Основные направления в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления в философии



В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомнен-ными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Возможно ли каким-либо образом охватить это многообразное самоопределение философии с тем, чтобы в историю философии включать не только то, что мы сегодня понимаем под философией, но и то, что под ней понимали другие, в том числе в веках минувших? Поиском ответа на этот вопрос занимается методология историко-философского исследования как часть истории философии.

В марксистской традиции в основу рассмотрения историко-философского процесса были положены два принципа – принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего принципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного
Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886 г.). Энгельс сформулировал основной вопрос, разделив его на два подвопроса. Первый подвопрос касается соотношения материального и идеального. Ответ на него служит основанием для разделения всех философских учений на два направления – материализм (признает первичность бытия, природы и вторичность сознания, идеального) и идеализм (признает первичность мышления, духа и вторичность, производность материального). Второй подвопрос касается вопроса познаваемости мира. Ответ на второй подвопрос – гносеологический – позволяет выделить две основные позиция – гносеологического оптимизма (утвердительный ответ, то есть мир познаваем) и агностицизма (оспаривает возможность исчерпываю-щего, достоверного познания сущности мира).

Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба материализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Идеализм и материализм являются монистическими (греч. monos – один) учениями, ибо их приверженцы отдают предпочтение одному из двух разных начал. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в тесной связи с развитием общества, науки, религии.

В своей эволюции идеализм и материализм прошли длительный путь, в процессе которого сложились их разновидности. Известны две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из первичности духа, который существует объективно, независимо от индивида, его сознания. Таким духовным первоначалом назывались Бог, мировой разум, абсолютная идея, мировая воля и т.п. Для субъективного идеализма характерно признание сознания субъекта в качестве первичного, определяющего субъективный дух – явление доприродное, творящее все сущее.

Материализм представлен тремя формами. Первая из них – наивный, стихийный материализм древних мыслителей Египта, Индии, Китая, античной эпохи. Другая форма материализма сложилась в XVII – XVIII вв. Это так называемый метафизический (механистический, сложившийся под влиянием развития механики и других опытных наук) материализм. Третья форма – сложившийся во второй половине XIX в. диалектический материализм, совместивший идеи и принципы диалектики и материализма.

При всем разнообразии форм идеализма и материализма общим для них является следование единому монистическому подходу в вопросе о том, что первично и что вторично.

Но наряду и монистическим взглядом на природу, общество и человека существует и дуалистический взгляд, согласно которому идеальное и материальное начала признаются не первичными или вторичными по отношению друг к другу, а независимыми. Кроме того, в одних случаях предпочтение отдается духовной субстанции, а в дру-гих – материальной.

Дуализм (греч. dualis – двойственный) – довольно распространен-ное в истории философии течение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.004 с.)