Уровень
| Параметры наблюдения
|
Создание познавательной атмосферы урока
| Применяемые методы обучения
| Организация деятельности уч-ся
| Учебное взаимодействие учителя и учеников
| Речь педагога и ее значение на уроке
| Воспитывающая сторона занятия
| Контроль и коррекция деятельности
| Результативность занятия
| Балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пассивный
| 1.Не прослеживается содержательная логика урока
2.Темп урока невысок
3.Учитель «привязан» к конспекту, не импровизирует
4.Атмосфера не настраивает на активную уч. работу
| 1.На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации
2.Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся
| 1.Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись)
2.Уч-ся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности.
| 1.Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать
2.Учитель не настроен на учебное сотрудничество с уч-ся, взаимод. основано на дисциплинарных ролях
| 1.Монологи учителя не отличаются образованностью, богатством примеров
2.Вопросы, носят репродуктивный характер
3.Речевая деятельность не выполняет основной коммуникатив-ной функции
| 1.Учитель не ставит перед собой и перед уч-ся воспитывающих целей
2.Не принимает во внимание эстетику помещения
3.Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений
| 1.Контролирующая функция не выполняется в системе
2. У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУНа
3. Ответы уч-ся не комментируются
4.Контроль формальный, а не содержательный
| 1.Изучаемый материал не усвоен большей частью уч-ся
2. Школьники не приобрели или не закрепили имеющиеся ЗУНы
3.Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на уч-ся
|
|
Ситуативный
Ситуативный
| 1.Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью
2.Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий
3. Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке
| 1. Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы
2. Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения
| 1. Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока)
2. Уч-ся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому
3. Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий
| 1. Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом
2. Совместная деятельность происходит только под патронажем педагога
3. Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности
4. В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся
| 1. Педагог «зациклен» на привычном тексте
2. Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер
3. Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу уч-ся
| 1. Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока
2. Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения
| 1. Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока
2. Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска решении й проблемы
| 1. Материал усвоен фрагментарно или только отдельной группой уч-ся
2. На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы
3. Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере
|
|
Активный
Активный
| 1. Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом
2.Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы
3. Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время
для введения
нестандартных учебных ситуаций
| 1. Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию
| 1. Активность уч-ся адекватна запросам учебного процесса
2. Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя
3. Разнообразные виды задания обеспечивают
занятость всех
школьников с
учетом способностей
| 1. Чувствуется обработанность системы учебных действий между учителем и учащимися
2. Ученики охотно вступают в диалог
3. Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей
4. Учащимися признается и принимается
активная, инициирующая позиция педагога
| 1. Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму
2. Речь выразительная, богата, формулировки вопросов побеждают к учебному диалогу
3. Речь выступает
как одно из организующих начал продуктивного урока
| 1. Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе
2. Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу
3. Усваиваются знания и поведенческие навыки,
необходимые учащимся для успешной социализации в обществе
| 1. Контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока
2. Ответам уч-ся дается краткая характеристика, оценка обосновывается
3. Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала
| 1. Основной материал усвоен уч-ся в объеме, достаточном для первичного освоения
2. Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях
3. Закреплен позитивный воспитывающий эффект
занятий как в содержании, так и в форме организации урока
|
|
Творческий
| 1. Урок проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме
2. В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех
| 1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей
2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания
3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся
| 1. Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах)
2. Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками
| 1. Педагог поощряет инициативу уч-ся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия
2. Учителем и уч-ся совместно создаются возможности для самореализации личности
| 1. Речь учителя обогащает учебный материал
2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации
3. Эмоционально-интеллектуаль-ная насыщенность речи поддерживает
Познаватель-ную активность уч-ся, побуждает к творчеству
| 1. Учитель (манера поведения, речь, профессиональ-ные умения) служит позитивным примером для подражания
2. Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения
3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот
| 1.В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность уч-ся
2. Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля
3. Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знаний критериев оценок, навыках самоанализа рефлексии
| 1. Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения
2. Учащиеся получили стимул к самостоятель-ной познаватель-ной деятельности
3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия
нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)
|
|
|