Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Банковская система. Роль центрального и коммерческих банков в увеличении денежной массы.
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включаетцентральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. Взаимосвязь денег и кредита, являясь одной из основных закономерностей денежного оборота, проявляется в зависимости денежного оборота от организации кредитования. В настоящее время для успешной реализации намеченных задач денежно-кредитной политики наиболее оптимальной является двухуровневая банковская система: банк, выполняющий функции центрального координирующего и контролирующего органа за процессом денежной эмиссии и общим объемом денежных знаков в обращении, а также осуществляющий контроль за различными операциями коммерческих банков, и сеть специализированных и универсальных коммерческих банков. Основной функцией Центрального банка является регулирование денежной массы в обращении. Практическая важность такого регулирования состоит в том, что таким образом Центральный банк поддерживает стабильность покупательной способности денежной единицы страны. Эмиссия наличных денег является одной из главнейших функций центральных банков, которые первоначально и назывались эмиссионными. Традиционно предполагается, что предложение денег на денежном рынке формируется Центральным банком страны. И это вполне естественно в условиях, когда он является единственным эмиссионным институтом, а деньги представлены только наличными - «декретными» деньгами. В то же время денежное предложение не ограничено лишь наличными деньгами. Денежная масса включает в себя ряд ликвидных активов, выполняющих функцию денег. В рамках рыночной экономики государство в лице Центрального банка не может непосредственно определять предложение денег в экономике. Можно сказать, что государство непосредственно участвует в создании денег, но абсолютизация его роли в денежном обращении ведет к неверным теоретическим выводам, а на практике к чрезмерной эмиссии бумажных и кредитных денег. Значительную роль в процессе предложения денег играет система коммерческих банков с ее возможностями создавать дополнительные кредитные ресурсы. Поскольку набор таких денежных активов изменяется, то и структура денежного предложения также не постоянна. Таким образом, денежное предложение можно разделить на две сферы - предложение наличных денег и предложение денег безналичного оборота. Предложение наличных денег определяет Центральный банк страны - в развитых странах банковские билеты, эмитируемые Центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелкокупюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты. Безналичное обращение - это движение денег безналичного обррота. Создание безналичных денег связано со способностью двухуровневой банковской системы мультиплицировать денежную массу. Дальнейшее совершенствование банковских технологий в России, в частности внедрение пластиковых карточек, ускорение и повышение надежности безналичных расчетов, расширение спектра банковских услуг, развитие вексельного и чекового обращения должны стимулировать сокращение использования наличности в расчетах. Для удержания в течение конкретного периода запланированных границ прироста денежной массы в обращении необходимы формирование и реализация комплекса мер по регулированию операций банков. К административным методам относятся количественные ограничения, устанавливаемые Банком России в отношении: масштабов отдельных активных и пассивных операций коммерческих банков, их номенклатуры, допуска тех или иных банков к конкретным операциям, выдачи различных категорий ссуд, их обеспечения, процентных ставок. Используя широкий диапазон административных методов воздействия на коммерческие банки, ЦБ РФ может способствовать увеличению или сокращению денежной массы в обращении. Результат, однако, может сказаться не сразу, и, главное, не всегда так, как запланировано. Нормативные методы сводятся к изменению определенных контрольных нормативов, не могут дать быстрого эффекта и используются как средство стратегического управления. Корректирующие методы - проведение операций самим Банком России - учетная политика, операции с ценными бумагами и с иностранной валютой - могут, напротив, дать быстрый эффект и решить определенную частную задачу. На практике все вышеперечисленные методы должны действовать обязательно комплексно, и по мере развития рыночных отношений в России удельный вес административных методов регулирования операций коммерческих банков должен сокращаться.
|