Вопрос 6 Виды предпр по масшт деятельн малые,средние,крупн и их характеристика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6 Виды предпр по масшт деятельн малые,средние,крупн и их характеристика



Вопрос 1

Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве. Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы фирмы, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже, делится на три большие части в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения прикладную экономику фирмы, домоводство и теорию экономической политики. Прикладная экономика фирмы совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой фирмы. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как маркетинг, финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Цели(задачи) можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря — более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим получить максимальную отдачу при ми нимуме издержек от имеющихся ограниченных про изводственных ресурсов. .

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необхо димо избегать значительного повышения или сни жения общего уровня цен, то есть инфляции и де фляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управля ющие предприятиями, рабочие и потребители долж ны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДО ХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребы вать в крайней нищете, когда другие граждане купа-ются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, пре-старелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к под держанию разумного баланса нашей международ ной торговли и международных финансовых сделок.

 

Вопрос 2

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

1. домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

2. социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

3. отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

4. территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;

5. инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;

6. структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Специфика структуры национальной экономики России обусловлена тем, что она сформировалась на основании структуры СССР. В результате искусственного преобразования СССР была разрушена существующая структура национальной экономики, а далее происходило и происходит ее длительное становление.

Амортизация основных фондов

Под амортизацией понимается процесс перенесения стоимости основных фондов на создаваемую продукцию. Осуществляется этот процесс путем включения части стоимости основных фондов в себестоимость произведенной продукции (работы). После реализации продукции предприятие получает эту сумму средств, которую использует в дальнейшем для приобретения или строительства новых основных фондов. Порядок начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве устанавливается правительством .

 

Вопрос 14

Фондоотдача – это финансовый коэффициент, характеризующий эффективность использования основных средств организации. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.

Следует отменить, что сам по себе показатель фондоотдачи не говорит об эффективности использования производственных фондов, а лишь показывает, как соотносится объем полученной от реализации продукции (т.е. выручки) со стоимостью имеющихся у организации средств труда. Сделать выводи именно об эффективности использования производственных фондов можно, сравнивая показатель фондоотдачи в динамике за ряд лет, либо сравнивая его с таким же показателем для других, аналогичных предприятий той же отрасли.

Показатель фондоотдачи рассчитывают по следующие формуле:

Фондоотдача = Выручка / Основные средства

ФОНДОЕМКОСТЬ — показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции.

По предприятиям и объединениям определяется отношением среднегодовой балансовой (без вычета износа) стоимости производственных основных фондов к объему выпущенной за данный период (год) чистой продукции, товарной продукции (см. Продукция товарная).

Показатель фондоемкости используется в практике плановых расчетов, при проектировании строительства, определении объема дополнительных капитальных вложений на прирост продукции и в др. расчетах.

Улучшение использования производственных фондов, повсеместный переход на двух-трех-сменную работу и на этой основе снижение фондоемкости является важным направлением повышения эффективности производства, его интенсификации

Для определения фондоемкости используется формула расчета:

Фе = Со/П,
где Фе — фондоемкость произведенной продукции,Со — величина стоимости основных средств производства;П — объем произведенной товарной продукции.

Фондовооруженность – это один из коэффициентов экономического анализа, который показывает, сколько рублей стоимости оборудования приходится на одного работающего, занятого в производстве. Формула фондовооруженности:

ФВ = СО/ЧП, (1)

Где

ФВ – фондовооруженность;

СО – стоимость основных средств;

ЧП –численность персонала (как правило, берется производственный персонал).

 

Вопрос 16.

Планирование на предприятии.

Бизнес-план: сущность, содержание и порядок разработки.

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов.

 

Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

Содержание бизнес-плана и порядок его разработки.

Содержание бизнес-плана представляет собой особый алгоритм, по которому начинается какой-либо бизнес, а также по которому он ведется довольно длительное время.

Бизнес-план необходим для любого предпринимателя, который хочет открыть собственный бизнес, ведь именно от того, как профессионально и грамотно он создан, зависят все важнейшие решения и действия бизнесмена.

Основные пункты бизнес-плана.

В бизнес-плане должны быть прописаны следующие моменты:

1. Основная идея;

2. Специфика того продукта, который будет создаваться или реализовываться;

3. Грамотная оценка рынка;

4. Конкретный сегмент рынка, на который рассчитан проект;

5. Правильная стратегия финансирования;

6. Выгодные предложения потенциальным инвесторам.

Порядок разработки бизнес-плана.

Порядок разработки бизнес-плана заключается в выполнении определенных последовательных этапов.

1. На первом этапе выполняется сбор релевантной и достоверной информации о тех требованиях, которые предъявляются к бизнес-плану в определенной области и в масштабах предполагаемой деятельности.

