Краткая характеристика практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика практических занятий



Тема 1. Философия как форма духовного освоения мира

Задание. Определить место философии в системе других наук и выявить ее специфику.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Мировоззрение, его структура, уровни и исторические типы.

2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Место и роль философии в культуре.

Оценка. Формирование необходимых представлений о философии как одной из составляющих современной науки.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 2. Возникновение и развитие философии на Древнем Востоке

Задание. Проследить историю возникновения и развития философии на Древнем Востоке, выявить её особенности и основные тенденции развития.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Предпосылки возникновения восточной философии.

2. Основные проблемы древневосточной философии:

а) проблема кругооборота бытия в философско-религиозных учениях Древней Индии и всеобщий естественный путь вещей в китайских учениях;

б) человеческая жизнь как цепь перерождений в учениях Древней Индии и проблема идеального человека в философии Древнего Китая.

в) проблема постижения истины в древнекитайских и древнеиндийских учениях.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития философии на Древнем Востоке.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 3. Античная философия: основные школы, представители и проблемы

Задание. Проследить историю возникновения и развития античной философия, выявить её особенности и основные тенденции развития.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Предпосылки формирования и периодизация философии античного периода.

2. Бытие, субстанция, материя в античной философии.

3. Идеалы человеческой жизни в философии Древней Греции.

4. Социально-философская проблематика у античных философов.

5. Проблема познания окружающего мира в воззрениях античных философов.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития античной философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

Тема 4. Средневековая философия

Задание. Проследить историю возникновения и развития средневековой философии, выявить её особенности и основные тенденции развития.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Формирование средневековой христианской философии, особенности её онтологии, гносеологии и антропологии.

2. От патристики - к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.

3. Философская новизна воззрений Августина Блаженного

4. Основные направления арабо-мусульманской философии.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития средневековой философии.

Время выполнения заданий: 1 час.

 

Тема 5. Философские поиски мыслителей Возрождения, Реформации, Просвещения

Задание. Проследить историю философских поисков мыслителей Возрождения, Реформации, Просвещения, выявить особенности и основные тенденции развития философии в эти периоды.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Философия Ренессанса и Реформации как преодоление средневековой схоластики.

2. Анализ понимания Бога и религии в периоды Возрождения и Просвещения.

3. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения.

4. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории философских поисков мыслителей Возрождения, Реформации, Просвещения и специфике развития философии в эти периоды.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 6. Философия Нового времени

Задание. Проследить историю возникновения и развития философии Нового времени, выявить её особенности и основные тенденции развития.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Содержание естественно-научной революции XVII в. и её влияние на философию Нового времени.

2. Проблема метода познания и возможностей постижения истины: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм.

3. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

4. Политическая философия Нового времени.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития философии Нового времени.

Время выполнения заданий: 1 час.

 

Тема 7. Немецкая классическая философия

Задание. Проследить историю возникновения и развития немецкой классической философии, выявить её особенности и основные тенденции развития.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.

2. Эволюция теории познания у немецких классиков.

3. Онтологическая проблематика в немецкой классической философии.

4. Человек и общество в понимании немецких философов классического периода.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития немецкой классической философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 8. Западная философия конца XIX - ХХ вв.

Задание. Проследить историю возникновения и развития западной философии конца XIX - ХХ вв., выявить её особенности и основные тенденции развития.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследства и утверждение новых принципов.

2. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма, волюнтаризма.

3. Проблемы науки, познания, языка в позитивистской философии.

4. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о сущности человека и культуры.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития западной философии конца XIX - ХХ вв.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 9. История русской философии

Задание. Проследить историю возникновения и развития русской философии, выявить её особенности и основные тенденции развития.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Источники русской философии и её специфика.

2. Особенности развития русской философской мысли в Х-ХVIII вв.

3. Развитие самостоятельной философской мысли в России ХIХ в.

4. Русская философия в ХХ в.

Оценка. Формирование необходимых представлений об истории и специфике развития западной философии конца XIX - ХХ вв.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 10. Проблема бытия в философии

Задание. Рассмотрение проблемы бытия в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Сущность философской проблемы бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Понимание материи, пространства и времени в различных философских направлениях.

4. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий.

Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме бытия в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 11. Философская антропология и круг ее основных проблем

Задание. Рассмотрение проблемы человека в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Философская антропология: исторический экскурс.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Человек как многомерное существо. Личностное измерение человека.

4. Основополагающие ценности человеческого бытия.

Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме человека в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

Тема 12. Основные проблемы социальной философии

Задание. Рассмотрение проблем общества в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Философские модели социальной реальности.

3. Важнейшие подсистемы общества, их взаимодействие.

4. Формы общественного сознания.

Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме общества в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 13. Философия истории

Задание. Рассмотрение проблемы истории в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.

2. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях.

3. Проблема культуры и цивилизации.

4. Общественный прогресс и его критерии.

Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме истории в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 14. Общество и природа

Задание. Рассмотрение проблемы взаимодействия общества и природы в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Философские образы природы: от древности до современности.

