Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Кафедра государственного, муниципального управления и права
Утверждена
ученым совета Северо-Кавказского института РАНХиГС
(в составе ОП ВО)
протокол № 1
от 28 августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.1.Б 5 «ПОЛИТОЛОГИЯ»
по направлению подготовки
Государственное и муниципальное управление»
направленность (профиль)
«Государственное административное управление», «Государственное регулирование рыночной экономики»
квалификация выпускника
академический бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Пятигорск, 2015
Автор (ы)-составитель(и) канд. полит. наук, доцент Агеева Е.А.
(ученая степень, ученое звание, должность) (подпись) Ф.И.О.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой государственного, муниципального управления и права
Протокол от «27» августа 2015 г. №1.
Заведующий кафедрой государственного,
муниципального управления и права ________________Тимченко В.А.
____________
(наименование кафедры) (подпись) (ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины.. 4
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине. 4
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
4.Объем дисциплины.. 6
5. Содержание и структура дисциплины.. 7
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 20
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 34
8.Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 39
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 45
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 46
1. Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины «Политология» является овладение основами политологии как совокупностью концепций, понятий, методов и инструментов познания политико-социальной действительности и ориентиром решения долгосрочных задач.
К задачам освоения следует отнести:
- изучение особенностей политологии как самостоятельной научной дисциплины и учебного курса;
- изучение основных категорий общей политологии для последующего их применения при принятии управленческих решений;
- получение первичных знаний о возможностях проектирования и планирования общественно- политической процессов;
- обучение основам анализа процессов взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине
| ОК-6
| способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
| Знать:
З. 1. основы взаимодействия в коллективе с полиэтничным, поликультурным и поликонфессиональным составом;
З. 2. основные разновидности современных политических систем и режимов с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
| Уметь:
У. 1.определять политику как сферу общества, ее влияние на развитие общественных процессов и институтов в зависимости от социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
У. 2. уметь проводить сравнительный анализ современных политических систем и режимов с учетом культурных особенностей каждой из них.
| Владеть:
В.1. знанием «о мире политического» в его соотнесенности с гражданским обществом, экономикой, социальной и культурной системами;
В.2. инструментарием анализа проблем, относящихся к человеческому измерению политики, специфике политической социализации личности, политической этике;
В.3. критериями и методами гуманизации политики, общего блага и индивидуального интереса с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
| ПК-6
| владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
| Знать:
З.1. теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политического знания, его экспертные, прогностические и иные функции;
З.2. понимать роль политической науки в подготовке и обосновании политических и управленческих решений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
| Уметь:
У.1. выделять институциональные и внеинституциональные аспекты политики, рациональные и нерациональные подходы к принятию и реализации политических решений;
| Владеть:
В. 1. способностью и готовностью к анализу и прогнозированию внутриполитических процессов, оценке экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
В.2.навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды.
|
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Политология (Б1. Б.5) относится к базовой части учебного плана направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина преподается во 2 семестре для студентов очной и заочной форм обучения.
Политология базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения в 1 семестре «Истории» (Б1. Б.1) и «Философии» (Б1. Б.2). Изучается параллельно с дисциплинами базовой части учебного плана: «Основы права» (Б1.Б.7), «Теория управления» (Б1.Б.14) и «Социология» (Б1.Б.6), изучаемых во 2 семестре. В связи с этим, в процессе изучения политических процессов и явлений в первую очередь используется системный подход с учетом теорий рационального выбора, теорий среднего уровня, диалектических и синергетических знаний.
Политология является базовой дисциплиной для таких курсов, относящихся к базовой части учебного плана, как «Основы государственного и муниципального управления» (Б1.Б.10), и вариативной части: «Геополитика» (Б1.В.ОД.6) (3 семестр), «Политическое управление» (Б1.В.ОД.9) (7 семестр), «Принятие и исполнение государственных решений» (Б1.В.ОД.19) (8 семестр), а также для дисциплины по выбору «Связи с общественностью в органах власти» / «PR в органах власти». (Б1.В.ДВ.19) (5 семестр).
4.Объем дисциплины
Таблица 2.
