Глава – Основы конституционного строя (статьи 1-16) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава – Основы конституционного строя (статьи 1-16)



Состоит преимущественно из нетипичных норм (норм-дефиниций, деклараций, целей, принципов). Данную главу называют «конституция к конституции» в силу ее особой значимости. Согласно статье 16, никакие положения Конституции не могут противоречить главе 1.

1) провозглашаются конституционные характеристики и форма российского государства;

2) провозглашаются политические и экономические основы общественного строя;

3) принципы российского федерализма;

4) закрепляется приоритет личности над интересами государства.

2 глава – Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64) закрепляет:

1) принципы правового статуса личности;

2) 6 групп прав (личные, политические, экономические, социальные, культурные, экологические);

3) гарантии прав и свобод;

4) конституционные обязанности человека и гражданина;

5) основные принципы российского гражданства.

Глава – Федеративное устройство (статьи 65 – 79)

1) Важна статья 65, которая содержит перечень всех субъектов РФ (6 наименований):

- республики – 22

- края – 9

- область – 46

- города федерального значения – 3

-автономная область – 1

- автономные округа – 4

Всего – 85 субъектов РФ. В данную главу вошел Федеративный договор от 30 марта 1992 г.

2) содержатся предметы ведения и полномочия федерального центра;

3) предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ;

4) закреплен статус РФ, а также статусы субъектов РФ.

Таким образом, данная глава закрепляет особенности российской модели федеративного устройства.

4-7 главы устанавливают конституционно-правовой статус высших органов государственной власти, в том числе их компетенцию, принципы формирования и функционирования:

4 глава – Президент РФ (статьи 80-93): закрепляет основы конституционно-правового статуса главы государства;

5 глава – Федеральное Собрание РФ: закрепляет конституционно-правовой статус парламента РФ, а также основы законодательного процесса в России;

6 глава – Правительство РФ (статьи 110-117): отражает особенности конституционно-правового статуса Правительства РФ и его место в системе исполнительной ветви власти;

7 глава – Судебная власть и прокуратура – (название изменилось в 2014 г.) (статьи 118-129): закреплены основы статуса судей, высших федеральных судов, а также статус прокуратуры.

Глава – Местное самоуправление (статьи 130-133)

Гарантируется решение вопросов местного значение населением муниципального образования с учетом национально-исторических традиций.

Глава – Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Установлены 4 жесткие процедуры изменения Конституции.

Таким образом, Раздел I содержит 137 статей.

Раздел II – Заключительные и переходные положения

Раздел состоит из 9 пунктов, из которых в настоящее время действует только 1 и 2 пункты.

1 пункт содержит оперативную норму, регламентирующую момент принятия и вступления Конституции РФ в силу;

2 пункт содержит коллизионную норму, которая устанавливает соотношение законов, принятых до вступления в силу Конституции, и Конституции РФпо юридической силе.

Пункты 3-9 имеет лишь историческое значение.

 

Вопрос 2 Конституционно-правовые нормы:

Понятие, особенности, виды

Конституционно-правовая норма (далее по тексту – КПН) правило поведения, зафиксированное в Конституции РФ, направленное на регулирование наиболее важных фундаментальных общественных отношений.

Особенности конституционно-правовых норм:

1) содержание нормы зависит от регулируемой сферы общественных отношений;

2) многообразие источников закрепления, среди которых наивысшей юридической силой обладает Конституция РФ;

3) своеобразие видов, большинство норм имеют общерегулятивный характер (нетипичные нормы); они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношения, участниками которого они являются;

4) учредительный характер содержащихся в норме предписаний; КПН первичны, устанавливают обязательный для норм других отраслей права порядок;

5) особый механизм реализации – действие многих КПН связано с особым видом правоотношений общего характера (правовые состояния);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство…);

7) особенности структуры характеризуется отсутствие санкции.

Классификация КПН:

1. По содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):

1) нормы, связанные с основами конституционного строя (глава 1);

2) нормы, связанные с основами правового статуса человека и гражданина (глава 2);

3) нормы, связанные с федеративным устройством государства (глава 3);

4) нормы, связанные с органами государственной власти (глава 4-7) и органами местного самоуправления (глава 8).

2. По юридической силе – в зависимости от положения нормы в определенном НПА и от места НПА данного вида в общей системе НПА:

1) нормы, содержащиеся в Конституции РФ (особая сила норм главы 1 – «конституция к конституции);

2) нормы в ФКЗ;

3) нормы в ФЗ.

3. По территории действия:

1) нормы, действующие на всей территории РФ (статья 4 Конституции РФ о суверенитете, статья 32 об участии граждан РФ в управлении делами государства и т.д.);

2) нормы, действующие на территории отдельного субъекта РФ (нормы конституций республик и уставов иных субъектов РФ).

4. По содержанию (характеру предписания):

1) управомачивающие – закрепляют права субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действий. Например, ст. 33 – право граждан РФ на обращение;

2) обязывающие – закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершить определенные действия, предусмотренные данной нормой, соответствующие ее требованиям. Это нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан;

3) запрещающие – содержат в своем предписании запреты на совершение определенных действий. Например, ч. 5 ст. 13 – ограничение деятельности общественных объединений).

5. По методу правового регулирования:

1) императивные – однозначно определяют вариант поведения субъектов в определенных обстоятельствах; в Конституции их большинство (ч. 1 ст. 110 - исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ);

2) диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действий субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (ч. 2 ст. 56 – возможность введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств и в порядке, установленных ФКЗ).

6. По назначению в механизме правового регулирования:

1) материальные – предусматривают содержание правовых действий (ст. 105 – ФЗ принимаются Государственной Думой);

2) процессуальные – определяют форму реализации материальных норм, определенный порядок работы представительных органов по принятию законов – ч. 2 ст. 105).

7. По месту в системе правового регулирования (нетипичные нормы):

1) нормы – принципы – устанавливают исходные начала правового регулирования (глава 1);

2) нормы – дефиниции – определение юридических понятий (ст. 94 – понятие Федерального Собрания; ч. 1 ст. 1 – понятие РФ);

3) коллизионные нормы – направлены на разрешение правовых противоречий (ч. 6т ст. 76 – законы субъектов в сфере исключительных предметов ведения субъекта);

4) нормы-цели – направлены на достижение определенного результата (ч. 1 ст. 7 – социальное государство);

5) нормы – декларации – провозглашение какого-либо положения (ст. 2);

6) оперативные нормы – положения об отмене или введении в действие нормативных положений (п. 1 Раздела II – Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования).

8. По времени действия нормы:

1) постоянные – без ограничения срока действия (нормы Раздела I);

2) временные – нормы п. 7 Раздела II (Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года).

9. По функциям права:

1) регулятивные – закрепляют права и обязанности субъектов КПО;

2) охранительные – содержат запреты от нарушения КПН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.011 с.)