Тема 5. Современная западная философия. Русская философия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Современная западная философия. Русская философия.



1. Модернизация антропологизма (Л. Фейербах, С. Кьеркегор) и натурализма (А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шелленгиансто), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентических).

2. Смена ценностей и ориентиров в философии конца XIX – XX вв.

3. Новые типы философствования: сциентический и антропологический.

4. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, В. Гейзенберг, П. Тиллих, А. Швейцер).

5. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли:

а) в IX – XIII вв. (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах);
б) становление национального самосознания в XIV – XVII вв. (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А. Курбский);
в) просветительская мысль в России XVIII – первой половине XIX в. (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев), попытки философского осознания пути России (западники и славянофилы, почвенники).

6. Русская религиозная философия и ее основные направления (К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А.Бердяев, С. Н. Булгаков).

7. Проблема Запада – Востока – России в науке и философии.

 

Тема 6. Онтология. Учение о развитии. Природа человека и смысл его существования.

1. Основные виды бытия. Бытие, субстанция, материя, природа. Проблема жизни.

2. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.

3. Идея развития в ее историческом изменении. Категории, принципы и законы развития.

4. Человек и его сущность. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

5. Человек в системе социальных связей. Характеристики человеческого существования – неповторимость, творчество, свобода.

6. Человек, индивид, личность. Личность и массы.

 

Тема 7. Учение об обществе (социальная философия и историософия).

1. Теоретические модели общества.

2. Структура общества и его система.

3. Культура и цивилизация, критерии их типологии.

4. Логика истории и ее смысл.

 

Тема 8. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология). Проблемы сознания.

1. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

2. Ценности, их природа. Ценность и оценка.

3. Ценности этические, эстетические, религиозные. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

4. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры.

5. Язык и мышление. Знаки и значение, информация и сигнал.

6. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль).

7. Духовная жизнь общества.

 

Тема 9. Познание (гносеология). Научное познание. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества.

1. Познание как предмет философского анализа. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и рассудок.

2. Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы.

3. Проблема истины в философии и науке.

4. Логика как наука о принципах правильного мышления.

5. Вненаучные формы познания.

6. Наука как вид духовного производства. Этапы и уровни научного познания.

7. Проблема классификации наук.

8. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки, социальных последствий внедрения научных открытий.

9. Соотношение философии техники (Э. Капп, П. К. Энгельмейер) и философии науки.

10. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

Контролирующий модуль

Входной контроль

 

Форма проведения, требования:

 

Осуществляется в виде тестирования

 

Тестовые вопросы

 

Аксиология

а) социологическое понятие, означающее промежуточное положение человека между какими-либо слоями населения;

б) раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга;

в) мистическое направление в иудаизме;

г) теория, рассматривающая философские вопросы с позиции ценностей.

 

Антропоцентризм

а) принцип, согласно которому благо другого человека признаётся более значимым, чем собственное благо;

б) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

в) признание собственной вины;

г) направление протестантизма.

 

Бытие

а) предполагаемы результат деятельности человека;

б) совокупность устойчивых связей объекта;

в) философская категория, обозначающая существование;

г) обособленный мир, отличающийся от мира обыденного.

Время

а) понятие для обозначения конструктивного элемента бытия;

б) категория, выражающая длительность бытия и смену состояний систем и процессов;

в) величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущения;

г) результат зарождения и развития предмета, явления, системы.

 

Гносеология

а) воззрение на общий ход развития мира;

б) форма эмансипации от религии;

в) наука о закономерностях, механизмах и фактах духовной жизни;

г) раздел философии, изучающий проблемы и возможности познания, а также условия достоверности знания.

 

Гуманизм

а) система воззрений, согласно которой признаётся ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие;

б) понимание социальной обусловленности личностного существования;
в) внутренняя сосредоточенность и духовный мир индивида;

г) форма проявления необходимости.

 

Диалектика

а) деятельность, результат которой есть создание чего-либо качественно нового;

б) область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов;

в) наука, изучающая происхождение, строение и функционирование индивидуальной системы значений;

г) учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

 

Дуализм

а) философское учение, признающее равным два начала: духовное и материальное;

б) восстановление памятью образа ранее воспринимавшегося предмета;

в) отказ от притязаний на целостность и полноту охвата действительности;

г) учение о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом.