Объем дисциплины
Вид учебных занятий и самостоятельная работа
| Объем дисциплины, час.
| Всего
| Семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| форма
| Зачет
|
| Зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
| час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| 108/3
|
| 108/3
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заочная форма обучения
|
| Курс
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
| практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
| контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся (СР)
| 96
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| форма
| зачет
| зачет
|
|
|
|
| час.
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | Примечание 3 - семестр - для очной, курс - для заочной формы обучения
5. Содержание и структура дисциплины
Таблица 3.
Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование тем (разделов)
| Содержание тем (разделов)
| Коды компетенций
| Коды ЗУН (в соответствии с табл.1)
| Раздел 1. Политология как наука
|
|
| Тема 1.
| Введение в политологию, ее предмет и место среди других социальных наук.
| Обоснование мира политического. Происхождение политологии. Предметная дифференциация наук о политике: философия политики, политическая социология, этнополитология, геополитика, политическая антропология, политическая психология. Политология как наука о политике и власти, закономерностях развития политических отношений, систем.
Место роль политологии и в системе общественных наук и в обществе. Функции политологии. Взаимоотношение политологии и др. общественных наук – философии, истории, социологии, экономической теории.
| ОК-6
ПК-6
| З.1, У.1, В.1
З.1, У.1, В.1
| Тема 2.
| Политика как феномен и процесс.
| Определение политики. Основные подходы к определению политики. Роль и место политики в развитии общества. Субъекты политики, их классификация. Структура политической сферы: субъект и объект, полит. отношения, полит. интересы, полит. сознание, полит. деятельность. Функции политики (структурно-функциональный анализ политики)
Взаимосвязь политической сферы общества с экономической, социальной и духовной сферами.
| ОК-6
| З.1, У.1, В.1
| Тема 3.
| История зарубежных политических учений.
| Постулаты политической философии античности. Основные формы политического устройства по Платону и Аристотелю. Классификация существующих форм правления. Концепция Марка Тулия Цицерона о государстве. Введение им понятия республики – юридического обоснования сосуществования людей.
| ОК-6
| З.2, У.1, В.3
| Тема 4.
| Рациональные концепции политики (XV – XXI вв.)
| Иерократическое государство средневековья. Христианская политическая теология Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
Освобождение политической мысли от философии и религии в эпоху Возрождения. Творчество Н. Макиавелли. Средневековый конституционализм. Идея о государственном суверенитете.
Начало формирования гражданского общества. Основные концепции гражданского общества. Сущность, признаки и структура гражданского общества. Гражданское общество как сообщество свободных владельцев собственности. Горизонтальные связи в гражданском обществе. Плюрализм мнений, интересов и отправлений власти. Место гражданского общества в различных политических режимах. Парадоксы теории общественного договора Т. Гоббса. Идея свободы и индивидуализма в творчестве Б. Спинозы. Либерализм Дж. Локка. Историцизм, теория разделения властей в трудах Ш.-Л. Монтескье. Теория разделения властей.
XVIII век – век Просвещения. Творчество просветителей. Переустройство мира, реформы, отход от идеи божественного предопределения государства и общества. Понятие толерантности. Творчество Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, А. де Токвиля, Дж. Милля. Теория демократии.
Политические теории XIX века. К. Маркс: Теория общественной собственности. Отчуждение и эмансипация. Понимание господства по К. Марксу. М. Вебер: понимание власти. Изучение роли политиков и чиновников в функционировании государства. Понимание господства и авторитета по М. Веберу.
Основные направления современной политической мысли. Методология современной политической науки. Неоинституционализм (постбихевиоризм). Характеристики американской, английской, французской, немецкой, итальянской политологической школы.
| ОК-6
| З.2, У.1, В.3
| Тема 5.
| Российская политическая традиция.
| Основные политические концепции формирования Российского государства и Советского государства IX-XX вв. Состояние политической науки в современной России. Российский либерализм и консерватизм. Теологические аспекты российской политической мысли.
| ОК-6
| З.2, У.1, В.3
| Тема 6.
| Современная российская политологическая школа.
| Формирование российской политологической школы. Основные категории современной политической науки.
| ОК-6
| З.2, У.1, В.3
| Раздел 2. Институциональные аспекты политики.
|
|
| Тема 1.
| Политическая власть и властные отношения.
| Подходы к определению политической власти. Власть в виде запретов и табу, современные интерпретации власти. Власть и безвластие. Власть как общественное явление. Проявление власти в структуре политических и общественных институтов.
