Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура, юридические свойства

Поиск

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

для подготовки к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки «Юриспруденция»

(профиль государственно-правовой)

 

 

Киров

2015

Примерный перечень вопросов к междисциплинарному экзамену

(профиль государственно-правовой)

Конституционное право

1. Конституция Российской Федерации 1993 года: понятие, структура, юридические свойства.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

3. Конституционные поправки, изменение пересмотр Конституции Российской Федерации 1993 года.

4. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, общая характеристика элементов конституционного строя.

5. Форма и конституционные характеристики Российского государства.

6. Принципы российского федерализма: понятие, общая характеристика.

7. Принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

8. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Основания, цели и пределы ограничения основных прав и свобод личности.

9. Личные и политические права человека и гражданина: понятие, особенности, перечень.

10. Экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы человека и гражданина.

11. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

12. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

13. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

14. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

15. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

16. Принципы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

17. Избирательное право Российской Федерации: понятие и принципы.

18. Избирательный процесс Российской Федерации: понятие и стадии.

19. Избирательная система: понятие и виды. Применение избирательных систем на выборах в Российской Федерации.

20. Порядок назначения и проведения референдума в Российской Федерации.

21. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

22. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: структура, порядок формирования, полномочия.

23. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: структура, особенности выборов, полномочия.

24. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

25. Законодательный процесс в Российской Федерации.

26. Правительство Российской Федерации: структура, порядок формирования, полномочия.

27. Государственные органы Российской Федерации с особым статусом.

28. Структура судебной власти в Российской Федерации.

29. Конституционные принципы организации и деятельности судов в Российской Федерации.

30. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.


Вопрос 1 Конституция Российской Федерации 1993 года:

Структура Конституции РФ

Стиль Конституции строго документальный. Все юридические термины, употребляемые в Конституции, должны употребляться в том же смысле в иных законах.

1. Конституция начинается с преамбулы – вводная часть Конституции, которая не имеет нормативного характера, на нее нельзя ссылаться при разрешении юридических дел. Она объясняет кто (многонациональный народ РФ) и в каких целях принял Конституцию (утверждая права и свободы человека, незыблемость демократической основы России …). Она имеет возвышенно-торжественный характер. Преамбула не делится ни какие структурные элементы (главы, статьи…), состоит только из одного предложения.

2. Конституция делится на два раздела.

Раздел I не имеет названия, но именно он является основным работающим разделом. Он делится на главы (=9), статьи (=137), части (обозначены арабскими цифрами), пункты (обозначены малыми русскими буквами со скобкой), абзац (каждое новое предложение, начатое с красной строки).

Понятие, особенности, виды

Конституционно-правовая норма (далее по тексту – КПН) правило поведения, зафиксированное в Конституции РФ, направленное на регулирование наиболее важных фундаментальных общественных отношений.

Особенности конституционно-правовых норм:

1) содержание нормы зависит от регулируемой сферы общественных отношений;

2) многообразие источников закрепления, среди которых наивысшей юридической силой обладает Конституция РФ;

3) своеобразие видов, большинство норм имеют общерегулятивный характер (нетипичные нормы); они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношения, участниками которого они являются;

4) учредительный характер содержащихся в норме предписаний; КПН первичны, устанавливают обязательный для норм других отраслей права порядок;

5) особый механизм реализации – действие многих КПН связано с особым видом правоотношений общего характера (правовые состояния);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство…);

7) особенности структуры характеризуется отсутствие санкции.

Классификация КПН:

1. По содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):

1) нормы, связанные с основами конституционного строя (глава 1);

2) нормы, связанные с основами правового статуса человека и гражданина (глава 2);

3) нормы, связанные с федеративным устройством государства (глава 3);

4) нормы, связанные с органами государственной власти (глава 4-7) и органами местного самоуправления (глава 8).

2. По юридической силе – в зависимости от положения нормы в определенном НПА и от места НПА данного вида в общей системе НПА:

1) нормы, содержащиеся в Конституции РФ (особая сила норм главы 1 – «конституция к конституции);

2) нормы в ФКЗ;

3) нормы в ФЗ.

3. По территории действия:

1) нормы, действующие на всей территории РФ (статья 4 Конституции РФ о суверенитете, статья 32 об участии граждан РФ в управлении делами государства и т.д.);

2) нормы, действующие на территории отдельного субъекта РФ (нормы конституций республик и уставов иных субъектов РФ).