 

Материализм

а) наука о диалоге человека с природой;

б) процесс отображения результатов мышления в точных понятиях;

в) принцип распределения по труду;

г) философское направление, признающее первичность материи, природы и опосредованность ими духовных процессов.

 

Субъект

а) прообраз, первоначальный образ, идея;

б) источник активности, направленный на объект, носитель предметно-практической деятельности и познания;

в) член группы, за которым она признаёт право принимать решения в значимых для неё ситуациях;

г) человек, пользующийся большим авторитетом и влиянием.

Критерии оценки входного теста:

«отлично» – 86-100 %,

«хорошо» – 66-85 %,

«удовлетворительно» – 50-65 %,

«неудовлетворительно» – менее 50 %

 

Текущий контроль

Форма проведения, требования:

1. Написать реферат по теме, согласованной с преподавателем.

2. Выполнить один из вариантов контрольной работы по согласованию с преподавателем (варианты контрольных работ в соответствующих учебно-методических разработках можно найти на сайте кафедры: http://hist.web.tstu.ru/metod.php?cat=5&fl=true).

3.. Участвовать в форуме по вопросам указанным в практикуме.

Темы рефератов:

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Философия: наука или мировоззрение.

4. Философия как самосознание эпохи.

5. Философия и философствование.

6. Философия как культурный феномен. Философ – человек и мыслитель – кто он?

7. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?

8. Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.

9. Философские аспекты буддизма.

10. Социальный космос Древнего Китая.

11. Даосизм о гармонии человека и мира.

12. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).

13. Первые натурфилософские школы Древней Греции.

14. От Пифагора к Платону: становление образа античного космоса.

15. Онтология Платона. Теория идей. (Диалоги «Пир», «Протагор», «Лисистрат»).

16. Концепция души и знания в диалогах Платона («Гиппий Большой», «Гиппий Меньший», «Протагор»).

17. Рок и судьба в мировоззрении древнего эллина.

18. Учение Эпикура о преодолении страха.

19. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

20. Аристотельская теория души и гносеология («О душе»).

21. Античная и средневековая философия: общее и особенное.

22. Философские идеи Библии и Корана.

23. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

24. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

25. Философско-теологические взгляды Аврелия Августина в работах «Исповедь» и «В граде Божием».

26. Теория «двух истин». Фома Аквинский: гармония веры и разума («Суммы теологии»).

27. Антропология и познания по Аквинату («Суммы теологии»).

28. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до нашего времени?

29. Состоялись ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

30. Философские идеи Дж. Бруно.

31. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

32. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

33. Философия Пико делла Мирандолы.

34. Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин).

35. Философия Н. Макиавелли.

36. Онтология и взгляды на познание в работе Николая Кузанского «Об ученом незнании».

37. Что значит знать (полемика эмпириков и рационалистов)?

38. Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени».

39. Каковы философские последствия научной революции XVII века?

40. Философские идеалы эпохи Просвещения.

41. Философское значение открытий И. Ньютона.

42. Основные идеи теории знания, изложенные в работе Ф. Бэкона «Великое восстановление наук».

43. Антропология и социальное учение Т. Гоббса в работах «О человеке» и «Левиафан».

44. Сенсуализм: основные принципы. Теория познания Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме»).

45. Рационализм Р. Декарта. Методология («Рассуждения о методе»).

46. Философские позиции Вольтера, Руссо, Дидро.

47. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

48. Различие между рассудком и разумом у Канта.

49. Кантовская теория морали и свободы («Критика практического разума»).

50. В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?

51. Концепция «абсолютной идеи» в работе Гегеля «Наука логики».

52. Изложение системы Гегеля в его работе «Энциклопедия философских наук».

53. В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии.

54. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

55. Апполоновское и дионисийское начала в концепции Ницше.

56. «Экзистенциализм – это гуманизм»: Ж. П. Сартр.

57. «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.

58. В чем причина повышенного внимания философии XX века к проблеме языка?

59. Взгляды С. Кьеркегора на человека и человеческую жизнь («Страх и трепет», «Или-или»). Стадии человеческой экзистенции («Дневник соблазнителя»).

60. Истина, познание и нравственность в философии А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»).

61. Бытие, познание, истина в работах Ф. Ницше («Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человечное»).

62. Истинная мораль и сверхчеловек («Так говорил Заратустра»).

63. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

64. Взгляды А. Бергсона на действительность, теорию эволюции, познание и познаваемость.

65. В. Дильтей: Сознание и мир, теория знания. Науки о природе и науки о духе.

