Развитие основного конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие основного конфликта



Родители сначала пытаются привлечь на свою сторону сына. Обращаются к его разуму, говорят о культуре, взаимном уважении, взаимопомощи. Сын лениво отбивается, пробует перенести разговор на потом. Родители настаивают. Он «не должен уподобиться своим друзьям, таким, как эта новая подруга... Как ее, Юлия?! Ему нужно сменить круг общения, подумать о будущем, об учебе!» Алекс взрывается. Настаивает на своих правах. Это — его друзья! Это — его жизнь! Юлия подливает масла в огонь: «Мои предки передо мной на цирлах ходят, а у тебя...»

Кульминация

Старая мебель крушится вместе с новыми аргументами отца. Мать его успокаивает, бросая Алексу упреки:

— Не жалеешь отца, а у него больное сердце!

Юля, хлопнув дверью, уходит: «Спасибо, послушали музыку!» Алекс выходит на монолог: «Так жить невозможно, это просто какая-то тюрьма, а не дом! Нужно бежать, бежать, не оглядываясь!!! Что же делать?!!!»

Вот на этом месте ведущий останавливает сцену-дилемму и приглашает доиграть ее финал зрителям, выходящим на замену актеров базовой группы.

РЕЖИССЕРСКИЕ УКАЗАНИЯ

Данная сцена не имеет подробного сценария с текстами для действующих лиц — только каркас сценария, включающий в себя Тему, Проблему, Факт жизни или Факт искусства, Дилемму, Основной конфликт, Конфликтные стороны, Композицию развития основного конфликта.

Для того чтобы актеры смогли приступить к репетиции сцены-дилеммы с импровизированным текстом, режиссер прежде всего должен точно представить себе, что он хочет сказать зрителю, то есть сформулировать сверхзадачу. В нашем случае сверхзадача может выглядеть, к примеру, так: «Показать, что взаимное неуважение, непонимание членов семьи может привести одного из них к дилемме — уйти или не уйти из дома». Каждый актер должен точно знать, кто он, каков характер его взаимоотношений с другими действующими лицами, а главное — чего он хочет добиться от партнеров. Именно на разнице потенциалов этих желаний возникают микроконфликты и собственно основной конфликт, приводящий одного из героев к необходимости решить Дилемму.

Мы показали систему формирования каркаса сценария сцены-дилеммы на базе факта жизни в жанре мелодрамы, причем замысел сцены сложился в результате сценарного осмысления факта жизни. Процесс осмысления, естественно, мог сложиться и иначе и привести к другому замыслу, в другом, более условном или, наоборот, более натуралистическом виде.

Каркас сценария сцены-дилеммы может быть составлен как домашняя заготовка, если заранее известна аудитория и ее проблемный фон. Для израильской молодежи, на которую в первую очередь и рассчитан наш проект «Драма. Импровизация. Дилемма», весьма актуальна, например, тема «Об отношении к службе в армии». В круге жизненных явлений, связанных с армейским призывом, проблеме мотивации отводится одна из главных ролей. «Что для меня служба в армии?» — этот вопрос-проблема часто стоит перед восемнадцатилетними юношами и девушками. Отсюда следует дилемма выбора — служба в боевых частях или во вспомогательных войсках?

Имея в руках тему, проблему, дилемму, можно непосредственно приступить к обдумыванию элементов замысла, художественно оформляющего сквозное действие. Замысел включает в себя понятие жанра, сценографию, способ существования актеров, драматургический и режиссерский прием. Окончательно замысел может сложиться только после ясного представления о качестве основного конфликта, путях его развития. На этом этапе мы выбираем формообразующий драматургический прием — Сон призывника. В данном случае в основу сцены-дилеммы кладется не конкретный факт жизни, а факт вымышленный. Основной конфликт носит внутренний характер: отдать предпочтение службе в боевых частях или пойти в «джоб»?

