Процесс принятия решений и основные виды управленческих решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс принятия решений и основные виды управленческих решений.



Процесс принятия решений и основные виды управленческих решений.

Процесс управления состоит из управленческих функций, объединенных связующими процессами коммуникаций и принятия решений.

Принятие решений – основа управления организацией. Значительная часть деятельности управленцев связана именно с принятием решений. Работник организации может называться менеджером, только если он принимает управленческие решения или реализует их через других людей.

В широком смысле решение – выбор альтернатив. Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

Принятие решения – психологический процесс, в котором в разной степени присутствуют три момента: интуиция, суждение, рациональность.

Интуитивное решение – выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный. Интуиция играет большую роль в принятии решений, включает в себя предчувствие, проницательность, воображение. Интуитивный подход часто и успешно используется при решении относительно несложных проблем.

Решение, основанное на суждении – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Многие организационные проблемы часто повторяются, поэтому, исходя из здравого смысла, выбирается вариант решения, который принес успех ранее в аналогичной ситуации. Однако в новых, нестандартных ситуациях, опыт решения которых отсутствует, подход, основанный на суждениях, не будет эффективным.

Поэтому, если проблема новая, сложная, решения ее неочевидны, для повышения вероятности правильного выбора используют рациональный подходк принятию решений, который не зависит от прошлого опыта, и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Рациональное решение в управлении – это сложный систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов.

Американская школа управления в процессе рационального решения проблем выделяет пять этапов, хотя отмечает, что фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Американская школа: 1. Диагноз проблемы; 2. Формирование критериев и ограничений; 3. Выявление альтернатив; 4. Оценка альтернатив; 5. Окончательный выбор (каждый пункт описать всё просто)

Каждое управленческое решение имеет.

- субъект – лицо (группа лиц), которое принимает решение;

- объект – отдельный работник (группа работников), реализующих принятые решения;

- предмет – содержание решения.

Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Подходы к принятию решений.

Подходы к принятию решения. Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взве­шиванием «за» и «против» и не нуждается даже в понимании ситуа­ции. Просто человек делает выбор. Это то, что можно назвать озарени­ем или шестым чувством. Менеджерам часто приходится опираться на интуитивные суждения. Юридические нормы допускают, а до 80' руководителей заявляют, что им случалось решать серьезные про­блемы лишь благодаря неформальному диалогу в узком кругу и ин­туиции, которой обладают талантливые менеджеры.

Решение, основанное на суждениях — это выбор, обусловлен­ный знаниями, накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы прогнозиро­вать результат выбора в существующей ситуации. Опираясь на здра­вый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа организационного решения полез­но, поскольку многие ситуации в организациях часто повторяются. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде. Вот почему наниматели, как правило, придают большое значение опыту при найме на работу.

Поскольку решения на основе суждения принимаются в голове управляющего, они быстры и дешевы, опираются на здравый смысл, однако истинный здравый смысл встречается редко. Одно лишь суж­дение будет недостаточно для принятия решения, когда ситуация уникальна или очень сложна. Суждение невозможно в подлинно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основывать логический выбор.

Рациональные решения, в отличие от основанных на суждении, зависят от прошлого опыта. Они обосновываются с помощью объек­тивного аналитического процесса, описанного ниже.

Виды коммуникаций.

Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.

Существует несколько видов коммуникаций внутри организации:
межуровневые коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);
коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;
коммуникации «руководитель — подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;
коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы;
неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций — это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».

Коммуникационный процесс.

Коммуникационный процесс – обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми. Элементарная коммуникационная система представлена следующим образом:

Источник информации (отправитель) является и источником сообщения. Передатчик превращает сообщение в сигнал и передает его приемнику по коммуникационному каналу. Передатчиком может быть сам человек (его тело, голосовые связки), технические средства (телефон, радио, компьютер, телекс, телефакс и т.д.), химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердое вещество). В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода), различные технические устройства и приспособления. Когда начинается передача послания или сигнала, заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения. Канал выводит сигнал на приемник, фиксирующий получение данного сигнала и превращающий его обратно в сообщение, направляемое пользователю информации (получателю), который воспринимает послание, интерпретирует и оценивает его (так называемое раскодирование послания). Например, в устной речи источником информации является мозг; передатчиком – голосовые связки, коммуникационным каналом – воздух; приемником – ухо слушателя; пользователем – мозг слушателя.

Источник шума вносит искажения в сигналы сообщения. Шум – любой дополнительный сигнал, любое вмешательство в процесс коммуникации на любом участке, искажающее или создающее ошибки в передаче. Источники шума – средства коммуникационного процесса, организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости, централизация и т.д.). Примеры наличия шума: опечатки при наборе текста; звуковые ошибки в произношении; искажения в линиях связи; языковые ошибки; различия в восприятии; добавления к посланию (или сокращения) на различных уровнях. Шум присутствует всегда, поэтому искажение смысла сообщения возможно на каждом этапе процесса обмена информацией. Эффективный руководитель учитывает наличие шумов в коммуникационном процессе и пытается, по возможности, преодолевать имеющиеся шумы или снижать его уровень, передавать сообщение как можно точнее, использовать обратную связь, которая также является важным элементом коммуникационного процесса. Обратная связь – реакция получателя, показывающая отправителю, понято или непонято посланное сообщение. Хотя двусторонний обмен информацией происходит медленнее, чем односторонний, наличие обратной связи помогает преодолеть шумы и повышает эффективность обмена управленческой информацией.

