы акварелью «мазками» Урок      
2.7 Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета Урок      
2.8 Техника работы акварелью «сухая кисть» Урок      
2.9 Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков Урок      
2.10 Творческое задание «Портрет мамы». Урок      
2.11 Смешанная техника. 4 стихии Урок      

Год обучения

Наименование раздела, темы Вид учеб-ного заня-тия Общий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятель-ная работа Аудиторные занятия
           
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Противостояние линии. Характерные особенности линий Урок      
1.2 Работа с геометрическими формами. Применение тона. Урок      
1.3 Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную Урок      
1.4 Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную Урок      
1.5 Текстура Урок      
1.6 Ритм. Простой, усложненный Урок      
1.7 Симметрия. Пятно. Урок      
1.8 Асимметрия Урок      
1.9 Линия горизонта. Плановость Урок      
1.10 Техника работы фломастерами Урок      
1.11 Буквица. «Веселая азбука» Урок      
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета Урок      
2.2 Нюансы. Многообразие оттенков цвета Урок      
2.3 Контрасты. Контрастные пары цветов Урок      
2.4 Цвет в тоне. Урок      
2.5 Ахроматические цвета. Творческое задание Урок      
2.6 Локальный цвет и его оттенки Урок      
2.7 Плановость Урок      
2.8 Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент Урок      
2.9 Условный объем. Освещенность предметов. Урок      
2.10 Изучение нетрадиционных живописных приемов Урок      
2.11 Творческая композиция Урок      

Год обучения

Наименование раздела, темы Вид учеб-ного заня-тия Общий объем времени в часах
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
           
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Равновесие Урок      
1.2 Статика. Динамика Урок      
1.3 Силуэт Урок      
1.4 Шахматный прием в декоративной графике Урок      
1.5 Перспектива Урок      
1.6 Пластика животных Урок      
1.7 Работа фломастерами (цветными карандашами) Урок      
1.8 Пластика человека Урок      
1.9 Графическая композиция Урок      
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Локальный цвет и его оттенки Урок      
2.2 Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном Урок      
2.3 Колорит. Нюансные или контрастные гармонии Урок      
2.4 Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов Урок      
2.5 Смешанная техника Урок      
2.6 Цвет в музыке Урок      
2.7 Психология цвета Урок      
2.8 Тематическая композиция Урок      
2.9 Тематическая композиция Урок      
2.10 Тематическая композиция Урок      
2.11 Тематическая композиция Урок      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.

1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).

Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).

1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей.

Самостоятельная работа:выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).

1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.

Самостоятельная работа:посещение действующих выставок работ художников.

1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).

1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.

Самостоятельная работа:выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.

1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его.Выполнениеэскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).

1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).

Использованиеформата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.

1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.

1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.

Самостоятельная работа:выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».

Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:закрепление пройденного материала.

2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.

Выполнение эскизов ( например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа:закрепление материала, изображение радуги.

2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа:выполнение тоновых растяжек.

2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.

Самостоятельная работа:изображение пера волшебной птицы.

2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,

Самостоятельная работа:закрепление материала, выполнение акварельных заливок.

2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.

Самостоятельная работа:знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)

2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.

Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).

2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью.Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).

Самостоятельная работа:закрепление приема.

2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.

Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.

2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет».Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).

Самостоятельная работа:знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)

2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.

Самостоятельная работа:выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.

 

Второй год обучения

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.

Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).

Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.

Самостоятельная работа:выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.157.111 (0.012 с.)