Конкретные стороны, которые во сне представляют то или иное мнение, — это образы офицера боевой части и сержанта вспомогательного батальона. Актеры, исполняющие эти роли, могут сыграть в дальнейшем и друзей героя сцены, пришедших к нему, чтобы узнать о планах призыва в армию.

Композиция

1. Экспозиция сцены. Молодой человек возвращается домой усталый с письмом в руках, которое только что вытащил из почтового ящика. Письмо из призывного участка, куда его приглашают явиться через неделю для начала прохождения воинской службы. Юноша ложится на диван, включает телевизор и... засыпает.

2. Завязка основного конфликта. Герой вскакивает с дивана, испуганный приснившимся сном. Во сне он мучился вопросом: идти в боевые части или во вспомогательные? Вернувшись к этой дилемме вслух несколько раз, герой вновь засыпает...

3. Развитие основного конфликта. В легкой дымке сна появляется девушка-сержант. Она выражает недовольство солдатом (эту роль играет либо «заснувший герой», либо его «двойник»). Помещения не убраны, рвения в службе у новобранца не заметно! Следует приказ сержанта вновь вернуться к уборке. Солдат берет швабру и размышляет вслух:

— И чего я не пошел в боевые части? Конечно, там и тяжело, и опасно, зато какое уважение! А здесь — ползай с тряпкой целый день и страдай...

Монолог героя прерывается вернувшимся сержантом, грозящим отправить новобранца под арест, если полы останутся грязными...

Перемена света. Громкий крик:

— Подъем!!!

Теперь разнос солдату учиняет офицер боевой части: 40 отжиманий от пола за невычищенное оружие! Выполняя приказ командира, солдат бурчит под нос:

— И какого черта меня понесло в боевые части?! Сидел бы сейчас где-нибудь на армейской базе, приводил в порядок склад, занимался бы уборкой территории, каждую субботу выходил бы из части домой...

Офицер обрывает мысли вслух очередным приказом:

— На стрельбище бегом ма-аарш!!!

Звонок в дверь. Парень из сна возвращается к реальности. Идет открывать дверь. Его пришли навестить бывшие школьные друзья. Она служит в армейской больнице. Он призвался в боевые. Герой сцены рассказывает друзьям свой сон. Каждый из товарищей комментирует услышанное со своих позиций, высказывая аргументы «за» и «против», исходя из личного армейского опыта.

4, Кульминация. Спор начинает идти на повышенных тонах, каждый из друзей с горячностью отстаивает свое видение воинской службы. Герой в полной растерянности. Ему приходится завершить сцену обращением к залу за помощью.

5. Финал. Зрители меняют исполнителей сцены-дилеммы, предлагая свои пути убеждения главного героя, влияния на формирование его позиции.

Режиссерское указание: способ существования актеров во сне должен резко отличаться от обыденного. Возможна замедленная пластика и речь или, напротив, утрированно быстрый темп.

В качестве сцены-дилеммы может быть выбрана образно представленная проблема. Такая метафоричность приближает сцену к театру «Плейбек», но пути работы со сценой остаются «дилеммовские» — после окончания показа зрители станут непосредственными участниками представления.

В свое время моя театральная группа играла сцену об этнической нетерпимости. В ее основе лежал факт жизни — напряжение между коренным населением страны и новыми репатриантами, возникающее из-за догм и стереотипов, из-за неготовности части людей воспринимать и принимать «другого». Сюжет был предельно прост. Девушка и юноша, любящие друг друга, принадлежат к разным этническим группам. Их друзья против продолжения встреч... Понятно, что в ходе обсуждения сцены мы пришли к тому, что подобная проблема характеризует не только отношения коренных израильтян и новых репатриантов, выходцев с Кавказа и представителей европейской алии, сефардов и ашкеназов, белых и черных, религиозных и атеистов... Таким образом, исследовав круг жизненных явлений, мы сформулировали сценическую проблему: «Что лежит в основе этнических конфликтов?» Сверхзадача появилась с главным ответом на поставленный вопрос — «показать, что в основе противостояния лежат этнические и культурные предрассудки».

