I. Отличительные особенности индийской философии и ее школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Отличительные особенности индийской философии и ее школы.



Практически во всех системах индийской философии присутствуют идеи:

3) сансары (мысль о переселении душ людей после их смерти в тела других людей или даже в животных и растения),

4) кармы (в соответствии с этим нравственным «законом», все дела, добрые и злые, влекут за собой соответствующие результаты при последующих перевоплощениях души);

5) мокши (возможность добиться освобождения от череды перевоплощений и кармических связей посредством кардинального изменения сознания человека и достижения иного типа сознания, главными характеристиками которого являются всеведение, безмятежность, спокойствие и блаженство).

Индийская философия включает четыре этапа:

1) ведийский период (XV–VI вв. до н.э.);

2) эпический период (VI–II вв. до н.э.);

3) период сутр и комментариев (со II в. приблизительно до 1700 г.);

4) эпоха Возрождения и европейского влияния (с XVIII в. по настоящее время).

Веды:

· Даршаны,

· веданта,

· миманса,

· ньяя,

· вайшешика,

· йога,

· санкхья.

Веды не признают:

· Буддизм

· Джайнизм,

· Чарвака. (наука).

Буддизм и джайнизм не принимают карму. Буддизм занимает сансару нерваной.


Философия Китая

КИТАЙ

II. Шесть основных школ китайской философии и их особенности.

Еще в древности в Китае зарождаются основные философские течения, наиболее значимыми из которых считаются шесть школ, окончательно оформившихся в VI–III вв. до н.э.

Первая школа – «инь-ян цзя»школа натурфилософов. Она получила свое название от принципов инь и ян, которые в китайской мысли считаются двумя главными принципами космологии. Инь – женское начало, ян – мужское.

Вторая школа – «жу цзя», или «школа ученых». В западной литературе эта школа известна как конфуцианская, но иероглиф «жу» дословно означает «образованный человек», «ученый». Основатель – Конфуций.

Третья школа – «мо цзя», или моистская школа. Она отличалась сплоченной организацией и суровой дисциплиной под руководством Мо-цзы. Ее последователи действительно сами называли себя моистами.

Четвертая школа – «мин цзя», или «школа имен». Ее последователей интересовали различия и связь между тем, что они называли «именами» и «фактами».

Пятая школа – «фа цзя», или легистская. Иероглиф «фа» означает «правило», «закон». Школа берет начало от государственных деятелей, утверждавших, что хорошее управление должно быть основано на утвержденном кодексе законов, а не на тех нравственных нормах, о которых говорили конфуцианцы.

Шестая школа – «дао-дэ цзя», или «школа Пути и благой силы». В основе метафизики ее последователей лежало понятие небытия (Дао, или Путь) и его концентрации в индивиде в качестве естественной добродетели человека (дэ). Термин переводится, как «добродетель», но лучше понимать его как «сила», которая сокрыта в любой единичной вещи. Эта школа позднее получила известность в западной литературе как даосская.

Философские традиции Китая в ХХ в. Стали связаны с марксизмом. Симбиоз китайских традиций и марксизма совершал Мао Цзэдун. При М. Цзэдуне произошла культурная революция, где было убито 100 млн. чел.

Сейчас в Китае действует философия 3-ех модернизаций. Важную роль играет присоединение к Китаю Гонконга:

- философия индустриальной культуры;

- философия IT-технологий

 

 


 

Античная философия

 

Античная философия – комплекс идей и учений, развиваемых древнегреческими и древнеримскими мыслителями с VII в. до н.э. по VI в. н.э.

I. Досократовский период.

На этом этапе основным объектом исследования является природа. Первые философы-натуралисты пытались дать ответ на следующие вопросы: как возник мир, каковы фазы его развития и изначально действующие в нем силы или первоэлементы?

Основные идеи этого периода представлены в философских школах ионийцев, элеатов, Гераклита, пифагорейцев и атомистов.

Ионийцев представляла Милетская школа. Основателем ее был Фалес, кроме него к этой школе принадлежали Анаксимандр, Анаксимен и ряд других философов. При объяснении реальности милетцы не выходили за рамки чисто естественных причин. Для них материя есть нечто живое. Жизнь, или душа, появилась, по их мнению, из материи; более того, жизнетворящий дух присущ и самой материи.

Школа элеатов была названа так по городу Элея, где родились и творили ее самые известные представители – Парменид и Зенон Элейский. Заодно они внесли определенный вклад в разработку таких категорий, как пространство и время, прерывность и непрерывность, движение и покой.

Гераклита признают «отцом» древнегреческой стихийной диалектики. Он первым среди философов сформулировал важнейшие принципы:

Ø постоянной изменчивости мира,

Ø универсальности развития и движения,

Ø превращения вещей в их собственную противоположность

Пифагореизм. Впервые занявшись математикой, пифагорейцы увидели в ней самый надежный способ получения безусловно достоверного знания о мире, своего рода ключ к познанию всего сущего. Отсюда – их попытки объяснить природу путем приложения геометрии и арифметики к физике.

Атомизм (Левкипп, Демокрит). Атомисты выдвинули и обосновали тезисы об объективной реальности мира, о вечности и неразрушимости материи, о ее неразрывной связи с движением, о движении как атрибуте, изначально присущем миру, о бесконечности Вселенной.