4. По содержанию (характеру предписания):

1) управомачивающие – закрепляют права субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действий. Например, ст. 33 – право граждан РФ на обращение;

2) обязывающие – закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершить определенные действия, предусмотренные данной нормой, соответствующие ее требованиям. Это нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан;

3) запрещающие – содержат в своем предписании запреты на совершение определенных действий. Например, ч. 5 ст. 13 – ограничение деятельности общественных объединений).

5. По методу правового регулирования:

1) императивные – однозначно определяют вариант поведения субъектов в определенных обстоятельствах; в Конституции их большинство (ч. 1 ст. 110 - исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ);

2) диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действий субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (ч. 2 ст. 56 – возможность введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств и в порядке, установленных ФКЗ).

6. По назначению в механизме правового регулирования:

1) материальные – предусматривают содержание правовых действий (ст. 105 – ФЗ принимаются Государственной Думой);

2) процессуальные – определяют форму реализации материальных норм, определенный порядок работы представительных органов по принятию законов – ч. 2 ст. 105).

7. По месту в системе правового регулирования (нетипичные нормы):

1) нормы – принципы – устанавливают исходные начала правового регулирования (глава 1);

2) нормы – дефиниции – определение юридических понятий (ст. 94 – понятие Федерального Собрания; ч. 1 ст. 1 – понятие РФ);

3) коллизионные нормы – направлены на разрешение правовых противоречий (ч. 6т ст. 76 – законы субъектов в сфере исключительных предметов ведения субъекта);

4) нормы-цели – направлены на достижение определенного результата (ч. 1 ст. 7 – социальное государство);

5) нормы – декларации – провозглашение какого-либо положения (ст. 2);

6) оперативные нормы – положения об отмене или введении в действие нормативных положений (п. 1 Раздела II – Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования).

8. По времени действия нормы:

1) постоянные – без ограничения срока действия (нормы Раздела I);

2) временные – нормы п. 7 Раздела II (Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года).

9. По функциям права:

1) регулятивные – закрепляют права и обязанности субъектов КПО;

2) охранительные – содержат запреты от нарушения КПН.

Политические основы

1) закрепляется принцип народного суверенитета (ст. 3). Вся власть принадлежит народу, который является единсвтвенным источником власти в стране.

2) право осуществлять местное самоуправление, то есть право населения муниципального образования самостоятельно решать вопросы местного значения с учетом национальных и исторических традиций.

3) деидеологизация государства (ст.13) – не может быть обязательной идеологии.

4) многопартийность.

Экономические основы

1) в России провозглашается равноправие и разнообразие форм собственности (ст. 8,9) - частной, государственной, муниципальной.

Частная собственность – это собственность ФЛ, ЮЛ.

Государственная собственность может быть федеральной (нефть, полезные ископаемые) и собственностью субъектов РФ (торф, известняк).

Муниципальная собственность может быть городской и районной (если район - самостоятельное муниципальное образование).

И иные формы собственности (например, собственность общественных организаций).

2) наличие единого экономического пространства в РФ – гарантия государственной целостности (ч.1 ст.8):

· Единая национальная валюта

· Единая система мер и весов

· Единая транспортная система (железнодорожная, система речного флота, федеральные шоссейные трассы, авиалинии)

· Единая энергетическая система

· Единая налоговая система (НК РФ)

· Приоритет федерального законодательства в экономической сфере

2.3.Основы безопасности – это возможность введения в стране военного и чрезвычайного положения (ст.56)

3. Конституционно-правовой статус личности состоит из следующих элементов:

1. Принципы правового статуса личности

2. Наличие российского гражданства

3. Основные права и свободы

4. Гарантии прав и свобод

5. Конституционные обязанности

 

Российского государства

1. Форма российского государства является одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, правовое регулирование которой осуществляется преимущественно главой 1 Конституции РФ – «Основы конституционного строя». Форма российского государства складывается из трех элементов: форма правления, форма территориального устройства и форма политического режима.

1) Форма правления – элемент формы государства, который показывает, кому принадлежит государственная власть, как она передается, существует ли разделение властей, ответственен ли глава государства перед народом.

Признаки Российского государства как республики:

1) власть принадлежит народу (ст.3)

2) формирование государственных органов выборным путем (Президент РФ, ГД ФС)

3) принцип разделения властей (ст.10).

Дискуссионным остается вопрос о разновидности республики:

1 точка зрения – РФ – президентская республика

- Президент избирается всенародно

- Президент формирует Правительство

- Президент отправляет правительство в отставку.