Признаки политической власти. Определение ресурсов власти и рассмотрение ресурсов власти с точки зрения областей их применения. Многообразие ресурсов политической власти. Теория обмена П. Блау.
Политическое господство, политический авторитет. Власть и бюрократия. Легитимация власти и политическая легитимность власти. Типы легитимности по М. Веберу. Взаимосвязь легитимности и эффективности политической власти. Теория эффективности политической власти по С. Липсету.
| ОК-6
| З.2, У.1, В.2
| Тема 2.
| Политические и общественные институты.
| Институт как основной объект политологического знания. Актуальные проблемы формирования, функционирования и развития институтов. Общественные отношения и общественные институты. Проблема управления общественными отношениями. Государственно-частное партнерство и социальное партнерство как виды общественного института.
Политический институт: особенности, признаки. Проблемы формирования и развития политических институтов в современной России.
Взаимосвязь институтов гражданского общества и государства. Понятие и типы некоммерческих организаций (НКО). Основные направления взаимодействия НКО и органов государственной власти.
Специфика взаимодействия государства и гражданского общества в России.
Понятие партийной системы. функционирование тех или иных партийных систем. Феномен многопартийности в современной России. Хронология становления многопартийности в России. Характер и основные направления деятельности партий в России. Идеологический спектр политических партий в РФ.
| ОК-6
ПК-6
| З.2, У.1, В.1
З.2, У.1, В.1
| Тема 3.
| Государство как субъект политики и политический институт.
| Причины возникновения и концепции происхождения государства. Образование суверенных государств-наций.
Понятие государства в узком и широком смыслах. Обоснование государства как ядра политической системы. Понятие государственного устройства. Сущность федерализма. Форма государственного устройства в РФ. «Плюсы» и «минусы» российского федерализма.
Понятие формы правления. Классификация форм правления. Основные институты власти и управления в монархии и в республике. Их роль и функции. Феномен президенциализма в Российской Федерации.
| ОК-6
ПК-6
| З.2, У.2., В.1
З.2, У.1, В.1
| Тема 4.
| Основы политико-административного управления.
| Сущность политико-административного управления. Дихотомия политического и управленческого аспектов общественного развития. Определение политико-административного цикла. Акторы и объекты политико-административного цикла. Технологии политико-административного управления. Современные особенности политико-административного управления в России.
| ПК-6
| З.1, З.2, У.1, В.1
| Тема 5.
| Политическая система и политический режим.
| Понятие политической системы. Особенности существования политических систем. Факторы, влияющие на определение той или иной политической системы. Институциональный, структурно-функциональный, элитарный подходы к изучению политических систем.
Понятие элемента политической системы.
Политическая система по Д. Истону, Г. Алмонду. Требования и поддержка как импульсы, влияющие на действие политической системы. Политические субъекты в системе.
Основные функции (возможности) политической системы.
Типология политических систем. Классовый, территориально-культурный, режимный подходы к типологии систем. Роль системного подхода в изучении и объяснении государственного управления. Политический режим: понятие и подходы к пониманию. Классификация и сравнение политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
| ОК-6
ПК-6
| З.2, У.2., В.1
З.2, У.1, В.1
| Тема 6.
| Демократический политический режим: традиции и современность.
| Формы развития демократии. Демократия в полисе. Либерально-представительская концепция демократии по Т. Гоббсу, Дж. Локку, Монтескье. Развивающая демократия Ж.-Ж. Руссо, модель отмирания государства, демократия и коммунизм по К. Марксу. Модели современных демократий.