При поиске сценарно-режиссерского замысла мы ушли от конкретного факта жизни и представили вражду между этническими Монтекки и Капулетти как конфликт между «красными» и «зелеными». Так в сцене появились красные и зеленые парики, костюмы. Перед дилеммой оказываются Красная девушка и Зеленый юноша: продолжать ли отношения, невзирая на протест окружения?

Получилось, что из первичного замысла сохранились тема, проблема, сверхзадача, дилемма, но новый сценарно-режиссерский ход привел нас к изменению композиции.

Экспозиция

Две группировки молодежи — красные и зеленые — соперничают на дискотеке. Танец агрессии. Начинают девчонки, затем к ним присоединяются парни. Кто круче?! Кто мощнее?! ОН заметно выделяется на фоне зеленых, ЕГО соло вызывает бурный восторг зеленых девчонок. И не только их. Одна красная с трудом скрывает свое восхищение. Точно так же ОН выделяет ЕЕ в группе красных, когда ОНА выдает какие-то немыслимые танцевальные па. Стоп-пауза. Затемнение. Звонит телефон. В узких лучах прожекторов ОН и ОНА. Он по ошибке набрал ЕЕ номер. Выясняется это не сразу, ведь ЕЕ зовут так же, как и ЕГО знакомую. Только вот голос ЕЕ незнаком и прекрасен! Ничего не значащий разговор о музыке, книгах, но возникает взаимный интерес и назначается встреча. Вспыхивает свет. ОН ждет ЕЕ.

1. Завязка основного конфликта. Вбегает ОНА. Останавливается как вкопанная. Не ожидала, что это тот самый красный. Его реакция — такое же замешательство. Зеленая?!? Та самая?! Не может быть! На всякий случай спрашивает, который час. Это тот же самый голос, сомнений нет...

2. Развитие основного конфликта. Узнав друг друга, медленно пристраиваются один к другому: пластический этюд под драматически звучащую музыку. Их притягивает и отталкивает все та же сила: «Другой! Другая!!! Зеленый! Красная!!!» Но вспыхнувшее чувство уже начинает бороться с силой предубеждения. Они все ближе и ближе друг к другу. Световая вспышка. Снова резкая дискотечная музыка. В тех же стоп-позах члены красной и зеленой группировок, как будто и не исчезали! Постепенно они включаются в действие, каждый пытается выдвинуть свой аргумент против «красной», против «зеленого»... Сколько желчи и ненависти!!!

3. Кульминация. Кажется, еще чуть-чуть, и начнется большая драка. Героев раздирают противоречивые чувства. С одной стороны — друзья, Стая. С другой — Любовь. С одной стороны — разница, в цвете, а значит, в принадлежности к разным семьям, разным кланам, С другой — Любовь. Раздражение толпы нарастает, что решить?!

Задав этот традиционный для вечера-дилеммы вопрос, переходим к работе со зрителями...

Режиссерское указание. Очевидно, что последние две сцены-дилеммы решаются не как импровизация, а как профессионально поставленные номера, где не репетируются только финалы, оставляющие возможность многовариантности и спонтанности.

«Молодой Шекспир», или Учимся писать сценарий

Я не настолько наивен, чтобы предположить, что несколько нижеследующих упражнений действительно научат молодых актеров написанию сценариев. Однако определенные навыки с помощью этих заданий можно приобрести. Кроме всего, каждое из упражнений прививает участникам культуру обсуждения и структурирования драматургического текста, возбуждает их творческий интерес, желание максимально успешно справиться с непростой работой. Мне кажется важным и то, что следом за сценированием актерам приходится сразу же проверять текст на практике, выходя на площадку.

СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

Этой техникой мы можем эффективно воспользоваться для решения какой-то творческой задачи или при попытке преодолеть групповой кризис, справиться с острой проблемой. Как известно, в такой ситуации участников групп нередко захлестывают сильные эмоции. Лидеры и просто «активисты», не жалея голосовых связок, вступают в спор. Меньшинство или природные интроверты «уходят в себя», и нередко достать их из этой раковины бывает невозможно...

