Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты и проблемы средневековой философии. Ф.АквинскийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В средневековой философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, которая создает и определяет все сущее. В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию, – идея творения (креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом свободной воли) и идея откровения (апокалипсис). Если античные боги были родственны природе, Бог христианства стоит над природой, по ту сторону ее и потому Бог не доступен для обычного познания. Однако Бог сам открывает себя людям, верящим в его существование. В средневековой философии обсуждалась проблема человека. 1) человек – это «образ и подобие бога»; 2) человек – это «разумное животное». В эволюции средневековой философии принято выделять два периода – патристику и схоластику. Патристика представляет собой учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом. Представители патристики обсуждали проблемы сущности Бога, движения истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, затрагивали вопросы о соотношении веры и разума. Схоластика. Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога. Проблема универсалий –проблема общих понятий. Э то проблема соотношения множества и единичностей. Эти вопросы решались путём разбора языковых средств. Мир схоластической философии – мир, воспринятый через призму зыка. Итак, существовало два взгляда на проблему универсалий: Номиналисты. Реально существует вещь. Мир из вещей. Общее, имя вещи, существует только после самой вещи. (Оккам – нельзя создавать сущности больше необходимости) Реалисты. Общее существует также как и отдельные конкретные вещи. Общее и конкретное существует в уме бога (общее в вещах, в уме человека, в уме бога).
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский. Форма и материя – в боге. Бог-бытие Сущность учения Ф. Аквинского – это констатация принципа единства веры и разума. Фома Аквинский утверждал, что вера и разум могут находиться в гармонии, считал, что разум способен рационально доказывать существование Бога, отклонять возражения против истин веры. Человеческая душа как независимой от тела духовной -субстанции, обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины (Идеи) в свете Божественного просвещения. Душа соединенная с телом, лишена дара непосредственного созерцания Бога и Божественных Идей, но для нее открыт путь рационального познания. Ф. Аквинский приводит пять доказательств бытия Бога. 1. Доказательство от цепи источников движения (перводвигатель). 2. Доказательство от цепи причин (первопричина). 3. Доказательство от необходимости. 4. Доказательство от степеней совершенства (абсолютное совершенство). 5. Доказательство от целесообразности.
Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не подразумевает существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога. Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью). (уровни существования: неорганические материалы, растительный мир, животный, человек и общество) Душа приобретает знания благодаря чувственному восприятию и интеллекту. Фома Аквинский полагал, что разум является высшей из человеческих способностей. Разум выше воли. Видел в воле практический разум, т. е. разум, направленный на руководство человеческими поступками. Однако он делает оговорку, что в повседневной жизни любовь к Богу важнее, чем познание Бога. Отрицал врожденные идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным «чистая доска». Однако людям прирожденны «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом. Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога. Вера выше разума. Теобицея – борьба добра и зла. Добро- творение мира, бытие. Зло – небытие, человек делает зло. Это несовершенство добра. Но несовершенство дает единство
Фома полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии. Церковную власть Фома ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага; однако для реализации этой задачи необходима помощь высших сил и благодати.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.008 с.) |