Новокузнецкий филиал - институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новокузнецкий филиал - институт



НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ - ИНСТИТУТ

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА

 

 

В.Г. Чуркин, А.В. Порохин

методика выполнения

контрольной работы

по бизнес-планированию

 

Н о в о к у з н е ц к

2002

1. Назначение контрольной работы

Выполнение контрольной работы - элемент учебного процесса, по­могает студенту закрепить и углубить полученные на лекциях и семи­нарских занятиях знания, а также подытожить индивидуальное освое­ние материалов курса.

Студенты заочного отделения выполняют контрольную работу на материалах организаций, где они работают или проходят практику. На качество контрольной работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных предприятия, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовки и написании контрольной работы.

2. Структура контрольной работы

1 Титульный лист

2 Задание на выполнение контрольной работы

3 Содержание контрольной работы

4 Резюме

5 История развития организации

6 План маркетинга

6.1 Анализ положения дел в отрасли

6.2 Анализ конкуренции

6.3 Анализ рынка сбыта

7 Производственный план

7.1 Техника и технология

7.2 Кадры

7.3 Издержки производства

7.4 Прогноз объема производства и реализации продукции

8 Организационный план

8.1 Организационно-правовая форма

8.2 Организационная структура управления

9 Оценка риска проекта

10 Финансовый план

10.1 Расчет себестоимости единицы продукции

10.2 Счет прибылей и убытков

10.3 Баланс доходов и расходов

10.4 Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия

10.5 расчёт эффективности бизнес-проекта

10.6 Прогнозный баланс движения денежных средств

11 План исследований и разработок

12 Приложения

13 Список использованных источников

3. Содержание контрольной работы

Пример оформления титульного листа (1) приведён в приложении 1.

Пример оформления задания на выполнение контрольной работы (2) приведён в приложении 2.

Содержание (3) включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номера страниц, с которых они начинаются.

Резюме (4)

Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел студент.

Структура резюмедолжна состоять из трех частей:

ü введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;

ü основное содержание, сжатое описание всех ключевых эле­ментов бизнес-плана и его основных частей: род деятельно­сти, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финан­сирования и т. д.;

ü заключение, суммирует факторы будущего успеха организации.

Для составления резюме чрезвычайно важно правильное пред­ставление о его резюме. Резюме должно быть кратким, лучше, если резюме поместится на одной странице. Резюме – это ключевая часть документа, "продающая" его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привле­кать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельно­сти и запросов потенциальных инвесторов.

История развития организации (5)

Данный раздел составляется в том случае, если организация уже существует и прошла определённый путь развития.

Раздел должен рассказать о том, когда основана организация, ка­ковы основные этапы её развития, какие продукты (услуги) были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в раз­витии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.

Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. Лучше, если это будет сдела­но в количественных показателях.

План маркетинга (6)

Анализ конкуренции.

Конкурентный анализ включает два основных этапа:

ü определение главных конкурентных сил в отрасли;

ü формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.

После выбора конкурентной стратегии необходимо ответить на следующие вопросы:

ü Как лучше реализовать ее?

ü Нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.)?

ü Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии?

ü Нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет о уже действующем предприятии)? Если традиционный ры­нок дополняется новым, то на каком из них нужно сфоку­сироваться?

ü Возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции фирмы (это также вопрос для уже работающего предприятия)?

Анализ конкуренции рекомендуется проводить по следующей схеме (рис. 1):

Рис. 1

Доля рынка и уровень прибыли определяются тем, насколько эффективно организация противодействует следующим конкурентным силам:

ü проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;

ü угрозе со стороны товаров-заменителей;

ü организациям-конкурентам, уже закрепившемся на отраслевом рынке;

ü воздействию продавцов (поставщиков);

ü воздействию покупателей (клиентов).

Анализ рынка сбыта.

Исследование рынка сбыта очень важно для определения конкурентоспособности вашего товара (продукта или услуги), который вы намерены производить. Объясните и докажите, почему потребители должны переключиться в своих предпочтениях на вас. Например, из-за меньшей цены? Каковы в настоящее время спрос и предложение на товар, который Вы будете производить? Какую долю рынка Вы предполагаете занять и за счёт чего? Что, из того чего нет у конкурентов, предлагаете вы? Каковы ваши планы по привлечению широкого круга покупателей? Помните, что "держать все яйца в одной корзине" является довольно рискованным делом.

Таблица 2 - Предполагаемые объемы сбыта, шт.

