Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткая характеристика практических занятий↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Философия как форма духовного освоения мира Задание. Определить место философии в системе других наук и выявить ее специфику. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Мировоззрение, его структура, уровни и исторические типы. 2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. 3. Структура философского знания. 4. Место и роль философии в культуре. Оценка. Формирование необходимых представлений о философии как одной из составляющих современной науки. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 2. Возникновение и развитие философии на Древнем Востоке Задание. Проследить историю возникновения и развития философии на Древнем Востоке, выявить её особенности и основные тенденции развития. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Предпосылки возникновения восточной философии. 2. Основные проблемы древневосточной философии: а) проблема кругооборота бытия в философско-религиозных учениях Древней Индии и всеобщий естественный путь вещей в китайских учениях; б) человеческая жизнь как цепь перерождений в учениях Древней Индии и проблема идеального человека в философии Древнего Китая. в) проблема постижения истины в древнекитайских и древнеиндийских учениях. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития философии на Древнем Востоке. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 3. Античная философия: основные школы, представители и проблемы Задание. Проследить историю возникновения и развития античной философия, выявить её особенности и основные тенденции развития. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Предпосылки формирования и периодизация философии античного периода. 2. Бытие, субстанция, материя в античной философии. 3. Идеалы человеческой жизни в философии Древней Греции. 4. Социально-философская проблематика у античных философов. 5. Проблема познания окружающего мира в воззрениях античных философов. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития античной философии. Время выполнения заданий: 2 часа. Тема 4. Средневековая философия Задание. Проследить историю возникновения и развития средневековой философии, выявить её особенности и основные тенденции развития. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Формирование средневековой христианской философии, особенности её онтологии, гносеологии и антропологии. 2. От патристики - к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии. 3. Философская новизна воззрений Августина Блаженного 4. Основные направления арабо-мусульманской философии. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития средневековой философии. Время выполнения заданий: 1 час.
Тема 5. Философские поиски мыслителей Возрождения, Реформации, Просвещения Задание. Проследить историю философских поисков мыслителей Возрождения, Реформации, Просвещения, выявить особенности и основные тенденции развития философии в эти периоды. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Философия Ренессанса и Реформации как преодоление средневековой схоластики. 2. Анализ понимания Бога и религии в периоды Возрождения и Просвещения. 3. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения. 4. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории философских поисков мыслителей Возрождения, Реформации, Просвещения и специфике развития философии в эти периоды. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 6. Философия Нового времени Задание. Проследить историю возникновения и развития философии Нового времени, выявить её особенности и основные тенденции развития. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Содержание естественно-научной революции XVII в. и её влияние на философию Нового времени. 2. Проблема метода познания и возможностей постижения истины: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм. 3. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм. 4. Политическая философия Нового времени. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития философии Нового времени. Время выполнения заданий: 1 час.
Тема 7. Немецкая классическая философия Задание. Проследить историю возникновения и развития немецкой классической философии, выявить её особенности и основные тенденции развития. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии. 2. Эволюция теории познания у немецких классиков. 3. Онтологическая проблематика в немецкой классической философии. 4. Человек и общество в понимании немецких философов классического периода. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития немецкой классической философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 8. Западная философия конца XIX - ХХ вв. Задание. Проследить историю возникновения и развития западной философии конца XIX - ХХ вв., выявить её особенности и основные тенденции развития. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследства и утверждение новых принципов. 2. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма, волюнтаризма. 3. Проблемы науки, познания, языка в позитивистской философии. 4. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о сущности человека и культуры. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития западной философии конца XIX - ХХ вв. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 9. История русской философии Задание. Проследить историю возникновения и развития русской философии, выявить её особенности и основные тенденции развития. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Источники русской философии и её специфика. 2. Особенности развития русской философской мысли в Х-ХVIII вв. 3. Развитие самостоятельной философской мысли в России ХIХ в. 4. Русская философия в ХХ в. Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития западной философии конца XIX - ХХ вв. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 10. Проблема бытия в философии Задание. Рассмотрение проблемы бытия в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Сущность философской проблемы бытия. 2. Основные формы бытия. 3. Понимание материи, пространства и времени в различных философских направлениях. 4. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий. Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме бытия в философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 11. Философская антропология и круг ее основных проблем Задание. Рассмотрение проблемы человека в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Философская антропология: исторический экскурс. 2. Проблема антропосоциогенеза. 3. Человек как многомерное существо. Личностное измерение человека. 4. Основополагающие ценности человеческого бытия. Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме человека в философии. Время выполнения заданий: 2 часа. Тема 12. Основные проблемы социальной философии Задание. Рассмотрение проблем общества в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Понятие общества и общественных отношений. 2. Философские модели социальной реальности. 3. Важнейшие подсистемы общества, их взаимодействие. 4. Формы общественного сознания. Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме общества в философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 13. Философия истории Задание. Рассмотрение проблемы истории в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей. 2. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях. 3. Проблема культуры и цивилизации. 4. Общественный прогресс и его критерии. Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме истории в философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 14. Общество и природа Задание. Рассмотрение проблемы взаимодействия общества и природы в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Философские образы природы: от древности до современности. 2. Природные факторы существования и развития общества. «Первая» и «вторая» природа. Роль географической среды в развитии общества. 3. Основные этапы взаимоотношений общества и природы. 4. Учение о ноосфере: философский аспект. Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме взаимодействия общества и природы в философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 15. Проблема сознания в философии Задание. Рассмотрение проблемы сознания в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Основные философские подходы к исследованию сознания. Понятие сознания. 2. Сознательное и бессознательное. 3. Сознание и самосознание. 4. Язык и сознание. Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме сознания в философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 16. Основные проблемы гносеологии Задание. Рассмотрение проблемы познания в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Субъект и объект познания. Познавательное отношение к миру. 2. Модели познавательного отношения. 3. Проблема истины. 4. Научное познание, его особенности, уровни и методы. Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме познания в философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 17. Перспективы и основные аспекты развития современной цивилизации Задание. Рассмотрение перспектив и основных аспектов развития современной цивилизации в философии. Исполнение. Обсуждение вопросов: 1. Роль техники в развитии человеческой цивилизации. 2. Информационное общество: философский анализ процесса становления. 3. Возможные сценарии развития цивилизации на Земле. Оценка. Формирование необходимых представлений о перспективах и основных аспектах современной цивилизации в философии. Время выполнения заданий: 2 часа.