2. На втором этапе определяются важнейшие цели плана, которая должны соответствовать тем проблемам, которые эффективно решаются с помощью проекта. Бизнес-план, с одной стороны, должен содержать привлекательное для инвесторов и партнеров коммерческое предложение. А с другой стороны бизнес-план должен быть необходимым для рынка, поскольку в ином случае он не будет успешным. Самой главной целью любого бизнес-плана является первоначальное финансирование, которая может быть достигнута только в том случае, если все критерии проекта соответствуют интересам инвестора и его требованиям.

3. Третий этап разработки плана заключается в конкретном определении инвесторов, которые могут представлять собой крупные организации или же частные лица.

4. На четвертом этапе определяется главная структура плана, поскольку каждый бизнес-план включает отличные друг от друга разделы, необходимые для решения конкретной проблемы.

5. На пятом этапе происходит сбор релевантной и нужной информации, а на шестом непосредственно составляется бизнес-план. Важно на этом этапе учесть много информации о том, как создать привлекательный для инвесторов проект.

6. На завершающем этапе составления проекта необходимо провести качественный и грамотный анализ бизнес-плана, который заключается в осуществлении надежной предварительной экспертизы. Только после этого этапа можно показывать составленный и правильно оформленный проект выбранным инвесторам.

 

Вопрос 20

Состав

Экономически активным населением (рабочей силой) называется совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве товаров и оказании услуг. Оно включает как занятых, так и безработных; на 1 января 2001 г. его численность составила 72,4 млн человек, или около 50 % населения страны.

 

Занятое население - это лица, вовлеченные в производственную и непроизводственную деятельность. К ним относят работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, военнослужащих, учащихся очной формы профессионального обучения; их численность на начало 2002 г. составляла 65 млн человек.

 

К безработным относят трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

 

Вопрос 19

19. Под организационной структурой предприятия понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления:

· установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;

· распределение ответственности между руководителями;

· выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;

· организация информационных потоков;

· выбор соответствующих технических средств.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления.

Линейная организационная структураосновывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.

2.2 Функциональная организационная структураоснована на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи

2.3 Функционально-линейная структура(штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

2.4 Линейная организационная структура с перекрёстными функциями. При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но определённые функции, относящиеся ко всему предприятию, например, кадровая политика, подготовка производства, учёт и отчётность, планирование сроков и контроль за их выполнением и т.д. выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения.

2.5 Дивизиональная структура управления.В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции (продуктовая структура управления) или на пространственное единство (региональная структура управления).

 

Вопрос 22.

Система оплаты – это определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы.

Формы и системы заработной платы являются необходимым элементом организации оплаты труда. Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия. Они определяют порядок начисления заработков отдельным работникам или их группам в зависимости от количества, качества и результатов труда. Формы и системы оплаты труда создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом. Вознаграждение за труд или компенсация работникам затрачиваемых умственных, физических или предпринимательских усилий играет существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятие, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или фирме.

При разработке систем оплаты труда на предприятии приходиться решать одновременно две задачи:

1) каждая система должна направлять усилия работника на достижение таких показателей трудовой деятельности, которые обеспечат получение необходимого работодателю производственного результата – выпусканужного количества конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами;

2) каждая система оплаты труда должна предоставлять работнику возможность для реализации имеющихся у него умственных и физических способностей, позволить ему добиваться в рабочем процессе полной самореализации как личности.

Существуют две основные формы заработной платы:

1. Повременная – форма оплаты труда, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной ставке или окладу за фактически отработанное время.

2. Сдельная – форма оплаты труда за фактически выполненный объём работы (изготовленную продукцию) на основании действующих расценок за единицу работы.

 

Вопрос 23

Производительность труда – это показатель эффективности работы сотрудников предприятия, продуктивность их производственной деятельности.

Виды производительности:

· фактическая – равна отношению фактического выпуска продукта к трудовым затратам, которые были необходимы для его изготовления;

· наличная –­­ показывает количество продукта, который можно произвести при исключении таких потерь как ожидания и простои;

· потенциальная – расчетная величина выработки, которая возможна в случае устранения всех остальных факторов потерь в процессах организации производственных операций, а также при совершенствовании как материалов, так и оборудования.

Для того чтобы качественно управлять эффективностью сотрудников, необходимо уметь ее правильно оценивать и измерять в масштабах всего предприятия. Выделяют 7 различных критериев результативности системы организации производства:

1. Действенность – степень достижения предприятием поставленных перед ним целей.

2. Экономичность – степень использования предприятием доступных ресурсов.

3. Качество – степень соответствия предприятия требованиям, ожиданиям и спецификациям.

4. Прибыльность – соотношение между валовыми доходами и суммарными издержками.

5. Производительность – соотношение количества продукта предприятия и количества затрат на производство соответствующего продукта.

6. Качество трудовой жизни – это то, каким образом сотрудники предприятия реагируют на социально-технические аспекты предприятия, выбранный им путь.

7. Внедрение новшеств – прикладное творчество.

Вопрос 30

Безработица – это экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Удельный вес безработных в составе рабочей силы называется нормой или уровнем безработицы.