Наименование товара Месяцы ИТОГО
                       
                             
                             

Приведите в систему Вашу маркетинговую тактику на начальный период.

Таблица 3 - Программа на 1 год

Цель Задача Методы Контрольные показатели
       
       

Производственный план (7) Необходимые ресурсы. Основная ошибка начинающих предпринимателей состоит в том, что основными затратами при создании нового бизнеса они считают затраты на приобретение оборудования и расходных материалов. На это действительно часто необходимы большие финансовые ресурсы, но зачастую все мелкие траты значительно перевешивают затраты на приобретение оборудования. Создавая собственное дело, помните, что деньги придется вкладывать не только в производство продукции, но и в ее реализацию. Иначе создав хорошую продукцию или действительно нужную услугу, Вы будете пассивно ждать, когда же клиенты сами пойдут к Вам (объявления в средствах массовой информации нельзя считать активным поиском клиентов).

Для начала разбейте все предстоящие затраты на две части: единовременные (разовые) и текущие.

Единовременные:

- расходы, которые Вам придется понести в подготовительный период, до начала реализации товара (услуги), к ним можно отнести:

организационные:

P расходы на подготовку учредительных документов;

P расходы по регистрации;

P оплату Разрешений пожарной инспекции, санэпидстанции, торгового отдела городской администрации;

P расходы на регистрацию кассового аппарата;

P внесения 50% уставного капитала (на банковский счет);

производственные:

P оплата коммунальных услуг, услуг ГТС;

P приобретение кассового аппарата;

P приобретение канцелярской (офисной) мебели, оргтехники, сейфа, канцтоваров и т.д.;

P расходы на аренду или приобретение помещения в начальный период;

P расходы, связанные с ремонтом помещения (если таковой необходим);

P расходы, связанные с покупкой, транспортировкой и монтажом производственного (торгового) оборудования и приспособлений;

Таблица 4 - Поставщики оборудования

Вид оборудования Марка Кол-во шт. Изготовитель (Поставщик) Условия поставки Стоимость с ТЗР тыс. руб.
Оборудование №1          
Оборудование №2          

P погрузочно-разгрузочные расходы;

P оплата гарантийного обслуживания;

P установка и обслуживание охранно-пожарной сигнализации;

P оплата транспортных расходов в подготовительный период;

P для торговой организации - расходы по приобретению первой партии товара (для этого рассчитать: размер партии, среднюю скорость реализации, процент рентабельности, объем закупаемой партии товара при нулевой рентабельности, срок поставки (время согласования размеров партии, стоимости, условий оплаты, условий доставки, срока доставки, срока прохождения платежа)), дату следующего приобретения товара и т.д.;

P для производственной фирмы - приобретение материалов для производственной деятельности + складской запас на непредвиденный случай (срок в днях на подтверждение срыва поставки + количество дней для согласования поставки от другого поставщика + время прохождения платежных документов + время оформления документов, погрузка, отправка + время в пути + разгрузочные работы, доставка на склад и умножить на дневной расход материалов);

P расходы на рекламу;

P непредвиденные.

трудовые:

P оплату консультаций юриста, бухгалтера и т.д.;

P командировочные расходы;

P оплату труда персонала в начальный период (в начальный период работники получают фиксированную заработную плату);

Ежемесячные (текущие) расходы:

P стоимость материалов, затраченных на производство Вашего товара или закупленного товара с ТЗР[1];

Таблица 5 - Поставщики сырья, товара

Вид сырья ед. изм. Цена, руб. Объем в месяц Изготовитель (Поставщик) Условия поставки Стоимость с ТЗР тыс. руб.
Сырье №1 (вариант 1)            
Сырье №1 (вариант 2)            
и т.д.

P торговые издержки;

P реклама;

P ФЗП[2];

P канцелярские расходы (бумага, почтовые конверты, ручки, карандаши, картриджи для копировальной техники и др.);

P арендная плата;

P коммунальные услуги, телефон, уборка помещений (приспособления, моющие средства) - в том случае, если оплата коммунальных услуг не входит в арендную плату;

P расходы по страхованию Вашего бизнеса;

P транспортные расходы;

P амортизация основных фондов;

P расходы по ремонту оборудования;

прочие расходы.

Оцека риска проекта (9)

Значение данного раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Оценка проводится по стадиям проекта; подготовитель­ной, строительства и функционирования. После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющих его уменьшить.

По характеру воздействия риски делятся на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой.

Простые риски определяются полным перечнем не пересекаю­щихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других. В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков.

Второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска по всей их совокупности.