2 точка зрения – РФ – республика смешанного характера

- кандидатуру председателя Правительства Президент должен согласовать с ГД

- ГД может спровоцировать отставку Правительства

3 точка зрения – республика «супер-президентская»

- существует самостоятельная ветвь президентской власти (существует администрация президента, комиссии, советы при президенте)

- президент обладает чрезвычайно широкими полномочиями, используя которые, он может добиться реализации собственных решений.

2) Форма государственно-территориального устройства – элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, сколько уровней государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.

Российское государства является федеративным, что означает наличие следующих признаков:

- территория РФ состоит из совокупности территорий субъектов Федерации, в которых осуществляется государственная власть;

- в России функционируют два уровня государственной власти (в лице федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации);

- присутствует два уровня законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ;

- предметы ведения и полномочия разделены между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации.

3) Политический режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть всеми участниками политической жизни.

Демократический режим российского государства предполагает комплекс политических прав и свобод. В гл.2 – право на обращения, избирательные права, свобода слова, право равного доступа к государственной службе и т.д.

Демократия в России осуществляется в 2 формах

1) непосредственная демократия выражается в принятии участия гражданами в референдуме и выборах, в обращении в органы власти

2) представительная демократия выражается в деятельности избираемых органов и должностных лиц.

 

Общие гарантии прав и свобод выражаются в повседневной работе государства в лице уполномоченных органов государственной власти, направленной на постоянное обеспечение всех необходимых условий, создающих комфортную обстановку для реализации прав и свобод личности в наибольшем объеме.

Общие гарантии включают себя:

1) Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина (Президент РФ, комиссии по правам человека при Президенте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, система правоохранительных органов РФ);

2) Возможность защищать свои права самостоятельно, без участия государства, любыми способами, не запрещенными законом (обжалование действий и решений должностных лиц; обращение в СМИ; участие в общественных объединениях; защита с помощью оружия);

3) Возможность международной защиты прав и свобод

- Комитет ООН по правам человека рассматривает только не анонимные жалобы. Человек должен использовать все возможные способы внутригосударственной защиты свои прав (обязательное условие). Президент страны должен в течение шести месяцев отчитаться перед Комитетом о проделанной работе. В противном случае государство попадает в черный список государств, в которых не соблюдаются права и свободы человека.

- Европейский Суд по правам человека преследует задачу дружественного урегулирования конфликта и имеет полномочие по рассмотрению спора по существу;

4) Обязанность государства возместить вред, если он возник в результате нарушения прав и свобод человека государством;

5) неотменяемость прав и свобод;

6) гарантия возраста – возраст совершеннолетия – 18 лет, с этого момента каждый человек может реализовать в полном объеме права и свободы.

2. Конституционные гарантии правосудия (судебные права) направлены на охрану и защиту интересов как потерпевшей стороны, так и лица, пребывающего в статусе подозреваемого (обвиняемого, подсудимого). К ним относятся следующие:

1) гарантия подсудности;

2) право на квалифицированную юридическую помощь;

3) презумпция невиновности;

4) право на пересмотр приговора;

5) право на помилование;

6) гарантия от самообвинения;

7) запрет повторного осуждения;

8) запрет обратной силы закона;

9) право потерпевшего от преступления.

 

Суверенитет

Внешний суверенитет

3) государство принимает решения в собственных интересах на международном уровне

4) взаимное невмешательство во внутренние дела государств.

Внутренний суверенитет

3) способность государства подавить все проявления власти на своей территории, которые противоречат государственным интересам

4) государство способно обеспечить общим мир и безопасность, проявить волю в принятии решений.

2. Наличие учредительного акта – Конституции РФ, которая закрепляет форму Российского государства, систему и полномочия высших органов государственной власти, основные права и свободы личности. Суверенные права России в отношении Конституции следующие:

а) РФ самостоятельно как суверенное государство принимает свою Конституцию, осуществляет внесение в нее поправок и изменений;

б) РФ осуществляет контроль за исполнением конституционных норм, что выражается в деятельности Конституционного Суда РФ.

3. Территориальное верховенство РФ. Территория страны является пространственным пределом действия государственного суверенитета и включает в себя сушу, водное и воздушное пространство, недра, континентальный шельф и исключительную экономическую зону. Суверенные права России в отношении своей территории следующие:

а) определение статуса своей территории, режима государственных границ;

б) обеспечение целостности и неприкосновенности территории, защита государственной границы, территориального моря;

в) изменение субъектного состава РФ по согласованию с населением субъектов РФ.