Тема 18. Глобальные проблемы современности. Задание. Рассмотрение признаков, сущности и возможных путей решения глобальных проблем современности. 1. Основные черты глобальных проблем современности. 2. Интерсоциальные глобальные проблемы: сохранение мира между государствами, остановка гонки вооружений, устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной нестабильности. 3. Глобальные проблемы, возникшие в результате взаимодействия природы и общества: проблемы природных ресурсов, освоение Мирового океана и космоса. 4. Глобальные проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества: проблемы народонаселения, здравоохранения, образования. 5. Деятельность международных неправительственных организаций по обсуждению и решению глобальных проблем. Оценка. Формирование необходимых представлений о признаках, сущности и возможных путях решения глобальных проблем современности. Время выполнения заданий: 2 часа. 1. Критерии оценки реферата: - «зачтено» - в работе должен быть правильно составлен план, раскрыты основные вопросы темы, сделаны соответствующие выводы. - «не зачтено» ставится в случае, когда неправильно составлен или не составлен план по соответствующим разделам, сделаны неправильные выводы, что говорит о практически полном отсутствии знаний по соответствующему разделу дисциплины. 2. Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующих методических рекомендациях. Основной критерий для оценки «зачтено» – выполнение полностью и правильно не менее 80% заданий. 3.Семинары позволяют оценить уровень информированности слушателя, степень усвоения знаний (знание терминологии, содержание теорий и т.д.). Активность работы учащихся может быть составной частью оценки по предмету и может определяться по следующим критериям: a. умение задавать вопросы (количество заданных вопросов, их формулировки); b. умение давать ответы на вопросы (правильность и полнота ответа); c. частота обращения. Рубежный контроль Не предусмотрен.
Итоговый контроль Форма проведения, требования Экзамен проводится аудиторно в виде компьютерного тестирования
Список вопросов к экзамену:
1. Мировоззрение, его исторические типы: мифология, религия, философия. 2. Жизненно-практическиий и теоретический уровни мировоззрения. Общественная психология и общественная идеология. 3. Предмет философии и исторические типы философствования. 4. Функции философии. Место философии в духовной культуре общества. 5. Философия и наука. 6. Философия и религия. 7. Философия и искусство. 8. Структура философского знания: гносеология, онтология, диалектика, антропология, философия истории и социальная философия. 9. Древнеиндийские религиозно-философские учения о сущности бытия и смысле человеческой жизни. 10. Конфуцианство и даосизм древнего Китая о достижении гармонии в Поднебесной. 11. Проблемы бытия и познания в античной философии. 12. Концепции совершенного человека и идеального государства в античной философии. 13. Особенности средневековой христианской философии, круг её проблем. 14. Средневековая философия мусульманского Востока: основные направления и школы. 15. Философские идеи в культуре Древней Руси: IX – XIII вв. 16. Философские открытия эпохи Возрождения. Гуманизм, натурфилософия, социальная философия. 17. Философские идеалы эпохи Просвещения в западной Европе и России. 18. Философия Нового времени: проблемы метода познания и субстанции. 19. Теория познания и этика И. Канта. 20. Абсолютный идеализм и диалектика Г.В.Ф. Гегеля. 21. Натуралистический и антропологический характер философии Л.А. Фейербаха. 22. Основные положения философии марксизма. 23. Русский марксизм конца XIX — начала XX вв. 24. Философия позитивизма XIX-XX в Европе и США. 25. Материализм и нигилизм (Герцен, Бакунин, Чернышевский), позитивизм (Лавров, Михайловский) в русской философии XIX в. в России. 26. Философские идеи западничества и славянофильства в России XIX в. 27. Понимание человека и жизни в «Философии жизни». 28. Философское значение теории психоанализа. 29. Экзистенциальная философия о подлинном существовании. 30. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX-XX вв.: основные идеи и представители. 31. Основные проблемы и исследовательские программы аналитической философии (Б. Рассел, Дж. Э. Мур, Л. Витгенштейн, Дж. Л. Остин, У. Куайн). 32. Исследование культуры в структурализме и постструктурализме (М.Фуко, К. Леви-Стросс, Ж. Делёз, Ж. Лакан, Ж. Деррида) 33. Герменевтика XX в.: концепции интерпретации, понимания и объяснения (Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр). 34. Философские идеи русского космизма. 35. Особенности развития философии в СССР и русского зарубежья. 