Третьей задачей является оценка вероятностей наступления события, относящихся к каждому простому риску.

Четвертая задача — подсчет риска по каждой группе простых рисков.

Ниже приведенные таблицы содержат примерные перечни простых рисков по стадиям:

 

Таблица 8 - Подготовительная стадия

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль
Удалённость от транспортных узлов Дополнительные затраты на создание подъездных путей
Удалённость от инженерных сооружений Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла, воды
Отношение местных властей Возможность введения ими дополнительных ограничений, усложняющих реализацию проекта
Доступность подрядчиков на месте Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика
Наличие альтернативных источников сырья Опасность завышения цен при монопольном положении поставщика

Таблица 9 - Строительная стадия

Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль
Платёжеспособность заказчика Увеличение объёма заёмных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов
Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции Увеличение объёма заёмных средств
Недостатки проектно-изыскательских работ Рост стоимости строительства, затяжка с вводом мощностей
Несвоевременная поставка комплектующих Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику
Недобросовестность подрядчика Увеличение сроков строительства

Таблица 10 - Стадия функционирования: финансово-экономические риски

Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентами Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Платёжеспособность потребителей Падение продаж
Рост цен на сырьё, материалы и перевозки Снижение прибыли из-за роста цен
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредита

Таблица 11 - Стадия функционирования: социальные риски

Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы Увеличение затрат на комплектование
Угроза забастовки Штрафы за нарушение договоров
Отношение местных властей Дополнительные затраты на выполнение их требований
Недостаточный уровень зарплаты Текучесть кадров, снижение производительности
Квалификация кадров Снижение ритмичности, рост брака, увеличение аварий
Социальная инфраструктура Рост непроизводственных затрат

Таблица 12 - Стадия функционирования: технические риски

Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль
Изношенность оборудования Увеличение проектов и затрат на ремонт
Нестабильность качества сырья Уменьшение объёмов производства и материалов из-за переналадки оборудования, снижение качества продукта
Новизна технологий Увеличение затрат на освоение, снижение объёмов производства
Недостаточная надёжность Увеличение аварийности технологий
Отсутствие резерва мощности Невозможность покрытия пикового спроса, потери производства при авариях

Таблица 13 - Стадия функционирования: экологические риски

Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль
Вероятность залповых выбросов Увеличение непредвиденных затрат
Выбросы в атмосферу Затраты на очистное оборудование
Близость населённого пункта Увеличение затрат на очистные сооружения и экологическую экспертизу проекта
Вредность производства Рост эксплуатационных затрат
Складирование отходов Удорожание себестоимости

 

Оценка риска проводится по 100 бальной системе тремя независимыми экспертами (0 - Риск несущественен; 25 - скорее всего не реализуется; 50 - о наступлении события ничего сказать нельзя; 75 - вероятней всего появиться; 100 - риск наверняка реализуется).

Таблица 14 - Оценка риска экспертами

Простые риски Эксперты Средняя Вероятность (V)
      (1+2+3)/3
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

По степени значимости все риски делятся на две группы: приоритетные и неприоритетные. Определяется число рисков по группам: М1 = x, М2 = у.

 

Таблица 15 - Определение приоритетных и неприоритетных рисков

Простые риски Средняя вероятность (V) Приоритет
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Затем определяются веса групп с наименьшим приоритетом по формуле:

 

, где

 

f – соотношение весов первого и последнего приоритета,

k – номер приоритета (2).

При этом Wк = W2

Затем определяется вес первой группы по формуле:

 

 

после определяются веса простых рисков в данной приоритетной группе по формуле:

 

 

Используя вероятностные оценки рисков, полученные экспер­тами, можно определить балльные оценки наступления рисков по формуле:

 

, где

R – бальная оценка по всем рискам.

Таблица 16 - Веса рисков в группах и их бальная оценка

Простые риски Средняя вероятность (V) Вес риска (W) Баллы (W V)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
ИТОГО      

 

 

Принимая показатель ИТОГО за 100 баллов, находятся значения рисков в баллах и определяется их ранг:

Таблица 17 - Значения рисков и их ранжирование

Простые риски Значение риска в баллах Ранжирование
     
     
     
     
     
     
     
     
     

По результатам выявляется риски, которые представляют наибольшую опасность и предлагаются меры по их предотвращению.

