Философские проблемы анализа сознания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы анализа сознания



Сознание– чрезвычайно сложный и таинственный феномен. Философия в стремлении к всеохватывающему единству реальности по отношению к частным наукам выполняет интеграционную функцию в целостном видении проблемы сознания. Так, философское осмысление сущности, специфики сознания, его функций в сочетании с математическим моделированием, знаниями общей теории систем, информатики, компьютерных технологий заложило научную основу в создании искусственного интеллекта, виртуальной реальности.

В классической философии основными стратегиями исследования сознания являются субстанциональная и функциональная; в постклассическойэкзистенциально-феномено-логическая и психоаналитическая.

Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания, выступающее в качестве формообразующего начала, гарантирующего единство и упорядоченность бытия. Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума.

Функциональная концепция анализа (Д. Дидро, К. Гельвеция) рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека.

Экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс) рассматривала сознание как специфический вид бытия, возникающий в результате «вращивания» внешних воздействий во внешнее (мозг), которое преобразует внешнее во внутреннее – в сознание, выходящее за пределы внешнего и развивающегося по собственным законам. Оно проявляет себя в творчестве, конструировании, «осмыслении» действительности, в прогнозировании, контроле и управлении поведением, в формировании мировоззренческого видения человеком мира и своего места в нем.

Психоаналитическая концепция сознания, предложенная З. Фрейдом, рассматривает сознание в единстве с бессознательным, генетически и функционально с ним связанным и оказывающим на него значительное влияние. З. Фрейд также включал в психику человека сознательное и бессознательное. В бессознательном он вычленял предсознание и собственно бессознательное, которые отделены от сознательного особой психической инстанцией – «цензурой». Цензура выполняет две функции:

1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства и мысли;

2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

Предсознание– та часть бессознательного, в которой в той или иной степени сохраняются следы сознательных восприятий, которые могут стать сознанием. К бессознательному относятся инстинкты, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре».

З. Фрейд подчеркивал, что бессознательное обладает большой жизненной силой. Особое значение он придавал двум основным инстинктам:

· сексуальному, поддерживающему жизнь,

· деструктивному, разрушающему жизнь.

З. Фрейд предложил и модель личности, выделив в ней:

Ø «Ид» («Оно»),

Ø «Эго» («Я»),

Ø «Суперэго» («Сверх-Я»).

«Ид» – глубинный слой бессознательных влечений и вытесненных чувств и мыслей.

«Эго» – сфера сознательного, развивается из «Ид» и является посредником между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью – природой и социальными институтами.

«Суперэго» развивается из «Эго» и является судьей и цензором.

Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения. Существенным элементом сознания является самосознание.

Самосознание– это сознание, обращенное на самого себя, что означает возникновение сознания «Я» как особого образования, позволяющего обнаружить и себя, и другого и взглянуть на себя «со стороны».

В структуре самосознания можно выделить самочувствие и самопознание.

Самочувствие – состояние человека, характеризующее его жизненный тонус и проявляющееся в настроении, органических ощущениях сытости, голода, жажды и т.д.

Самопознание – осознание человеком своих знаний, мотивов, целей, идеалов, возможностей, поступков, нравственного облика, способность быть самокритичным, критически оценивать действительность, контролировать себя и совершенствоваться.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.004 с.)