ТОП 10:

Сущность монополии и ее виды. Особенности монополизма в России.



Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монополия - это рыночная структура, в которой одна, фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке. “Рыночная власть” означает способность продавца (покупателя) влиять на цену.

Монополияпредставляет собой экономическое единовластие, дающее возможность извлечения крайне высокой прибыли.

Представляет собой объединение или соглашение крупнейших предприятий, в руках которых сконцентрирован капитал и производство в таких масштабах, которые дают возможность контролировать цены на рынке.

Причиной монополии является концентрация и централизация производства и капитала.

Концентрацияпредставляет собой укрупнение общественного капитала за счет капитализации прибавочной стоимости (или за счет капитализации дохода).

Централизация представляет собой изменение индивидуальных капиталов за счет слияний и поглощений как правило без увеличения общественного капитала.

 

Виды монополии:

1. легальная монополия (в учебнике-временная). Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений.

Патенты и авторские права,новых видов продукции, торговых марок

2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил. Она базируется на владении уникальными природными ресурсами и на использовании эффекта от масштаба производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение…). Естественные монополии не подлежат демонополизации. Их деятельность подлежит государственному регулированию в интересах общества. ГАЗПРОМ

3. Открытая монополия (случайная). Возникает временно в результате превышения спроса над предложением, что позв фирме в условиях товарного дефицита диктовать свои цены потребителю.

4. Искусственная монополия.В ходе конкурентной борьбы многие малые и средние предприятия разоряются и уходят с рынка. Одновременно происходит централизация капитала путем объединения капиталов малых и средних фирм. Острая конкуренция толкают фирмы к соглашениям, союзам. Поэтому монополия – обычно объединение, сговор или соглашение капиталистов. Но не каждый союз- монополист. Есть 3 главных момента: 1) концентрация огромных капиталов, обеспечивающих экономическую мощь; 2) возможность диктовать и контролировать цены на рынке; 3) присвоение монопольно высокой прибыли.

Этот вид монополии запрещается.

5. Государственная естественная монополия.Исключительное право государства на выпуск денег, производство оружия, наркотических средств. Оно вводит монополию на продажу водки, табака, некоторых предметов первой необходимости.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров и т.д.

Либерализация российской экономики была предпринята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смогла обеспечить адекватную развернутую систему антимонопольной защиты рынка, так как не были предусмотрены соответствующие меры по проведению конкурентной политики. Оказалось, что для возникновения конкуренции недостаточно введения свободных цен и формального разгосударствления производства и управления. В условиях продолжающихся кризиса и роста инфляции российские монополисты находят новые способы для извлечения монопольно высоких прибылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подобные действия не находят должного отклика антимонопольных органов.

Экономические реалии сегодняшнего дня усложняют проблему демонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.

Три главных естественных монополиста России:

РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

МПС (железнодорожные перевозки);

В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Массовые импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках. Можно констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшается и усиливается конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.005 с.)