К безработным не относятся люди, которые не хотят работать – это добровольно неработающие – и те, кто не может – дети, учащиеся и пенсионеры и больные.

В России официально безработными считаются те, кто в последние 4 недели активно искал работу, то есть зарегистрированные в службе занятости.

Причина безработицы в обществе – неравновесие между спросом и предложением труда, а еще точнее – превышение предложения над спросом, а оно складывается в связи с тем, что на рынке труда устанавливается зарплата выше прежнего уровня равновесия спроса и предложения. Высокая зарплата заставляет искать работу, но ограничивает спрос на труд.

Вопрос 31

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Вопрос 32

Инфляция (от лат. Inflation – вздутие) – состояние экономики, при котором происходит обесценение денег (падение покупательной способности) вследствие значительного превышения их количества в обращении над потребностями товарооборота и рост цен на товары и услуги.

Основная причина инфляции - нарушение закона денежного обращения.

Это нарушение можно формально отразить с помощью известного уравнения Фишера Мх V = Рх Q . Если масса денег в обращении (Мх V ) превышает объем реального ВНП (Рх Q ), то происходит рост цен на товары и услуги.

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:

1) Ползучая (умеренная) инфляция , для которой характерны отно­сительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или не­сколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и на­чало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уро­вень инфляции по странам Европейского сообщества составил
за последние годы около 3-3,5%;

2) Галопирующая инфляция (рост цен на 20-200% в год). Такие
высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих
странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.

3) Гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение
цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев об­щества, бесприбыльными и убыточными становятся крупней­шие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

Виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

Социальные последствия инфляции:

• ухудшение жизни населения:

• рост цен значительно превышает реальную заработную плату;

• стимулы к труду и его качеству падают;

• страдают больше всего менее защищенные слои населения;

• сбережения населения обесцениваются;

• усиливается социальная напряженность.

Основные направления антиинфляционной политики:

• сдерживание роста государственных расходов — дефицит бюджета перекрывается не за счет эмиссии, а за счет внутреннего государственного долга;

• постоянное сокращение государственного финансирования видов деятельности, которые можно передать частному сектору;

ограничение роста денежной массы и его увязка с темпами прироста реального ВНП;

• регулирование доходов – ограничение роста заработной платы, других личных доходов с одновременным замораживанием цен, использование индексации заработной платы и доходов;

снижение тарифов на импорт и увеличение его на экспорт – создается конкуренция и понижается цена (в области внешней торговли);

повышение курса национальной валюты – цены импорта ниже и ниже общий уровень цен;

разгосударствление, развитие рыночных отношений, структурная перестройка, конверсия.

Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адап­тивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денеж­ной массы.

Правительство, проводящее активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способ­ствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести: 1) контроль за денежной эмиссией; 2) не­допущение эмиссионного финансирования госбюджета; 3) осу­ществление текущего контроля денежной массы путем осуществ­ления операций на открытом рынке; 4) пресечение обращения денежных суррогатов; 5) проведение денежной реформы конфискационного типа.

Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.

К данной политике относят следующие мероприятия: индек­сация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о тем­пах роста цен и зарплаты.

Вопрос 34

Налог – это комплексная категория, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимаетсяобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из этого определения вытекают четыре признака налога:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
  • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
  • направленность на финансирование деятельности государства.

Назовем виды налогов по различным классификационным признакам

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг.

-В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные налоги,местные налоги.

-По целевой направленности введения налогов различают:
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги - для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

-В зависимости от субъекта - налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

-По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги - поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

-По порядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства.

Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

Вопрос 35.

Процесс становления современной налоговой политики Российской Федерации принято делить на три этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Фактической датой рождения налоговой системы Российской Федерации можно считать декабрь 1990г., когда был принят свод законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослаблять налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создавать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - можно отнести к периоду дестабилизации налогового положения страны. Вносится большое число дополнений к существующему своду законов.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис позволил выявить масштабные пробелы в системе существующего налогового законодательства, к явно выраженной противоречивости и фрагментарной двоякости законодательной базы, допускающей возможность ухода от налогообложения, прибавилась необходимость пересмотра ряда законов и инструкций в виду их чрезмерной жестокости в отношении даже незначительных нарушений. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

В развитых странах в современный период существует ясное понимание жесткой зависимости размера налога на прибыль с ее воздействием на экономику. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской производственной деятельности. Оптимальным же сочетанием задач фискального и стимулирующего характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не более трети ее величины.

Приоритетным в США является прямое налогообложение. В настоящее время для налоговой системы США характерно параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основными в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. В настоящее время в прямых налогах более 40% приходится на федеральный подоходный налог, являющийся самым крупным источником пополнения бюджета.

 

 

Вопрос 40

Вопрос 41

Стабилизационная политика государства - это совокупность государственных мероприятий, направленных на смягчение экономических колебаний в краткосрочном периоде с целью поддержания полной занятости и оптимального уровня инфляции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.206.122 (0.034 с.)