Рынок, структура, виды рынка, критерии классификации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок, структура, виды рынка, критерии классификации



Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции.[1] Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

§ Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

§ Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

§ Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

§ Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

§ Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

§ Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

§ Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

§ Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

§ Виды рынков

§ 1. Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.

§ 2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.

§ 3. Рынок услуг - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные и услуги по перевозке.

§ 4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.

§ 5. Рынок средств производства - продажа средств производства.

§ 6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.

§ 7. Рынок капитала и инвестиций - средства для строительства, расширения и проведения реконструкции.

§ 8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.

Классификации рынков

По территориальному признаку:

1. местный

2. региональный

3. национальный

4. мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

1. рынок потребителей

2. производителей

3. промежуточных продавцов

4. государственных учреждений

По объектам обмена:

1. рынки средств производства

2. рынок товаров и услуг

3. финансовый

4. рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

1. замкнутый

2. насыщенный

3. смешанный

По степени соблюдения законности:

1. легальный (официальный)

2. нелегальный (теневой)

3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

1. равновесный (спрос = предложение)

2. дефицитный(спрос > предложение)

3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

1. свободный

2. регулируемый

По степени конкуренции:

1. конкурентный (совершенная конкуренция)

2. с монополистической конкуренцией

3. олигопольный

4. монополия

10. Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка (или рыночная инфраструктура) — это составные части устройства рынка, которые обеспечивают его нормальное непрерывное функционирование. Каждая из этих частей имеет свое назначение. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.

 

Одним из традиционных элементов инфраструктуры является биржа. На бирже торгуют товарами, ценными бумагами и валютой. Первоначально возникла биржевая торговля товарами, затем появилась купля-продажа ценных бумаг, или фондовых ценностей, и возникла биржа, которая получила название фондовой. В некоторых странах существует обособленный рынок, на котором продают и покупают валюту — валютная биржа.

Организация биржевой торговли зависит от сложившихся традиций в той или иной стране, от технических возможностей конкретной биржи.

 

В современных условиях крупнейших промышленно развитых стран биржа утратила былое могущество и не является главным звеном купли-продажи товаров, ценных бумаг и валюты. Ныне продавцы и покупатели стремятся к прямым поставкам товаров, а основной поток ценных бумаг и валюты реализуется, как правило, через банки и другие финансово-кредитные учреждения (институты).

 

Вторая важная часть устройства рынка — это кредитно-финансовая система. Эта система включает в себя банки и небанковские финансовые институты.

 

Практически одновременно с возникновением товара и денег появился кредит. Кредит — это ссуда в денежной или товарной форме, которая предоставляется на условиях возвратности, платности и срочности. Первоначально кредитное дело сосредоточили в своих руках ростовщики. По мере того как расширялись товарно-денежные отношения, эта роль стала переходить к банкам — специализированным институтам, совершающим кредитные операции.

 

В современной экономике все более заметную роль начинают играть небанковские финансовые институты — инвестиционные компании, сберегательные кассы, страховые компании, частные пенсионные фонды и др. Все чаще и чаще они становятся серьезными конкурентами банков. Смысл таких небанковских учреждений состоит в том, чтобы привлечь максимум свободных денежных средств, не исключая даже самых мелких вкладов.

 

Третьей важной частью инфраструктуры рынка является налоговая система государства. Ее основу составляют налоговые ставки (налоги) — это абсолютная или процентная доля дохода физических или юридических лиц, которая перечисляется в бюджет государства. Налоговая система служит важнейшим инструментом, который либо стимулирует экономическое развитие страны, либо сдерживает его.

 

Например, очень высокий налог на прибыль снижает заинтересованность производителей в развитии производства товаров и услуг. Если же налоги низки, то государство лишается значительной части денежных средств, которые можно было бы направить на материальную поддержку нуждающихся слоев населения.

 

Налоговая система в совокупности с расходами государства образует четвертый элемент инфраструктуры рынка — систему государственных финансов. Основу государственных финансов составляет бюджет — совокупность доходов и расходов государства. Доходы государства складываются в основном из налогов. Цель государственных финансов как элемента рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование экономики посредством перераспределения денег из одной ее части в другую.

 

Пятый элемент рыночной инфраструктуры связан с рынком труда. Рынок предъявляет дифференцированный спрос на такой специфический товар, как рабочая сила. Государство заинтересовано в создании специализированных учреждений, которые решают проблемы занятости. Такие учреждения называются биржами труда, они подыскивают работу официально зарегистрированным безработным, организуют их переобучение и переквалификацию.

 

В современных условиях на биржу труда обращаются не только работники низкой квалификации, но и те, которые имеют среднее и высшее профессиональное образование. Биржа труда осуществляет посреднические услуги не только при трудоустройстве безработных, но также лиц, желающих переменить работу. Они изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о вакансиях на различных предприятиях. Биржи труда ведут учет безработных и производят выплату им пособий по безработице.

 

В настоящее время в промышленно развитых странах все больше и больше получают развитие такие институты рыночной инфраструктуры, как аудиторские компании, консалтинговые фирмы, рекламные агентства.

 

Аудиторские компании проводят комплексную проверку хозяйственной и финансовой деятельности фирм. Эта проверка может быть проведена по заказу государства или по инициативе самой фирмы. Результаты такой проверки (экспертизы) могут подтвердить или не подтвердить «благонадежность» фирмы.

 

Консалтинговые компании предоставляют отдельным фирмам информацию по экономическим вопросам, которые ее интересуют. Хотя такая информация стоит дорого, но консалтинг способствует верной ориентации в решении вопросов, ЧТО, КАК и для КОГО производить.

 

Рекламные агентства занимаются разработкой программ реализации товаров на рынке и служат расширению продаж.

11. Основная теоретическая идея теории трудовой стоимости

Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.

Различные варианты трудовой теории стоимости выдвигались основателями классической политической экономии, такими как Адам Смит иДэвид Рикардо. Наибольшее развитие получила в трудах Карла Маркса и исторически ассоциируется с марксизмом.

Потребительная(конкретный труд) -ТОВАР- меновая стоимость ( согласно марксистской экономической доктрине: способность товара быть обмененным на другой товар в определенной пропорции, находящая свое выражение в денежной стоимости, в цене товара. М.С. отличается от потребительной стоимости, характеризующей товар как предмет потребления.)
12. Потребительная стоимость и стоимость товара.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.


Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).


Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно.


На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются следующие: • Производительность труда, под которой понимают его эффективность, плодотворность. Производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. (Пример. Если за 8 часов рабочего времени вместо 100 мткани будет произведено 200 м, то стоимость данных 200 м ткани будет измеряться теми же 8 часами труда, хотя его производительность при этом увеличится вдвое, а стоимость каждого метра ткани соответственно понизится.) • Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. (Пример: Если в прошлом примере рост производства ткани будет связан с повышением интенсивности труда в 2 раза по сравнению со средней, то 8 часов труда фактически будут равны 16 часам труда, а стоимость каждого метра ткани при прочих равных условиях останется прежней.) • Сложность труда(например, труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба). Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения), называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена (редукция). При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.186.91 (0.01 с.)