II. Классический период.

С середины V в. до н.э. в классической Греции начинают распространяться учения софистики

Главными представителями старой софистики были Протагор, Горгий, Гипий и Продик,

Центральными темами их учения стали этика, риторика, язык, политика, воспитание, т.е. все, что характеризует жизнь людей в политически организованном обществе.

Одновременно с поздними софистами выступил в Афинах со своим учением Сократ. он утверждал, Чтобы прожить жизнь достойно, надо, прежде всего, уяснить, что для этого необходимо. А неизученной, неосмысленной жизнью не стоит и жить.

Гениальный греческий мыслитель Платон – крупнейший представитель античного и мирового идеализма.

Для Платона идеи –истинные сущности и причины всех вещей и их отношений, а также целевые основания всякой действительности, т.е. то, к чему, как к верховному благу, стремится все существующее на земле и на небе.

Платоновская утопия утверждает полное подчинение личности государству, своего рода растворение ее в социальном целом.

Выдающимся мыслителем, чье творчество явилось кульминационной вершиной всей античной философии, стал Аристотель. Своими энциклопедическими знаниями, глубокими прозрениями в фундаментальные проблемы бытия и познания он предопределил дальнейшее развитие не только античной, но и всей мировой философии


Философия Средневековья

Философия средневековья связана с теологией. Эта философия связанна с:

· Догматикой

· Патристикой

· Паталогетикой

· Схоластикой

Догматика – (от слова догма как аксиома не доказывается,а принимается на веру)

Патристика (от лат. pater – отец) –религия отцов церкви.

В Белорусии таким является Кирилл Туровский.

Схоластика – церковное образование.

Августин принимает христианство и с тех пор посвящает всю свою жизнь служению церкви. В 391 г. он назначается священником в Гиппоне.

В теории спасения Августина важнейшее место занимает учение о божьей благодати (милости).

Сочинение Августина «О граде божьем» оказало мощное влияние на христианскую культуру поздней античности и последующих эпох. Оно заложило основы для формирующейся христианской философии истории. Этот труд Августина позже неоднократно использовался многими историософами для создания религиозной версии исторического процесса.

Объявив христианство основой государственного устройства, схоласты стремились закрепить в феодальном обществе Европы в качестве господствующего начала теократическую идею превосходства религиозного начала над светским, церкви над государством, теологии над философией.

В развитии схоластики принято выделять три этапа:

1) раннюю схоластику IX–XII вв.;

2) зрелую (высокую) схоластику XIII в.;

3) позднюю схоластику XIV–XV вв.

Ранняя схоластика. На этом этапе философскую мысль схоластики представляют Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, мыслители Шартрской и Сент-Викторской школ. Мыслители, которые утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют до вещей, назывались реалистами, поскольку, с их точки зрения, универсалии являются реальными, а понятия о вещах предшествуют вещам. Номиналисты, напротив, полагали, что универсалии не существуют реально, а являются лишь именами, обозначением вещей.

Зрелая схоластика. В XIII веке в развитии схоластики наступает этап великих средневековых систем. Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и Иоанн Дуне Скот.

Теперь важную роль в истории Европы начинают играть появляющиеся в различных городах университеты, усиливается влияние на общественную жизнь католической церкви и создаваемых под ее контролем монашеских орденов доминиканцев и францисканцев.

Завершают период зрелой схоластики Р. Бэкон и И. Дуне Скот.

Поздняя схоластика. Последний период в истории средневековой схоластики приходится на XIV–XV вв.

Уильям Оккам, Марсилий Падуанский. Их идеи о независимости светской власти от папской, о необходимости ограничения прерогатив церкви по отношению к государству совпали со стремлением целого ряда европейских стран к созданию национальных церковных институтов, контролируемых государственными органами.

Помимо христианской в Средние века мощное развитие получает арабская и еврейская философия.

Из арабских философов наиболее значительными мыслителями являются Авиценна и Аверроэс. Авиценна был приверженцем неоплатонизма, принципы которого он использовал при интерпретации взглядов Аристотеля. Зато живший на столетие позже Аверроэс предпринял попытку возвратиться к «чистому» Аристотелю.

Наиболее известны труды Авиценны по философии и медицине.

Наиболее известным еврейским философом средневековья является Мозес Маймонид. Он ставил содержащееся в Пятикнижии и Талмуде божественное откровение выше трудов Аристотеля.


Философия Возрождения

Возрождение (по-французски – Ренессанс) – эпоха, охватывающая в основном XIV–XVI вв. Эта эпоха является одним из ярчайших и динамичных периодов в истории западноевропейской культуры, чьи виднейшие мыслители – Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно и многие другие.

Несмотря на страстную влюбленность в античность, творцы Возрождения оставались христианами.

Вторым великим движением эпохи Возрождения, теснейшим образом связанным с первым, явился гуманизм. Предпосылки для его расцвета были заложены в период Раннего Возрождения такими мыслителями, как Данте (1265–1321), Петрарка (1304–1374) и Боккаччо (1311–1375) и др.

В настоящее время под гуманизмом в основном понимают совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, стремление к созданию условий для достойной человека жизни.

Первую очередь были так называемые филологи-гуманисты, изучающие древнее классическое наследие.

Третьим великим движением эпохи Возрождения, представлявшим собой колоссальный переворот на этот раз в религии, стал возникший в XVI в. на базе реформационного движения протестантизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.02 с.)