2. Природные факторы существования и развития общества. «Первая» и «вторая» природа. Роль географической среды в развитии общества.

3. Основные этапы взаимоотношений общества и природы.

4. Учение о ноосфере: философский аспект.

Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме взаимодействия общества и природы в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 15. Проблема сознания в философии

Задание. Рассмотрение проблемы сознания в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Основные философские подходы к исследованию сознания. Понятие сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

3. Сознание и самосознание.

4. Язык и сознание.

Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме сознания в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 16. Основные проблемы гносеологии

Задание. Рассмотрение проблемы познания в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Субъект и объект познания. Познавательное отношение к миру.

2. Модели познавательного отношения.

3. Проблема истины.

4. Научное познание, его особенности, уровни и методы.

Оценка. Формирование необходимых представлений о проблеме познания в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 17. Перспективы и основные аспекты развития современной цивилизации

Задание. Рассмотрение перспектив и основных аспектов развития современной цивилизации в философии.

Исполнение. Обсуждение вопросов:

1. Роль техники в развитии человеческой цивилизации.

2. Информационное общество: философский анализ процесса становления.

3. Возможные сценарии развития цивилизации на Земле.

Оценка. Формирование необходимых представлений о перспективах и основных аспектах современной цивилизации в философии.

Время выполнения заданий: 2 часа.

 

Тема 18. Глобальные проблемы современности.

Задание. Рассмотрение признаков, сущности и возможных путей решения глобальных проблем современности.

1. Основные черты глобальных проблем современности.

2. Интерсоциальные глобальные проблемы: сохранение мира между государствами, остановка гонки вооружений, устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной нестабильности.

3. Глобальные проблемы, возникшие в результате взаимодействия природы и общества: проблемы природных ресурсов, освоение Мирового океана и космоса.

4. Глобальные проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества: проблемы народонаселения, здравоохранения, образования.

5. Деятельность международных неправительственных организаций по обсуждению и решению глобальных проблем.

Оценка. Формирование необходимых представлений о признаках, сущности и возможных путях решения глобальных проблем современности.

Время выполнения заданий: 2 часа.

1. Критерии оценки реферата:

- «зачтено» - в работе должен быть правильно составлен план, раскрыты основные вопросы темы, сделаны соответствующие выводы.

- «не зачтено» ставится в случае, когда неправильно составлен или не составлен план по соответствующим разделам, сделаны неправильные выводы, что говорит о практически полном отсутствии знаний по соответствующему разделу дисциплины.

2. Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями, изложенными в соответствующих методических рекомендациях. Основной критерий для оценки «зачтено» – выполнение полностью и правильно не менее 80% заданий.

3.Семинары позволяют оценить уровень информированности слушателя, степень усвоения знаний (знание терминологии, содержание теорий и т.д.). Активность работы учащихся может быть составной частью оценки по предмету и может определяться по следующим критериям:

a. умение задавать вопросы (количество заданных вопросов, их формулировки);

b. умение давать ответы на вопросы (правильность и полнота ответа);

c. частота обращения.

Рубежный контроль

Не предусмотрен.

 

Итоговый контроль

Форма проведения, требования

Экзамен проводится аудиторно в виде компьютерного тестирования

 

Список вопросов к экзамену:

 

1. Мировоззрение, его исторические типы: мифология, религия, философия.

2. Жизненно-практическиий и теоретический уровни мировоззрения. Общественная психология и общественная идеология.

3. Предмет философии и исторические типы философствования.

4. Функции философии. Место философии в духовной культуре общества.

5. Философия и наука.

6. Философия и религия.

7. Философия и искусство.

8. Структура философского знания: гносеология, онтология, диалектика, антропология, философия истории и социальная философия.

9. Древнеиндийские религиозно-философские учения о сущности бытия и смысле человеческой жизни.

10. Конфуцианство и даосизм древнего Китая о достижении гармонии в Поднебесной.

11. Проблемы бытия и познания в античной философии.

12. Концепции совершенного человека и идеального государства в античной философии.

13. Особенности средневековой христианской философии, круг её проблем.

14. Средневековая философия мусульманского Востока: основные направления и школы.

15. Философские идеи в культуре Древней Руси: IX – XIII вв.

16. Философские открытия эпохи Возрождения. Гуманизм, натурфилософия, социальная философия.

17. Философские идеалы эпохи Просвещения в западной Европе и России.

18. Философия Нового времени: проблемы метода познания и субстанции.

19. Теория познания и этика И. Канта.

20. Абсолютный идеализм и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

21. Натуралистический и антропологический характер философии Л.А. Фейербаха.

22. Основные положения философии марксизма.

23. Русский марксизм конца XIX — начала XX вв.

24. Философия позитивизма XIX-XX в Европе и США.

25. Материализм и нигилизм (Герцен, Бакунин, Чернышевский), позитивизм (Лавров, Михайловский) в русской философии XIX в. в России.

26. Философские идеи западничества и славянофильства в России XIX в.

27. Понимание человека и жизни в «Философии жизни».