Финансовый план (10)

Приложение 2

Форма задания на контрольную работу

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Задание

Приложение 3

Пример оформления содержания контрольной работы

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 4

Резюме бизнес-плана 5

История развития ООО «Восток» 7

Анализ положения дел в угольной отрасли 7

Анализ конкуренции 9

Анализ рынка сбыта 10

Производственный план предприятия ООО «Восток» 11

Техника и технология добычи угля открытым способом 11

Кадры 12

Издержки производства 13

Организационный план ООО «Восток» 14

Организационно-правовая форма 14

Организационная структура управления 15

Оценка риска проекта добычи угля открытым способом 16

Финансовый план ООО «Восток» 19

Расчет себестоимости единицы продукции 19

Прогноз объема производства и реализации продукции 20

Счет прибылей и убытков 21

Баланс доходов и расходов 22

Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия 23

План исследований и разработок ООО «Восток» 24

Список использованных источников 25

Приложения 26

 

 

Приложение 4

Пример оформления таблиц

 

Таблица 2.1

Основные показатели промышленности г. Новокузнецка

Показатели       I полугодие 1999 г.
Индекс физического объема промышленной продукции в % к предыдущему году (I полугодию 1996) 83,7 100,5 93,1 87,0
Капитальные вложения по объектам производственного назначения в % к предыдущему году (I полугодию 1996)       69,6
Объем продукции в ценах, действовавших в соответствующем году, млрд. руб. 176,0 13662, 8 15461,0  
Прибыль (убыток) в действующих ценах, млрд. руб. 30,3 1071,1 -279,9 -459

 

 

Приложение 5

Пример оформления иллюстраций

Приложение 6

Пример оформления списка использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы статистика, 1998. – С. 248.

2 Акулёнок Д. Н. и др. Бизнес-план фирмы. – М.: Гном-пресс, 1997. –С. 88.

3 Бизнес-план / Под ред. Н. А. Колесниковой, А. Д. Миронова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 256.

4 Бизнес-планирование / Под ред. В. М. попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 672.

5 Бизнес-план: рекомендации по составлению. – М.: ПРИОР, 2001. – С. 304.

6 Буров В. П. и др. бизнес-план инновационного проекта. Методика составления. – М.: ЦИПКК АП, 1997. – С. 160.

7 Грибалёв Н. П. Игнатьева И. Г. Бизнес-план. – СПб.: Белл, 1994. – С. 160.

8 Бэнгз Д. руководство по составлению бизнес-плана – М.: Фин-пресс, 1998. – С. 256.

9 Волков И. М. Грачёва М. В. Проектный анализ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – С. 423.

10 Деловое планирование / Под ред. В. М. попова. – М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 368.

11 Макаревич Л. М. Бизнес-план для иностранного инвестора. – М.: Фин-пресс, 1998. – С. 208.

12 Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. – Новосибирск: Экор, 1994. – С. 155.

13 Марковский В. Л. И др. привлечение инвестиций в России. – СПб.: Б. С. К., 1997. – С. 89.

14 Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – М.: Ось-89. – С. 96.

15 Пивоваров К. В. Бизнес-планирование. – М.: Маркетинг, 2002. – С. 164.

16 Поляков В. Г., Маркова В. Д. Бизнес-планирование. – Новосибирск: Экор, 1993. – С. 80.

17 Самоукин А. И., Шишов А. Л. Теория и практика бизнеса. – М.: Русская деловая литература, 1998. – С. 320.

18 Сборник бизнес-планов / Под ред. В. М. попова. – М.: Кнорус, Гном и Д, 2000. – С. 360.

19 Сухова Л. Ф. Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 160.

20 Уткин Э. А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: АКАЛИС, 1997. – С. 96.

21 Циферблат Л. Ф. Бизнес-план. Работа над ошибками. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. Финансы и статистика, 1999. – С. 144.

22 Черняк В. З., Черняк А. В., Довдиенко И. В. Бизнес-планирование. – М.: Русская деловая литература, 2000. – С. 272.

 

 

Приложение 7

Пример оформления формул

 

(3.1)

где Квп - коэффициент валовой прибыли;

РП - объем реализации продукции;

С рп - себестоимость реализованной продукции.

 

(3.2)

где Сinv – цена привлечённого капитала;

kj – ставка привлечения финансового капитала (kj = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых;

Vj – объём привлечённых средств;

m – число источников привлечённых средств.

 

 


[1] Транспортно-заготовительные расходы (оплата транспорта, погрузочно-разгрузочных работ, охрана, страхование груза).

[2] Фонд заработной платы (сумма начисленной заработной платы и всех налогов на начисленную заработную плату для всех Ваших работников)

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ - ИНСТИТУТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.135 с.)