Тема 4.3. Проблема общественного прогресса в социальной философии и истории социальной мысли.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.3. Проблема общественного прогресса в социальной философии и истории социальной мысли.



 

Семинар 17. Проблема общественного прогресса в социальной философии и истории социальной мысли.

1. Социокультурная специфика современности: тенденции, динамика.

2. Вызовы современности в своей специфике и пути их преодоления.

Учебная литература.

Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В.Алексеев, А.В.Панин; Моск.гос.ун-т им. М.В.Ломоносова.- {М.}: Проспект, 2009.- 588 с. (МОРФ)

Бессонов Б.Н. Философия: история и соврем. Задачи: учебник для вузов/ Б.Н.Бессонов.- М.: Норма.2006.- VI, 553 с.

Канке В.А. Философия для экономистов: учебник/ В.А.Канке.- М.:ОМЕГА-Л, 2008.- 411 с. (МОРФ).

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов/ А.Г Спиркин.- М.: ЮРАЙТ, 2007.- 735 с. (МОРФ).

Философия: учеб. для высш.учеб.заведений / {В.В.Миронов и др.}; под общ. ред. В.В.Миронова.- М.: Норма, 2008.-911 с. (УМО).

 

Дополнительная литература

Бауман З. Индивидуализированное общество/ Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004.

Тоффлер О. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

Тоффлер О. Шок будущего. М.: АСТ, 2002.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003.

Хомский Н. Прибыль на людях. М.: Праксис, 2002.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В соответствии с Рабочими учебными планами, Рабочими программами дисциплины Философия предусмотрено выполнение эссе как запланированных самостоятельных работ. Эссе – письменная работа небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и размышления по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета. Цель выполнения эссе – развитие навыков самостоятельного творческого мышления.

 

2.1. Темы для написания эссе

1. «Перевернутый мир» (Гегель) философии.

2. Проблема очевидного, настоящего, здесь-и-сейчас.

3. «Чаща полезна только когда она пуста» (Дж.Кришнамурти). Способен ли ум к свободе от верований?

4. Когда человек говорит «я знаю», что он имеет в виду? Что есть знание?

5. Научная предметность и философская трансцендентность.

6. «Живу, чтобы жить» (М.Экхарт). Смысл жизни в самой жизни или это удовлетворение потребностей, получение пользы, соревнование?

7. Понятие метафизики в философии.

8. Понятие трансценденции в философии и религии.

9. Категория «ничто» в философии.

10. «Все действительное разумно» (Гегель).

11. Принцип Дж.Беркли esse est percipi и его обоснование.

12. Интерпретация тезиса Р.Декарта cogito ergo sum.

13. Проблемы самопознания и личностных изменений (по Ф.Ницше).

14. Сознание как мысленная субстанция. К пояснению субстанциальной концепции сознания.

15. Поток сознания как субстрат личности (по У.Джеймсу).

16. Открытие бессознательного (по З.Фрейду).

17. Архетипы бессознательного К.Юнга.

18. Почему животные не смеются? К определению основного свойства человеческой природы.

19. Учение Н.А.Бердяева о человеке (личности).

20. Деструктивизм и конформизм как способы решения экзистенциальных проблем.

21. Вина и ответственность; решение и выбор; свобода и смерть как индивидуальные смысложизненные вопросы.

22. Проблема собственного «я».

23. Утилитарный подход к окружающему миру, людям, вещам.

24. Дискурсы пола в современных философских исследованиях.

25. Парадоксы свободы в философии Фихте, Шеллинга, Кьеркегора.

26. Представление об «осевом времени» (по К.Ясперсу).

27. Китайская идея порядка и западная идея прогресса.

 

2.2. Требования к выполнению эссе

Вариативность выбора тем эссе предусматривает самостоятельность студента в определении интересующей его проблемы. Также эссе может даваться преподавателем принудительно, в зависимости от динамики проведения семинаров и результатов освоения студентом дисциплины.

При написании эссе использовать хороший литературный русский язык (рекомендуется тщательно считывать текст на предмет исправления грамматических, орфографических, стилистических и других ошибок). Стиль изложения должен быть лаконичным объективно-беспристрастным.

 

При выполнении эссе следует руководствоваться библиографическими списками Рабочей программы и данного руководства. Также необходимо умение работать с библиотечным фондом университета, ведущих библиотек города Новосибирска.

Рекомендуемая структура эссе должна состоять из следующих самостоятельных, но взаимосвязанных элементов:

– Введение (1 страница). Здесь должны быть кратко сформулированы: проблема, которой посвящена работа, частные проблемы, предмет и задачи исследования, основные подходы и идеи.

– Основная часть (3 страницы). Содержит анализ состояния проблемы исследования или литературный обзор. Завершать обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы. Далее следует постановка проблемы и ее решение. Эта часть работы должна логически вытекать из ранее представленного обзора литературы. В постановке проблемы и ее решении находит свое выражение собственный взгляд на проблему. Авторская позиция состоит в том, чтобы увидеть проблему там, где ее раньше никто не видел. Требуется представление обоснованных положений, подтверждающих правомочность существования авторского подхода к решению рассматриваемой проблемы.