28. Философское значение теории психоанализа.

29. Экзистенциальная философия о подлинном существовании.

30. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX-XX вв.: основные идеи и представители.

31. Основные проблемы и исследовательские программы аналитической философии (Б. Рассел, Дж. Э. Мур, Л. Витгенштейн, Дж. Л. Остин, У. Куайн).

32. Исследование культуры в структурализме и постструктурализме (М.Фуко, К. Леви-Стросс, Ж. Делёз, Ж. Лакан, Ж. Деррида)

33. Герменевтика XX в.: концепции интерпретации, понимания и объяснения (Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр).

34. Философские идеи русского космизма.

35. Особенности развития философии в СССР и русского зарубежья.

36. Уровни и формы бытия.

37. Материя и движение.

38. Пространство и время.

39. Философские концепции развития.

40. Многообразие связей бытия, понятие закона и закономерности.

41. Природное и социальное в человеке.

42. Основополагающие ценности человеческого бытия.

43. Человек, индивид, личность.

44. Сознание и бессознательное.

45. Язык и мышление.

46. Проблема смысла жизни человека, его смертности и бессмертия.

47. Суть и основные формы чувственного и рационального познания.

48. Объект и субъект познания.

49. Проблема истины и её критериев. Истина и заблуждение.

50. Виды познания и их особенности.

51. Особенности научного познания, его методы и формы, социальная роль науки.

52. Природа научных революций, их причины, структура и роль в общественном развитии.

53. Понятия «общество» и «социальные отношения». Сферы общественной жизни.

54. Общество и природа: история и перспективы взаимоотношений.

55. Теории исторического процесса.

56. Понятие общественного прогресса и его критериев.

57. Философские аспекты глобализации и информатизации в современном мире.

58. Философия техники.

59. Культура и цивилизация.

60. Глобальные проблемы современности: происхождение, характер, взаимосвязь, пути решения.

61. Особенности социального прогнозирования, его возможности и пределы.

База тестовых заданий по философии находится в отделе тестирования УМУ ТГТУ и имеет следующую структуру:

I. Метафилософия:

1. Мировоззрение, его типы и структура:

а) мифологическое мировоззрение;

б) религиозное мировоззрение;

в) философское мировоззрение;

г) уровни мировоззрения.

2. Структура философского знания:

а) онтология, натурфилософия;

б) гносеология, философия науки;

в) диалектика;

г) этика;

д) историософия, социальная философия;

е) антропология;

ж) аксиология, эстетика, телеология, философия религии.

3. Основные философские направления и школы:

а) материализм и идеализм;

б) основные философские принципы;

в) философия Древнего Востока;

г) философия античности;

д) средневековая философия;

е) философия Нового времени;

ж) немецкая классическая философия;

з) западная философия XIX – XXI вв.;

и) русская философия.

4. Предмет и функции философии:

а) предмет философии;

б) функции философии.

II. Онтология:

1. Основные понятия онтологии;

а) бытие;

б) материя;

в) движение;

г) пространство-время;

д) методология.

2. Диалектика:

а) законы;

б) развитие;

в) принципы развития;

г) мировоззрение.

3. История философии.

III. Антропология:

1. Проблема человека в историко-философском контексте:

а) многокачественность, многомерность человека, его бытие, жизнедеятельность;

б) объективистские и субъективистские концепции человека.

2. Природное и общественное в человеке:

а) антропосоциогенез и его комплексный характер. Возникновение и сущность человеческого сознания;

б) человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека;

в) человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

3. Человек в системе социальных связей:

а) основные характеристики человеческого существования;

б) понятие свободы и его эволюция.

4. Человек, индивид, личность:

а) роль нравственности и культурной среды в социализации личности;

б) нравственные принципы личности.

IV. Теория познания (гносеология):

1. Развитие теории познания в истории философии:

а) развитие гносеологии в философии Древнего мира;

б) развитие гносеологии в средневековье и в эпоху Возрождения;

в) развитие гносеологии в период Нового времени, Просвещения и в русской философии;

г) развитие гносеологии в немецкой классической и постклассической философии.

2. Проблемы теории познания:

а) основные проблемы теории познания. Познание и практика;

б) познавательные способности и уровни познания;

в) методология познания, проблемы истины.

V. Социальная философия:

1. Основные понятия социальной философии:

а) предмет социальной философии и её основные категории;

б) общество, его структура и общественные отношения;

в) государство.

2. Глобальные проблемы мира.

3. История философии:

а) государство, государственные отношения;

б) личность и общество;

в) общество, общественные отношения;

г) социальное;

д) философия истории.

 

Критерии оценки

«отлично» – 86-100%;

«хорошо» – 66-85%;

«удовлетворительно» – 50-65%;

«неудовлетворительно» – менее 50%.


4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

См. раздел 6 в Рабочей программе учебной дисциплины «Философия» учебного плана подготовки 080502.65 – «Экономика и управление на предприятии» (специализации «Организация предпринимательской деятельности», «Организация производства», «Экономика и управление машиностроительного предприятия»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.167 с.)