66. Теория познания Э. Гуссерля. Понятие «жизненного мира» («Кризис европейских наук»).

67. Работа М. Хайдеггера «О гуманизме»: понятие экзистенции.

68. Теория познания Х. Гадамера.

69. Идея бессознательного в учениях З. Фрейда, К. Юнга.

70. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

71. Проблема «Восток – Запад - Россия» в трудах русских философов.

72. П. Я. Чаадаев и его историософская концепция.

73. Тема России в работах П. Я. Чаадаева «Философические письма», «Апология сумасшедшего».

74. Концепция культуры Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева.

75. Философские идеи в русской литературе XIX века.

76. П. А. Флоренский о формах художественного выражения религиозного самосознания в работах «Иконостас», «У водоразделов мысли».

77. Религиозно-философские воззрения В. В. Розанова (критика и апология христианства, мистический панэротизм в работах «Опавшие листья», «Темный лик», «Люди лунного света»).

78. Проблема пола, плоти и христианского общества в мировоззрении Д. С. Мережковского.

79. Основные идеи труда в «философии свободы» Н. А. Бердяева. Учение о личности («О назначении человека»).

80. Этическая проблематика в работе И. А. Ильина «О сопротивлении злу силой».

81. Место русской философии в мировой культуре.

82. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.

83. Природа мифов о сотворении мира.

84. Научная картина мира в представлении Галилея, Ньютона и Канта.

85. Бытие человека как присутствие и настроение.

86. Социальное пространство и социальное время.

87. Пространство и время человеческой жизни.

88. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

89. Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции.

90. Является ли регресс развитием вспять?

91. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

92. Диалектические законы Гегеля.

93. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.

94. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественной жизни.

95. Порядок и беспорядок. Самоорганизация.

96. Творческие способности человека: их пределы и условия.

97. Делает ли разум человека человеком?

98. Смысл жизни. Проблема «подлинного» и «неподлинного» бытия.

99. Имеет ли право человек на собственную жизнь и собственную смерть?

100. Что такое духовные потребности человека.

101. Герменевтика. Понимание и предпонимание.

102. Коммуникация межличностная и межкультурная. Общение: обмен трансакциями или информацией. Образ другого. Интонация.

103. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

104. Чем определяется уровень развития общества?

105. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

106. Может ли общество существовать без власти и без государства?

107. Существует ли направление в развитии общества?

108. Какое общество можно назвать цивилизованным?

109. Проблема насилия и ненасилия в жизни общества.

110. Ценности и идеалы.

111. Как проявляются ценностные ориентации религиозной личности?

112. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность?

113. Правда или правдоподобие в искусстве.

114. Почему происходит смена ценностей в истории человечества?

115. Делает ли разум человека человеком?

116. А. А. Ибн-Сина о природе сознания.

117. Существует ли язык животных?

118. Сознание и бессознательное во взаимоотношении их структур.

119. Самосознание и рефлексия. «Я» как философская проблема.

120. Мышление и рациональность.

121. Язык и текст.

122. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

123. Есть ли предел познаваемости мира?

124. Познание как отражение и создание реальности.

125. В чем социальная опасность искажения истины?

126. Истина как цель познания и ценность. Основные концепции истины. Познание и практика.

127. Попытки снятия проблемы истины в философии постмодернизма.

128. Знание и вера: общее и особенное.

129. Познание и интуиция.

130. Почему не может быть один универсальный критерий истинности знания?

131. Специфика научного познания.

132. Почему мы доверяем научным выводам?

133. Предположение и гипотеза.

134. Возможен ли «социальный эксперимент»?

135. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?

136. Наука и основные стадии ее исторического развития.

137. Техника и технология.

138. Как соотносится наука и политика, наука и этика?

139. Техника и исторические этапы ее развития.

140. Естествознание и техникознание.

141. Гуманитарные науки: pro et contra.

142. Почему противоречие между обществом, природой и человеком приобретают глобальные масштабы только в современную эпоху?

143. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

144. В какой степени глобальные проблемы выражают единство человечества, в какой – его разобщенность?

145. Могут ли сценарии будущего быть научными?

146. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?

147. Глобалистика и проблема действия.

Участие в семинарских занятиях требует ответов в форуме по вопросам, представленным в учебно-методическом пособии. Для того чтобы принять участие в дискуссии, студент должен будет провести предварительную подготовку как в содержательном, так и в формальном плане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.096 с.)