– Заключение (1 страница). В качестве заключения кратко характеризуются главные результаты.

При необходимости на любом из этапов выполнения эссе студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения потенциально возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы, эссе считается завершенным видом самостоятельной работы студента.

Срок выполнения и предоставления эссе для проверки, к докладу или защите оговаривается при выборе, определении темы.

Объем эссе не должен превышать пяти страниц печатного текста, выполненного с использованием текстового редактора MS Word.

 

2.3. Критерии оценки эссе

В данном виде самостоятельной работы нужно продемонстрировать степень освоения философской рефлексии как мысли о предмете, переведенном в плоскость сознания – мысли о мысли. При этом свобода, критичность, раскованность, антидогматизм философского мышления не предполагает выход за пределы обсуждаемой темы, проблемы.

Эссе может быть оценено положительно если:

– содержание соответствует заданной теме;

– формулировка проблемы соответствует критерию ясности и четкости;

-- в постановке проблемы явно выражено понимание специфики философских проблем;

– четко прописана и аргументирована индивидуальная авторская позиция;

-- продемонстрировано умение ставить и задавать вопросы, подвергать их критике, находить варианты ответов, которые рождают новые вопросы;

–– не вызывает сомнений самостоятельность выполнения работы.

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Видами промежуточной аттестации студентов по дисциплине Философия в зависимости от профиля подготовки являются зачет, дифференцированный зачет или экзамен. Конкретно вид аттестации и сроки ее проведения определены Рабочей программой.

 

3.1. Список вопросов для подготовки к зачету/экзамену

1. Уровни человеческого существования: человек как природное существо, человек как социализированный субъект, человек как личность..

2. Специфика философского мышления.

3. Предмет философии как методологическая проблема. Классические и неклассические интерпретации предмета философии.

4. Дисциплинарная структура философского знания.

5. Милетская школа. Проблема первоначала.

6. Гераклит Эфесский. Учение о противоположностях и становлении. Понятие Логоса.

7. Элейская школа философии. Проблема бытия и небытия. Противопоставление истины и мнения.

8. Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты. Проблема детерминизма.

9. Софистика. Доказательство Горгия о непознаваемости сущего.

10. Сократ как основоположник диалектики (понятийного мышления). Специфика понятийного мышления. Сократ и аксиологическая проблематика философии.

11. Этический идеал атараксии древних греков (школы киников, эпикурейцев, стоиков).

12. Основные категории онтологии Платона (Благо, бытие, инобытие, небытие).

13. Гносеология Платона.

14. Онтология Аристотеля как критическое развитие онтологического учения Платона. Учение о возможном и действительном бытии.

15. Аристотель. Учение о материи и форме.

16. Этика Аристотеля.

17. Формирование философии европейского средневековья. Ранняя патристика. Демаркация интеллекта и веры (Тертуллиан, Ориген).

18. Аврелий Августин и систематизация идей патристики (христианской философии).

19. Средневековая философия. Схоластика и ее проблемы.

20. Св.Ансельм Кентерберийский как основатель онтологического доказательства божественного бытия.

21. Расцвет схоластики. Св.Фома Аквинский: отношение веры и разума, проблема истины, космологические и телеологическое доказательства бытия Бога, происхождение зла.

22. Основные особенности философии эпохи Возрождения. Смена основного онтологического учения (теизм-пантеизм). Единое Н.Кузанского и Всеобщий ум Дж. Бруно.

23. Переориентация философии эпохи Возрождения на этическую проблематику. Морально-этический релятивизм М.Монтеня.

24. Основные особенности и фундаментальные принципы классической новоевропейской философии.

25. Ф.Бэкон. Проблема источника заблуждений: учение об идолах. Проблема метода (индукция).

26. Р.Декарт. Радикальное сомнение как универсальный гносеологический принцип. Метафизический дуализм. Проблема существования внешнего мира.

27. Основные способы решения декартовской проблемы субстанций: пантеизм Б.Спинозы и монадология Г.В.Лейбница.

28. Дж.Локк. Вопрос об источниках знания. Идея пассивности, беспредпосылочности мышления. Критика Локком теории врожденных идей Декарта. Учение о первичных и вторичных качествах.

29. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств Дж.Локка. Попытка преодоления солипсизма.

30. Европейское Просвещение. Французский материализм ХVIII века.

31. Немецкая классическая философия как завершение классической новоевропейской философии: идея активности познания, диалектика.

32. И.Кант. Коперниканский переворот в понимании природы и характера человеческого мышления. Идея активности мышления и принципа конструирования предмета опыта. «Вещь в себе» и явление.

33. Априоризм Канта. Чувственность и рассудок. Рассудок и разум. Антиномии разума. Непознаваемость «вещей в себе».

34. Этика Канта. Категорический императив Канта как закон практического разума.

35. К.Маркс. Общественная практика как предметная деятельность и ее роль в познании. Человек как совокупность общественных отношений. Проблема отчуждения.

