Экономическая теория выделяет несколько видов безработицы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория выделяет несколько видов безработицы.



Фрикционная – когда человек с одного места работы уходит, а другого еще не нашел. Уходит человек с работы по причине несоответствия новым требованиям производства в связи с НТП. Этот вид безработицы называют платой общества за эффективную экономику.

Структурная безработица возникает из-за отмирания старых производств. Поэтому пока работники не получат новую квалификацию, они будут безработными.

Специалисты считают фрикционную и структурную безработицу естественной, нормальной и даже полной занятостью.

Россия столкнулась со структурной перестройкой, которая не имеет аналогов в мире. Были ликвидированы миллионы рабочих мест, которые не отвечали потребностям страны.

Циклическая безработица возникает из-за спада производства и спроса на труд – это уже неестественная безработица.

Скрытая безработица – это когда внешне безработицы нет, все работают и получают зарплату. Но эта зарплата мизерная, а работа не обеспечивает производства нужных обществу товаров. Часть рабочего дня люди бездельничают, либо выполняют бестолковую ненужную работу.

 

 

Американский экономист Артур Оукен (1928-1980) предложил формулу подсчета потерь общества от безработицы: «если фактическая норма безработицы превышает естественную норму на 1%, то отставание объема ВНП от возможного составляет 2,5%». Это число – 2,5 называют числом или коэффициентом Оукена. Например, если естественный уровень безработицы в 80-х гг. составлял 6%, то при достижении фактического уровня 9,5% отставание ВНП составило: 9,5 – 6 = 3,5 х 2,5 = 8,75%.

 

Различают государственную активную и пассивную политику занятости населения.

Пассивная политики занятости населения - это совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. Действие пассивной политики ограничивается безработными.

Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Активная политика занятости носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.

Основными формами активной политики занятости являются:

* стимулирование создания новых рабочих мест;

* организация общественных работ;

* использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя);

* развитие нестандартных форм занятости (надомничество, совместительство);

* содействие развитию малого бизнеса и самозанятости.

Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства стимулирует развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т.д.

 

 

Вопрос 31

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Вопрос 32

Инфляция (от лат. Inflation – вздутие) – состояние экономики, при котором происходит обесценение денег (падение покупательной способности) вследствие значительного превышения их количества в обращении над потребностями товарооборота и рост цен на товары и услуги.

Основная причина инфляции - нарушение закона денежного обращения.

Это нарушение можно формально отразить с помощью известного уравнения Фишера Мх V = Рх Q. Если масса денег в обращении (Мх V) превышает объем реального ВНП (Рх Q), то происходит рост цен на товары и услуги.

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:

1) Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны отно­сительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или не­сколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и на­чало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уро­вень инфляции по странам Европейского сообщества составил
за последние годы около 3-3,5%;

2) Галопирующая инфляция (рост цен на 20-200% в год). Такие
высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих
странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.

3) Гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение
цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев об­щества, бесприбыльными и убыточными становятся крупней­шие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).

Виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

а) сбалансированная инфляция;

б) несбалансированная инфляция.

Социальные последствия инфляции:

• ухудшение жизни населения:

• рост цен значительно превышает реальную заработную плату;

• стимулы к труду и его качеству падают;

• страдают больше всего менее защищенные слои населения;

• сбережения населения обесцениваются;

• усиливается социальная напряженность.

Основные направления антиинфляционной политики:

• сдерживание роста государственных расходов — дефицит бюджета перекрывается не за счет эмиссии, а за счет внутреннего государственного долга;

• постоянное сокращение государственного финансирования видов деятельности, которые можно передать частному сектору;

ограничение роста денежной массы и его увязка с темпами прироста реального ВНП;

• регулирование доходов – ограничение роста заработной платы, других личных доходов с одновременным замораживанием цен, использование индексации заработной платы и доходов;

снижение тарифов на импорт и увеличение его на экспорт – создается конкуренция и понижается цена (в области внешней торговли);

повышение курса национальной валюты – цены импорта ниже и ниже общий уровень цен;

разгосударствление, развитие рыночных отношений, структурная перестройка, конверсия.

Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адап­тивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денеж­ной массы.

Правительство, проводящее активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способ­ствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести: 1) контроль за денежной эмиссией; 2) не­допущение эмиссионного финансирования госбюджета; 3) осу­ществление текущего контроля денежной массы путем осуществ­ления операций на открытом рынке; 4) пресечение обращения денежных суррогатов; 5) проведение денежной реформы конфискационного типа.

Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.

К данной политике относят следующие мероприятия: индек­сация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о тем­пах роста цен и зарплаты.

Вопрос 34

Налог – это комплексная категория, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимаетсяобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из этого определения вытекают четыре признака налога:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
  • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
  • направленность на финансирование деятельности государства.

Назовем виды налогов по различным классификационным признакам

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг.

-В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные налоги, местные налоги.

-По целевой направленности введения налогов различают:
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги - для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

-В зависимости от субъекта - налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.

-По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги - поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

-По порядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства.

Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

Вопрос 35.

Процесс становления современной налоговой политики Российской Федерации принято делить на три этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Фактической датой рождения налоговой системы Российской Федерации можно считать декабрь 1990г., когда был принят свод законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослаблять налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создавать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994-1998) - можно отнести к периоду дестабилизации налогового положения страны. Вносится большое число дополнений к существующему своду законов.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис позволил выявить масштабные пробелы в системе существующего налогового законодательства, к явно выраженной противоречивости и фрагментарной двоякости законодательной базы, допускающей возможность ухода от налогообложения, прибавилась необходимость пересмотра ряда законов и инструкций в виду их чрезмерной жестокости в отношении даже незначительных нарушений. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы.

3 этап (1998-наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам.

В развитых странах в современный период существует ясное понимание жесткой зависимости размера налога на прибыль с ее воздействием на экономику. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие свыше 50% величины прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской производственной деятельности. Оптимальным же сочетанием задач фискального и стимулирующего характера применительно к прибыли считается налоговое изъятие не более трети ее величины.

Приоритетным в США является прямое налогообложение. В настоящее время для налоговой системы США характерно параллельное использование основных видов налогов федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основными в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. В настоящее время в прямых налогах более 40% приходится на федеральный подоходный налог, являющийся самым крупным источником пополнения бюджета.

 

 

Вопрос 40



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.041 с.)