36. Уровни и формы бытия. 37. Материя и движение. 38. Пространство и время. 39. Философские концепции развития. 40. Многообразие связей бытия, понятие закона и закономерности. 41. Природное и социальное в человеке. 42. Основополагающие ценности человеческого бытия. 43. Человек, индивид, личность. 44. Сознание и бессознательное. 45. Язык и мышление. 46. Проблема смысла жизни человека, его смертности и бессмертия. 47. Суть и основные формы чувственного и рационального познания. 48. Объект и субъект познания. 49. Проблема истины и её критериев. Истина и заблуждение. 50. Виды познания и их особенности. 51. Особенности научного познания, его методы и формы, социальная роль науки. 52. Природа научных революций, их причины, структура и роль в общественном развитии. 53. Понятия «общество» и «социальные отношения». Сферы общественной жизни. 54. Общество и природа: история и перспективы взаимоотношений. 55. Теории исторического процесса. 56. Понятие общественного прогресса и его критериев. 57. Философские аспекты глобализации и информатизации в современном мире. 58. Философия техники. 59. Культура и цивилизация. 60. Глобальные проблемы современности: происхождение, характер, взаимосвязь, пути решения. 61. Особенности социального прогнозирования, его возможности и пределы. База тестовых заданий по философии находится в отделе тестирования УМУ ТГТУ и имеет следующую структуру: I. Метафилософия: 1. Мировоззрение, его типы и структура: а) мифологическое мировоззрение; б) религиозное мировоззрение; в) философское мировоззрение; г) уровни мировоззрения. 2. Структура философского знания: а) онтология, натурфилософия; б) гносеология, философия науки; в) диалектика; г) этика; д) историософия, социальная философия; е) антропология; ж) аксиология, эстетика, телеология, философия религии. 3. Основные философские направления и школы: а) материализм и идеализм; б) основные философские принципы; в) философия Древнего Востока; г) философия античности; д) средневековая философия; е) философия Нового времени; ж) немецкая классическая философия; з) западная философия XIX – XXI вв.; и) русская философия. 4. Предмет и функции философии: а) предмет философии; б) функции философии. II. Онтология: 1. Основные понятия онтологии; а) бытие; б) материя; в) движение; г) пространство-время; д) методология. 2. Диалектика: а) законы; б) развитие; в) принципы развития; г) мировоззрение. 3. История философии. III. Антропология: 1. Проблема человека в историко-философском контексте: а) многокачественность, многомерность человека, его бытие, жизнедеятельность; б) объективистские и субъективистские концепции человека. 2. Природное и общественное в человеке: а) антропосоциогенез и его комплексный характер. Возникновение и сущность человеческого сознания; б) человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека; в) человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. 3. Человек в системе социальных связей: а) основные характеристики человеческого существования; б) понятие свободы и его эволюция. 4. Человек, индивид, личность: а) роль нравственности и культурной среды в социализации личности; б) нравственные принципы личности. IV. Теория познания (гносеология): 1. Развитие теории познания в истории философии: а) развитие гносеологии в философии Древнего мира; б) развитие гносеологии в средневековье и в эпоху Возрождения; в) развитие гносеологии в период Нового времени, Просвещения и в русской философии; г) развитие гносеологии в немецкой классической и постклассической философии. 2. Проблемы теории познания: а) основные проблемы теории познания. Познание и практика; б) познавательные способности и уровни познания; в) методология познания, проблемы истины. V. Социальная философия: 1. Основные понятия социальной философии: а) предмет социальной философии и её основные категории; б) общество, его структура и общественные отношения; в) государство. 2. Глобальные проблемы мира. 3. История философии: а) государство, государственные отношения; б) личность и общество; в) общество, общественные отношения; г) социальное; д) философия истории.
Критерии оценки «отлично» – 86-100%; «хорошо» – 66-85%; «удовлетворительно» – 50-65%; «неудовлетворительно» – менее 50%. 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины См. раздел 6 в Рабочей программе учебной дисциплины «Философия» учебного плана подготовки 080502.65 – «Экономика и управление на предприятии» (специализации «Организация предпринимательской деятельности», «Организация производства», «Экономика и управление машиностроительного предприятия»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.011 с.) |