36. Философия истории К.Маркса. Учение об общественно-экономических формациях. Материалистическое понимание истории.

37. Постклассическая философия. Онтология А.Шопенгауэра. Понятие Мировой воли. Ступени объективации Мировой воли. Этика А.Шопенгауэра.

38. Метафизика и теология человека Ф.Ницше. Основной вопрос метафизики человека. Содержание основных понятий: «сверхчеловек», «вечное возвращение»,»чистое утверждение», «дионисийская вера», «высшие люди». Основные «я» человека. Понятие «суверенной личности».

39. Ф.Ницше. Реконструкция «археологии» человеческой души. Природа ценностных суждений. Генезис сознания ответственности. Генезис понятий долга. Совести, справедливости. Основные направления реализации инстинкта свободы.

40. Американский прагматизм (Ч.С.Пирс, радикальный эмпиризм У.Джеймса, инструментализм Д.Дьюи).

41. Психоанализ и философия неофрейдизма.

42. Феноменология Э.Гуссерля. Критика психологизма в философии сознания. Метод феноменологической редукции. Понятие интенциональности сознания.

43. Экзистенциальная философия (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, Г.Марсель).

44. Философская герменевтика (М.Хайдеггер, В.Дильтей, Г.Гадамер).

45. Аналитическая философия (Б.Рассел, Дж.Э.Мур, Л.Витгенштейн).

46. Лингвистическая философия. Поздний Витгенштейн.

47. Постмодернизм. Основные представители и течения. Идейные источники. Особенности дискурса ( Лиотар, Фуко, Деррида, Делез, Гваттари).

48. Неопрагматизм Р.Рорти.

49. Русская философия ХIХ-ХХ веков. Философия истории П.Я.Чаадаева. Философия Всеединства В.С.Соловьева. Онтология Н.А.Бердяева: мир как объективация, человек как творец мира, отношение Бог-человек.

50. Сознание как философская проблема. Трудности объективации феномена сознания. Развитие представлений о сознании в исторических типах философии (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм). Современное представление о сознании.

51. Структура сознания. Идея «Я».

52. Понятие онтологии и ее место в системе философского знания.

53. Специфика философского понимания бытия. Бытие и разум. Бытие и субстанция.

54. Трактовка бытия в классическом рационализме (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель).

55. Иррационалистическая трактовка бытия: А.Шопенгауэр – мир как воля и представление.

56. Бытие человека в мире как центральная философская проблема.

57. Материя как философская категория. Основные этапы представлений о материи. Материя и материальный мир.

58. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Вселенная как единый объект.

59. Понятие гносеологии и ее место в системе философского знания. Основные проблемы гносеологии.

60. Понятие познания. Содержание понятий субъект и объект. Определение знания.

61. Основные способы решения проблемы познаваемости мира (скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм).

62. Проблема истины. Классическая, когерентная, прагматическая и конвенциональная концепции истины.

63. Понятие методологии и ее место в системе философского знания. Всеобщие, общие и частные методы познания.

64. Структура научного исследования: эмпирический и теоретический уровни и их взаимосвязь. Понятие научного факта. Понятие научной теории. Функции теории.

65. Эмпирические методы научного познания.

66. Теоретические методы научного познания.

67. Социальная философия. Предмет социальной философии. Специфика социального знания.

68. Природа и общество. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические формы взаимодействия общества и природы.

69. Понятие общества. Общество как целостная система. Сферы социальной организации общества и их характеристика.

70. Социальная организация общества. Сфера власти и управления.

71. Социальная организация общества. Сфера экономики.

72. Социальная организация общества. Духовная сфера.

73. Идея информационного общества. Концепция устойчивого развития как стратегия разрешения глобальных проблем.

 

3.2. Общие положения проведения экзамена

Экзамен проводится в устной форме. Предварительно студент получает билет и готовит ответ по содержанию входящих в его структуру двух теоретических вопросов. Вопросы по курсу в целом, или по его части подбираются по принципу: первый вопрос по второму разделу лекционного курса – История философия или по первому разделу – Природа философского знания (Метафилософия); второй вопрос билета по третьему разделу лекционного курса – Основные проблемы философии (Онтология. Теория познания. Философия науки). При подготовке ответов студентом должны быть систематизированы знания, полученные из лекционного курса, в ходе самостоятельного изучения отдельных разделов и тем, на практических (семинарских) занятиях, в процессе работы с литературой.

При ответе на вопросы билета следует придерживаться понятийного аппарата, принятого в философии. Ответ должен быть развернутым, но при этом лаконичным, логично выстроенным. Приветствуется стремление проиллюстрировать излагаемые идеи, тезисы, положения, концепции, теории примерами. Ответ оценивается дифференцированно, в зависимости от уровня представленных студентом знаний, степени его компетентности в предметной области учебной дисциплины Философия, в частности от степени освоения философской рефлексии и степени понимания причин и истоков различных концепций решения одной и той же проблемы как в методологическом плане, так и чисто содержательном. Экзаменационная оценка (или полученная на дифференцированном зачете) является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписку из зачетной книжки).



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.236 (0.014 с.)