Дифференциация ставок заработной платы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация ставок заработной платы



Значительную дифференциацию заработной платы среди отдельных групп профессий можно объяснить взаимодействием спроса и предложения. Если предложение какого-то конкретного вида труда очень велико по отношению к спросу на него, то в результате заработная плата будет низкой. Если спрос большой, а предложение относительно небольшое, то заработная плата будет очень высокой. Хотя такое объяснение можно взять за основу, оно не раскрывает всей специфики вопроса: почему отличаются условия спроса и предложения на различных рынках труда?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть факторы, лежащие в основе спроса и предложения конкретных видов труда.

Все рабочие получали бы абсолютно одну и ту же ставку заработной платы, если:

1) все рабочие однородны;

2) все работы одинаково привлекательны для рабочих;

3) рынки труда – совершенно конкурентные.

Такое утверждение вовсе не является оригинальным. Оно просто означает, что при наличии в экономике одного вида труда и фактически одного вида работ конкуренция приводит к единственной ставке заработной платы для всех рабочих. Это утверждение важно с той точки зрения, что оно раскрывает причины, почему действительно на практике различаются ставки заработной платы:

1) рабочие неоднородны. Они различаются по способностям, а также по уровню подготовки и в результате попадают в неконкурирующие друг с другом профессиональные группы;

2 ) виды работ различаются степенью привлекательности; денежные аспекты различных работ неодинаковы;

3) рынки труда чаще характеризуются несовершенной конкуренцией.

Дифференциацию заработной платы в целом можно объяснить наличием:

  • неконкурирующих групп, т. е. разницей в способностях и уровне подготовки различных групп рабочих;
  • выравнивающих различий в оплате труда, компенсирующих неденежные отличия работ;
  • отклонений от условий конкуренции на рынке в виде географического, искусственного и социологического ограничения мобильности.

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - целенаправленное вложение средств в отрасли и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, в первую очередь его рабочей силы (уровня образованности, развития интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, системы мотивации, ценностных установок и т.д.).

Развертывание научно-технической революции в индустриально-развитых странах в середине XX в. в центр данного процесса поставило человека, от качественных параметров рабочей силы которого зависела эффективность реализации как достижений НТР, так и ее дальнейшее развитие. Все это стимулировало, с одной стороны, ускоренное развитие отраслей, связанных с развитием способностей человека, в первую очередь образования, профессиональной подготовки и т. д., с другой - исследования эффективности капиталовложений в данные отрасли.

Формирование теории человеческого капитала и эффективности инвестиций в человеческий капитал относится к 60-80-м гг. XX в., связано с работами

Т. Шульца, Г. Беккера, Э. Денисона, Д. Минцера и др. За исследования поведенческих аспектов в максимизации выгод на уровне личной и семейной жизни человека, в т.ч. от получения образования Г. Беккер получил Нобелевскую премию.

Человеческий капитал стал рассматриваться как долговременный экономический ресурс, прибыльность использования которого с течением времени (по мере накопления знаний, опыта) возрастает. Было рассчитано, что вложения в образование обеспечивают от 30% и более прироста национального дохода. С помощью расчетов было доказано, что вложения в образование как на народно-хозяйственном уровне, так и на уровне отдельного человека значительно более прибыльны, чем вложения в основной капитал. Все это стимулировало резкое увеличение как государственных и частных инвестиций в развитие сфер, формирующих новые качества рабочей силы (особенно интеллектуальный потенциал, творческую активность), так и личных затрат граждан в получение образования, повышение профессиональной подготовки, укрепление здоровья и др.

В России работы по эффективности вложений в образование проводились еще в 20-х гг., а в середине 50-х были возобновлены акад. С. Г. Струмилиным и его последователями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.147 (0.004 с.)