Теория факторов производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория факторов производства



Теория трудовой стоимости

Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене.

Согласно этой теории в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара, при этом труд подразумевается не конкретный, а абстрактный — упрощённый и усреднённый для текущих типичных условий производства.

Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены) зародились ещё в Древней Греции. Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене). Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Обычно, стоимость производства единицы изделия со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит от производительности труда.

 

Теория факторов производства

Факторами производства называются ограниченные ресурсы, используемые в производстве. Они одновременно являются и затратами на получение какого-то блага.

Основными факторами производства являются: земля в ее расширительном толковании, труд, капитал и предпринимательские усилия.

Специфика методологии теории Сэя связана с его классификацией политэкономии, которая делилась на три самостоятельные части: производство, распределение и потребление. В концепции производства Сэй показывал, что производить – это не значит создавать материальные предметы. Производить – значит просто создавать полезность, увеличивать способности вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания. В теории распределения Сэя центральное место отводится предпринимателям, к которым он относит землевладельцев, деловых людей, ведущих производство и распределение богатства.

 

Теория предельной полезности

Теория предельной полезности или предельных издержек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Теория спроса и предложения

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос:

уровень доходов в обществе; размеры рынка; мода, сезонность; наличие товаров-заменителей; инфляционные ожидания. Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен.

 

Надбавка как элемент цены

Посредническая надбавка это экономическая категория, выражающая отношения между производителем и потребителем, между производителем и покупателем, между продавцами и покупателями по поводу реализации товаров, услуг и работ. Посреднические надбавки следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, посредническая надбавка представляет собой цену (тариф) за осуществление посреднических услуг. Во-вторых, посредническая надбавка является полноправным элементом цены на товар. В состав посреднической надбавки входят следующие элементы: затраты (себестоимость, издержки) посреднических организаций на осуществление своей деятельности (З); прибыль посреднических организаций (П); налог на добавленную стоимость (НДС).

 

Влияние спроса на цену

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение.

 

Влияние инфляции на цены

Инфляция — это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Обесценение денег в период свободной конкуренции происходило по нескольким

причинам: рост цен; излишний выпуск денег в обращение; вывоз металла из страны;

потеря доверия к правительству. Однако проблема заключается в том, что однажды начавшийся рост цен остановить очень нелегко. Сначала это просто причиняет неудобства, приводя к нежелательным последствиям как внутри страны, так и на международном уровне. Но если эту тенденцию не остановить, то ситуация усугубляется, и инфляция в конце концов может стать галопирующей. По всем этим причинам индекс розничных цен, строго говоря, лишь указывает общую динамику изменения стоимости жизни.

 

Принципы ценовой политики

*Научная обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов.

*Принцип целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.

*Принцип непрерывности процесса ценообразования (продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену)

*Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен (целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования).

Ценовая политика представляет собой общие цели фирмы, которых она пытается достичь, формируя цены на свою продукцию. Политика соответствует краткосрочному периоду существования предприятия.

 

Теория трудовой стоимости

Стоимость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене.

Согласно этой теории в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара, при этом труд подразумевается не конкретный, а абстрактный — упрощённый и усреднённый для текущих типичных условий производства.

Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены) зародились ещё в Древней Греции. Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене). Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Обычно, стоимость производства единицы изделия со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит от производительности труда.

 

Теория факторов производства

Факторами производства называются ограниченные ресурсы, используемые в производстве. Они одновременно являются и затратами на получение какого-то блага.

Основными факторами производства являются: земля в ее расширительном толковании, труд, капитал и предпринимательские усилия.

Специфика методологии теории Сэя связана с его классификацией политэкономии, которая делилась на три самостоятельные части: производство, распределение и потребление. В концепции производства Сэй показывал, что производить – это не значит создавать материальные предметы. Производить – значит просто создавать полезность, увеличивать способности вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания. В теории распределения Сэя центральное место отводится предпринимателям, к которым он относит землевладельцев, деловых людей, ведущих производство и распределение богатства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.008 с.)