ТОП 10:

Теория совершенной конкуренции.



Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.

Конкуренция- это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

Конкуренция– экономическая форма принуждения к рациональному и эффективному хозяйству. Через конкуренцию проявляется рыночная власть, то есть степень воздействия каждой отдельной фирмы на рынок.

Предмет конкуренции– товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренция- это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкуренция на рынке имеет свои функции:

1. выявление или установление рыночной стоимости товара;

2. выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение; прибыли в зависимости от различных затрат труда;

3. регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

· какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?

· существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?

· не угрожает ли вашему товару товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?

· возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок? Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную конкуренцию.

 

Виды конкуренции в соответствии с типом рынка и характером конкурентной борьбы:

-свободная (совершенная)Совершенная (не существует) – идеальная, когда ни одна из фирм не может изменить рыночную ситуации.

-несовершенная( монополистическая) - фирм меньше, им легче договориться какие условия они будут диктовать потребителям

По субъектам конкурентной борьбы:

-между продавцами

-между покупателями

-между продавцом и покупателем

По отраслевому направлению масштабам конкурентной борьбы:

-внутриотраслевая- происходит между предпринимателями одной отрасли, производящих однородный или дифференцированный продукт за право максимально возможного контроля над ценами, над продажами, над соотношением спроса и предложения на данный товар на рынке.

-межотраслевая- происходит между формами разных отраслей за право вложения капитала из отрасли в отрасль. До получения ровно великой прибыли на ровно великий капитал.

-локальная

-региональная

-международная

По способам соперничества:

-Ценовая – соперничество между фирмами за увеличение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и снижения цен на свою продукцию без изменения качества и ассортимента.

Неценовая – является в преобладающей форме сейчас. В данном случае усилия фирмы направлены на производство продукции, которая в большей степени соответствует потребительским запросам.

 

-стихийная и регулируемая

Совершенная (не существует) – идеальная, когда ни одна из фирм не может изменить рыночную ситуации.

При несовершенной- фирм меньше, им легче договориться какие условия они будут диктовать потребителям.

 

Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция - идеальная, когда ни одна из фирм не может изменить рыночную ситуации.

Не существует.

1861 г. Закон Шермана – первый антимонопольный закон.

Основной чертой совершенной конкуренции является наличие неограниченного количества участников хоздеят.

Они производят однородный стандартизированный продукт имеющий одинаковые потребительские свойства. В следствии стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции. Для совершенной конкуренции характерно конкуренция по средством цен. В конкурентной борьбе участвует небольшое количество небольших и средних капиталов, которые высокомобильны и которые легко накопить. Технология производства так же не отличается большой сложностью. Все это обуславливает свободное вступление в отрасль и выход из нее. Регулирующая роль гос-ва минимальна. Совершенная конкуренция исключает возможность контроля над ценами со стороны одной фирмы. Каждый производитель выпускает настолько незначительную часть общего объема производства, что любое изменение в количестве предлагаемой им для продажи продукции не оказывает никакого влияния на общее предложение и цен. При этом выходя на рынок производительнее может назначить свою цену, он вынужден соглашаться с действующей ценой.

Спрос на продукцию отдельной фирмы является совершенно эластичный.

Производитель может продать по сложившейся на рынке цене любое кол-во товара, доступное ее производственной мощи.

Совершенная конкуренция дает возможность наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы. Поэтому эффективность совершенной конкуренции состоит в том, что каждый необходимый обществу товар производится самым дешевым способом.

 

Сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

• большое количество мелких продавцов и покупателей,

• продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

• невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

• полная свобода “входа” на рынок и “ухода”.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую “идеальную” структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все - таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно “малы”, что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - “биржевой” - формы организации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.009 с.)