Понятие демократических транзитов. «Волны» демократизации. Условия демократии. Консолидация демократии.
| ПК-6
| З.1, З.2, У.1, В.1
| Раздел 3. Идеологические и культурные аспекты политики.
|
|
| Тема 1.
| Личность как субъект политики. Политическое лидерство и политические элиты.
| Человеческий фактор в политике: с точки зрения политического развития общества в целом и его институтов в частности. Социальные функции политики. Индивидуальный, групповой и волевой аспекты проблемы личности в политической науке. Основные концепции личности в политической науке. Макро- и микроуровень политического участия. Права человека: история и современность. Гражданские, политические и социально-экономические права человека. Нарушение и защита прав человека и гражданина.
Сущность понятий лидер и лидерство. Специфика феномена лидерства с точки зрения политики. Типы лидеров. Теории политического лидерства.
В. Парето, Г. Моска о политической элите. «Железный закон олигархии» Р. Михельса. Современные теоретические аспекты изучения политических элит. Рассмотрение политической элиты как относительно самостоятельной, привилегированной группы политических деятелей и высших руководителей государства и общества. Способы рекрутирования элит. Профессиональные, социальные и психолого-личностными качества представителей политической элиты.
Некоторые аспекты формирования политических элит в современной России.
| ОК-6
| З.2, У.1, В.2, В.3
| Тема 2.
| Политическое сознание. Политическая культура.
| Аксиологический и бихевиористский подходы к изучению полит. сознания. Массовое и индивидуальное политическое сознание. Особенности формирования политического сознания. Культура и политическая культура как продукты естественноисторического развития общества. Понятие и функции политической культуры.
Основные подходы к изучению политической культуры. Г. Алмонд и С. Верба об особенностях политической культуры. Понятие гражданской культуры. Политическая культура и политическое участие. Политическая культура как один из факторов стабильности политической системы.
Типология политических культур.
| ОК-6
| З.1, У.1, В.2, В.,3
| Тема 3.
| Политическая идеология. Основные идеологические течения.
| Политическая идеология как форма политического сознания. Сущность и функции политической идеологии, ее роль в истории функционирования государств и в современном обществе.
Основные идеологические течения современности. Общие характеристики и отличия либерализма (неолиберализма), консерватизма (неоконсерватизма), социализма, социал-демократии, христианской демократии, коммунизма. Национальные идеологии. Особенности современных идеологических конструкций в российском партогенезе.
| ОК-6
ПК-6
| З.2, У.2, В.1
З.2, У.1, В.1
| Раздел 4. Процессуальность политики.
|
|
| Тема 1.
| Политические отношения и политический процесс. Политический конфликт.
| Условия возникновения политических отношений. Политические интересы как фактор возникновения политических отношений. Центробежные и центростремительные силы групповой политической консолидации. Отношения, складывающиеся по поводу завоевания, удержания и использования политической власти, форм и методов ее осуществления. Динамика политических отношений.
Различные подходы к понятию категории «политический процесс». Развертывание политики во времени и пространстве. Политическая система, политические институты, организованные и неорганизованные группы людей, индивиды как субъекты политического процесса. Фазы процесса принятия политических решений.
Типология политических процессов. Стабильные и нестабильные политические процессы. Современный внутриполитический процесс в РФ. Понятие политического развития. Формы и виды политического развития.
Развитие понятия политическая модернизация. Этапы развития модернизации традиционных государства. «Успехи» и «провалы» модернизации. Вестернизация.
| ОК-6
ПК-6
| З.1, У.1, В.2, В.3
З.1, У.1, В.1
| Тема 2.
| Национально-государственные интересы России в современном геополитическом пространстве.
| Основы геополитики. Геополитические особенности современной российской политики.
Понятие и сущность глобализации. Вопрос включения России в комплекс мирохозяйственных связей. Политическая модернизация России как фактор политического развития.
Россия и международные организации.
Россия и международные конфликты.
Международный терроризм и меры, принимаемые российскими политиками по решению проблем, связанных с терроризмом.
Современная методология познания политической реальности. Анализ политических процессов. Субъекты и объекты анализа политических процессов.
| ПК-6
| З.2, У.1, В.1,
| Тема 3.
| Методология познания политической реальности. Политический анализ и прогнозирование.
| Понятие и особенности политического прогнозирования. Методология и организация прогнозирования. Характеристика методов политического прогнозирования. Политический прогноз и сценарий возможного развития ситуации. Субъекты и объекты прогнозирования. Особенности политического прогнозирования.