4. Система федеральных органов государственной власти, которая выстроена согласно принципу разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные, и закреплена в ч.1 ст.11 Конституции: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды.

5. Экономический суверенитет РФ проявляется в самостоятельности и верховенстве РФ в экономической сфере, наличии единой денежной и кредитной системы, федеральной собственности.

Суверенные права России в данной сфере следующие:

а) право установления собственной денежной единицы, которой является рубль;

б) валютное регулирование и валютный контроль (полномочие Центрального банка РФ);

в) установление правовых основ единого экономического пространства, осуществление финансового, кредитного, таможенного регулирования;

г) установление системы налогов и общих принципов налогообложения;

д) правовое регулирование банковской деятельности.

6. Гражданство Российской Федерации является единым и равным на всей территории страны. Субъекты РФ не вправе устанавливать свое гражданство. Только РФ определяет основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ и осуществляет защиту своих граждан за пределами государства.

7. Международная правосубъектность России появляется в следующем:

а) решение вопросов войны и мира;

б) РФ в целом может вступать в межгосударственные объединения, участвовать в работе международных организаций. Субъекты РФ лишены такого права;

в) суверенное право заключать межгосударственные договоры РФ.

8. Государственный язык РФ – русский. При этом РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Суверенные права России в данной сфере следующие:

а) самостоятельное установление государственного языка РФ и осуществление правового регулирования его статуса;

б) обеспечение функционирования государственного языка РФ на всей территории своей страны;

в) осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о государственном языке РФ.

9. Государственная символика РФ включает герб, флаг, гимн, столицу. Описание и порядок официального использования государственной символики содержится в одноименных федеральных конституционных законах, статус столицы раскрывается в федеральном законе.

 

Понятие и принципы

Избирательное право в широком смысле – межотраслевой институт, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, содержащихся в положениях избирательного законодательства и регулирующие общественные отношения, возникающие: 1) в процессе организации и проведения выборов; 2) при реализации субъективных избирательных прав граждан; 3) в межвыборный период.

Избирательное право в узком смысле - совокупность субъективных избирательных прав граждан Российской Федерации, закрепленная Конституцией РФ, дающая право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы МСУ или иную выборную должность

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Система принципов закреплена в Конституции РФ и ФЗ 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

К важнейшим, базовым принципам избирательного права следует относить следующие:

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все совершеннолетние граждане РФ мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны различные цензы, например, возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В Российской Федерации активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах на равных основаниях. Эта формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как один человек - один голос). Все голоса должны иметь равный вес, т. е. одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков или орган, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо.

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующая избирательная комиссия. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочий депутатов не может быть более пяти лет.

К иным не менее важным принципа избирательного права также относятся следующие:

· Свобода выборов и добровольность участия в них граждан;

· Возможность сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов;

· Состязательность кандидатов и избирательных объединений;

· Сочетание государственного финансирования выборов с возможностью использования негосударственных средств;

· проведение выборов избирательными комиссиями;

· широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании и голосования.

 

Вопрос 18 Избирательный процесс Российской Федерации:

Понятие и стадии

Нормативная база:

- Конституция РФ

- Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

- Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Избирательный процесс – это урегулированная правовыми нормами упорядоченная совокупность последовательных стадий, совершаемых в установленные законом сроки, выражающаяся в деятельности уполномоченных субъектов, лежащих в основе организации и проведения выборов в Российской Федерации.

Признаки избирательного процесса:

1) нормативность;

2) срочность совершения;

3) совокупность стадий;

4) последовательность совершения стадий.

Основные стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов: принятие решения уполномоченным органом (лицом) о дате голосования с обязательным официальным опубликованием. Например, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации; выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ, выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Голосование назначается только на воскресенье, за исключением: нерабочего праздничного дня; воскресенья, предшествующего праздничному дню; дня, следующего за нерабочим праздничным днем; воскресенья, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем

2. Формирование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательный округ (далее – ИО) - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

ИО бывают одномандатные (от территории избирается один депутат), многомандатные (от территории избираются от 2 до 5 кандидатов) и единый ИО (включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы (например, на выборах Президента РФ и ГД ФС РФ)).

Одномандатные и многомандатные ИО образуются сроком на десять лет.

К правилам образования ИО относятся следующие:

1) примерное равенство одномандатных ИО по числу избирателей;

2) ИО должен составлять единую территорию, не допускается образование ИО из территорий, не граничащих между собой;

Избирательные участки (далее – ИУ) создаются в целях проведения голосования и подсчета голосов избирателей и являются едиными для всех выборов. Образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий

К правилам образования ИУ относятся следующие:

1) не более чем три тысячи избирателей на каждом ИУ;

2) границы ИУ не должны пересекать границы ИО.