 

 

Власть. Формы власти.

Известно, что управление – это умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Этот процесс осуществляет руководитель (менеджер).

Власть – это возможность влиять на поведение других. Она необходима в управлении потому, что руководитель зависит от людей, которые ему не подчиняются напрямую, т.е. он не может влиять на них непосредственно.

Чтобы обладать властью, необходимо держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, знать и изучать потребности людей, т.е. мотивы их поведения. Власть – это не навязывание воли, а зависимость, т.к. подчиненные зависят от руководителя в вопросах повышения зарплаты, продвижения по службе, выдачи рабочих заданий, расширения полномочий, удовлетворения социальных потребностей и др. Необходимо помнить, что подчиненные имеют также власть над руководителем.

Нехватка властных полномочий резко снижет эффективность индивидуальной деятельности менеджера, в то время как их избыток приводит к злоупотреблению властью.

Эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения цели, но не вызывающий у подчиненных отрицательных чувств. Для этого он ищет способы вовлечения работников в процесс поиска средств (путей) достижения целей организации.

Власть может принимать разнообразные формы. Разработана следующая классификация форм власти. Каждую из форм власти необходимо рассматривать с точки зрения положительных и отрицательных аспектов.

Власть, основанная на принуждении. В основе ее – влияние через страх. Страх, направленный на рабочее место, на самолюбие работника обычно дает немедленные результаты, не имеет должного эффекта, если объектом становятся компетентные, опытные работники. Поскольку принуждение сопутствует власти во всех случаях, руководитель должен осторожно использовать эту форму власти. Она эффективна, если подкрепляется системой контроля.

Власть, основанная на вознаграждении. В ее основе лежит влияние через положительное подкрепление (вознаграждение в той или иной форме). Поскольку каждый человек – личность, и его потребности имеют уникальный характер, а возможности руководителя в реальных условиях ограничены, поэтому он должен научиться использовать и другие способы влияния. Эта власть более эффективна, чем власть основана на страхе, однако, всегда трудно определить, какая награда будет иметь эффект.

Законная власть. В основе ее лежит влияние через традиции (общества, фирмы и т.д.). Традиция особенно важна для формальных организаций. Подчиненный повинуется руководителю, потому что он стоит выше на ступени организационной иерархии. Самый распространенный тип власти. Эффективность традиции исчезает из-за меняющихся ценностей..

Эталонная власть. В основе ее лежит влияние примера, с помощью харизмы. Харизматическая власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей руководителя. Харизматическое влияние определяется влечением к лидеру, потребностью исполнителя в принадлежности к кругу исполнителей. Это целиком личное влияние, где отношения строятся на равных, во время этих отношений идет обмен энергией, окружающие заряжаются ею. Такой руководитель служит примером для поведения подчиненных. Но такой талант встречается не очень часто.

Экспертная власть. В основе ее - влияние через разумную веру в то, что руководитель обладает особым экспертным знанием в отношении конкретного проекта, проблемы и т.д. Однако возрастающая сложность технологии ограничивает возможности руководителя как эксперта. Да и способности исполнителя, вплотную подходят к способностям руководителя. Возрастает необходимость искать сотрудничество через убеждение и участие.

Руководитель, который влияет через привлечение работников к управлению, не навязывает исполнителю свою волю или мнение. Он опирается на компетентность исполнителей и их потребности к самовыражению. Поэтому этот подход нужно использовать только в случаях, когда такие потребности являются активным мотивирующим фактором у исполнителей.

В итоге можно сказать, что влияние будет самым сильным, когда потребность, к которой апеллирует руководитель, высоко ценится исполнителем, и эффективность какого-то типа власти также зависит от того, что руководитель удовлетворил активную потребность исполнителя.

 

Процесс принятия решений и основные виды управленческих решений.

Процесс управления состоит из управленческих функций, объединенных связующими процессами коммуникаций и принятия решений.

Принятие решений – основа управления организацией. Значительная часть деятельности управленцев связана именно с принятием решений. Работник организации может называться менеджером, только если он принимает управленческие решения или реализует их через других людей.

В широком смысле решение – выбор альтернатив. Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

Принятие решения – психологический процесс, в котором в разной степени присутствуют три момента: интуиция, суждение, рациональность.

Интуитивное решение – выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный. Интуиция играет большую роль в принятии решений, включает в себя предчувствие, проницательность, воображение. Интуитивный подход часто и успешно используется при решении относительно несложных проблем.

Решение, основанное на суждении – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Многие организационные проблемы часто повторяются, поэтому, исходя из здравого смысла, выбирается вариант решения, который принес успех ранее в аналогичной ситуации. Однако в новых, нестандартных ситуациях, опыт решения которых отсутствует, подход, основанный на суждениях, не будет эффективным.

Поэтому, если проблема новая, сложная, решения ее неочевидны, для повышения вероятности правильного выбора используют рациональный подходк принятию решений, который не зависит от прошлого опыта, и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Рациональное решение в управлении – это сложный систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.024 с.)