Типология прогнозов. Концепты составления прогнозных сценариев.
| ПК-6
| З.2, У.1, В.1,
|
Таблица 4.
Структура дисциплины
№ п/п
| Наименование тем (разделов)
| Объем дисциплины, час.
| Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
| Всего
| Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
| СР
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
| Очная форма обучения
| Тема 1
| Введение в политологию, ее предмет и место среди других социальных наук.
|
|
|
|
|
|
| опрос (О)
| Тема 2
| Политика как феномен и процесс.
|
|
|
|
|
|
| диспут (Д)
| Тема 3
| История зарубежных политических учений.
|
|
|
|
|
|
| коллоквиум (К)
| Тема 4
| Рациональные концепции политики (XV – XXI вв.)
|
|
|
|
|
|
| эссе (Э)
| Тема 5
| Российская политическая традиция.
|
|
|
|
|
|
| Тестировании (Т)
| Тема 6
| Современная российская политологическая школа.
|
|
|
|
|
|
| реферат (Р)
| Тема 7
| Политическая власть и властные отношения.
|
|
|
|
|
|
| контрольная работа (КР)
| Тема 8
| Политические и общественные институты.
|
|
|
|
|
|
| опрос (О)
| Тема 9
| Государство как субъект политики и политический институт.
|
|
|
|
|
|
| диспут (Д)
| Тема 10
| Основы политико-административного управления.
|
|
|
|
|
|
| коллоквиум (К)
| Тема 11
| Политическая система и политический режим.
|
|
|
|
|
|
| эссе (Э)
| Тема 12
| Демократический политический режим: традиции и современность.
|
|
|
|
|
|
| тестировании (Т)
| Тема 13
| Личность как субъект политики. Политическое лидерство и политические элиты.
|
|
|
|
|
|
| реферат (Р)
| Тема 14
| Политическое сознание. Политическая культура.
|
|
|
|
|
|
| контрольная работа (КР)
| Тема 15
| Политическая идеология. Основные идеологические течения.
|
|
|
|
|
|
| эссе (Э)
| Тема 16
| Политические отношения и политический процесс. Политический конфликт.
|
|
|
|
|
|
| Тестировании (Т)
| Тема 17
| Национально-государственные интересы России в современном геополитическом пространстве.
|
|
|
|
|
|
| реферат (Р)
| Тема 18
| Методология познания политической реальности. Политический анализ и прогнозирование.
|
|
|
|
|
|
| контрольная работа (КР)
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
|
| Форма
| Зачет
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
| Заочная форма обучения
рма обучения
| Тема 1
| Введение в политологию, ее предмет и место среди других социальных наук.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2
| Политика как феномен и процесс.
|
|
|
|
|
|
| опрос (О)
| Тема 3
| История зарубежных политических учений.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4
| Рациональные концепции политики (XV – XXI вв.)
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5
| Российская политическая традиция.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6
| Современная российская политологическая школа.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7
| Политическая власть и властные отношения.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8
| Политические и общественные институты.
|
|
|
|
|
|
| эссе
| Тема 9
| Государство как субъект политики и политический институт.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10
| Основы политико-административного управления.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 11
| Политическая система и политический режим.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 12
| Демократический политический режим: традиции и современность.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 13
| Личность как субъект политики. Политическое лидерство и политические элиты.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 14
| Политическое сознание. Политическая культура.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 15
| Политическая идеология. Основные идеологические течения.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 16
| Политические отношения и политический процесс. Политический конфликт.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 17
| Национально-государственные интересы России в современном геополитическом пространстве.
|
|
|
|
|
|
| Кейс-стади
| Тема 18
| Методология познания политической реальности. Политический анализ и прогнозирование.
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
|
| Форма
| Зачет
|
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
|
| Примечание 4 - формы текущего контроля успеваемости опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного, практического (семинарского) типов, к лабораторным работам (практикумам по темам (разделам) дисциплины
|