Завершение стадии: подготовка схемы ИО и ИУ и ее утверждение и опубликование.

3. Формирование системы избирательных комиссий - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Систему ИК в России образуют:

- Центральная избирательная комиссия РФ

- ИК субъектов РФ (например, ИК Кировской области)

- ИК муниципального образования (например, Кировская городская избирательная комиссия)

- Окружная избирательная комиссия

- Территориальная избирательная комиссия (например, ТИК Первомайского района города Кирова)

- Участковая избирательная комиссия.

Из приведенного перечня только ОИК является временной, остальные ИК являются постоянно действующими органами.

4. Регистрация (учет) избирателей. Составление списка избирателей.

Государственная система регистрации (учета) избирателей – комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав граждан РФ мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях. Ответственность возложена на главу местной администрации. Регистрации (учету) подлежат все избиратели (в отличие от инициативного, заявительного порядка). Регистрация осуществляется в муниципальных образованиях.

Основание для регистрации избирателей - факт нахождения места жительства на соответствующей территории.

Основания для включения лица в список избирателей:

- возраст 18 лет

- Регистрация по месту жительства на соответствующей территории

- Вступление в силу решения суда о признании дееспособным

- Постоянное проживание на территории иностранного государства

- Зачисление в списки личного состава воинской части.

5. Выдвижение и регистрация кандидата (списка кандидатов).

Выдвижение кандидата возможно двумя способами:

1) Самовыдвижение (требует сбора подписей избирателей в поддержку кандидата);

2) Выдвижение избирательным объединением (политической партией)

Регистрация избирателей – этап избирательного процесса, заключающийся в официальном подтверждении статуса кандидата избирательной комиссией. Для регистрации кандидата в соответствующую избирательную комиссию подается пакет документов:

- Заявление о согласии баллотироваться с указанием персональных данных

- Копия документа, удостоверяющего личность

- Копии документов об образовании, месте работы, занимаемой должности и другие

- Сведения о размере и источниках доходов

- Сведения о недвижимом имуществе за пределами РФ

- Сведения о расходах за 3 года с землей

Статус зарегистрированного кандидата подтверждается удостоверением.

6 .Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (список кандидатов) или против него

Момент начала – выдвижение кандидата (списка кандидатов), но в ограниченных формах (за исключением агитации через СМИ).

Окончание – в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Запрет! Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день.

Закон содержит открытый перечень методов агитации: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий и другое.

4. Голосование – этапы:

- Подготовка помещения для голосования

- Подготовка ящиков для голосования (проверка, пломбировка)

- Открытие участка для голосования

- Процедура голосования (не менее 10 часов)

- Окончание голосования, закрытие участков

Способы голосования:

1) в помещении участковой избирательной комиссии (основание – факт регистрации на соответствующей территории)

2) вне помещения для голосования:

а) по открепительному удостоверению

б) досрочное голосование

в) с помощью переносной урны для голосования (основание – состояние здоровья, командировка, сессия, цикличный график работы).

8. Подсчет голосов, определение результатов выборов.

На данной стадии оформляется протокол участковой избирательной комиссии с итогами голосования и результатами выборов и направляется в территориальную избирательную комиссию.

5. Опубликование результатов выборов.

Сроки опубликования - не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Дополнительные стадии:

Возможно проведение повторных выборов, повторного голосования, дополнительных выборов, обжалование решений и действий (бездействий) уполномоченных лиц и органов, нарушающих избирательных права граждан РФ.

 

В РФ в качестве избирательной системы, применяемой в основном туре голосования, будет применяться на выборах депутатов Государственной Думы 7 созыва в декабре 2016 года: 225 будут избираться по мажоритарной системе, остальные 225 – по пропорциональной.

 

В Российской Федерации

Основу составляют:

1. Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Виды референдума в зависимости от территории:

1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Образование округов и участков референдума.

Голосование.

Вопрос 22 Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: структура, порядок формирования, полномочия

Нормативная база:

1. Конституция РФ (глава 5 «Федеральное Собрание»)

2. ФЗ 2012 года «О порядке формирования Совета Федерации».

Назначение этой палаты – представлять на федеральном уровне субъекты РФ, выражать их согласованную волю и интересы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Всего на сегодняшний день 85 субъектов РФ – 170 членов СФ.

Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.02 с.)