Для того чтобы изменить описанную ситуацию к лучшему и поощрить коллективное обсуждение того или иного вопроса, давайте испытаем в группе эффективность техники «Сильное звено».

Работа происходит следующим образом:

· тренер или кто-то из участников группы формулирует проблему/вопрос/ситуацию, требующую прояснения;

· каждый по порядку коротко высказывает свою идею, свой взгляд на проблему. Вопросы задавать нельзя, нельзя включаться в дискуссию. Можно по ходу записывать в своем блокноте основные позиции, прозвучавшие в выступлениях. Но ЛУЧШЕ, если эту роль возьмет на себя тренер, записывая на доске/флип-чарте имена участников и тезисы их идей;

· когда круг выступлений завершен, у каждого есть 1-2 минуты посмотреть в свои записи/на доску;

· тренер просит каждого участника сделать свой выбор: подойти к тому человеку, чье мнение он наиболее поддерживает, чью оценку, идею считает наиболее близкой своим взглядам, и положить ему руку на плечо (при этом могут возникать целые цепочки, круги или просто группы);

· если кто-то считает свое мнение единственно возможным и верным, он остается стоять на месте, обхватив себя руками за плечи;

· просим группу оценить возникшие взаимоотношения людей и идей. Предлагаем в течение 10—15 минут расположиться вместе в границах сделанного выбора (где-то — большая группа, где-то — 2—3 человека, а где-то —«тихо сам с собою я веду беседу...»);

· даем возможность высказаться каждой мини-группе и подводим итоги: какая цепочка, группа или отдельное звено предлагают нам наиболее «СИЛЬНЫЙ» вариант, наиболее эффективный подход!

ИТОГ: обсуждение всего группового процесса принятия решений и эффективности подобной техники.

114. «ПРОШУ СЛОВА!»

Стулья в центре комнаты выставляются в кружок. Ведущий выбирает тему, готовит четыре высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос.

Каждое высказывание записываем на отдельном большом листе бумаги и развешиваем по одному на стенах комнаты. Участники по команде ведущего могут пройти по комнате, прочитать подготовленные плакаты и выбрать тот, с которым согласны. Взяв стул, они собираются под плакатами в микрогруппы. Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

Когда обсуждение в малых группах закончено, перед каждой из них ставится один стул, на который садится кто-то из участников группы. Занимая этот стул, он начинает свою двух-трехминутную речь просьбой:

— Прошу слова! — и высказывает совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый желающий может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того чтобы включиться в обсуждение, он должен со словами «Прошу слова!» занять пустой стул, стоящий перед его малой группой.

Каждый участник может занять пустой стул только один раз.

ЖЕЛАНИЕ И ПРЕПЯТСТВИЕ»

Это упражнение помогает определить истинные желания героя и найти различные способы достижения желаемого результата. На сцену приглашается пара участников. Каждому из актеров придется играть персонажа, находящегося в противоречии с партнером. Скажем, дочь-старшеклассница собирается с друзьями на выходные в поход с ночевкой. Мать не позволяет ей уезжать, опасаясь, как бы чего не вышло. Задание заключается в том, что в ходе диалога-импровизации каждому из участников предстоит уговорить собеседника принять желаемое решение, обращаясь на первом этапе — к чувствам партнера, на втором — к его логике, на третьем — «давя на жалость».

ЧЕТЫРЕ СЛОВА»

Участвовать в выполнении этого задания можно по одному, в парах, тройках или небольших группах. На доске или на большом листе бумаги записываются четыре слова. Логически они должны быть как можно менее связаны между собой и представлять имена существительные нарицательные в единственном числе (хотя не исключен и другой вариант грамматических форм или частей речи, скажем список из четырех глаголов).

Даны, к примеру, слова: хлеб, грязь, театр, звезда, или: душа, письмо, цветок, шаг...

Задание заключается в том, что за определенное время — 15-20 минут — необходимо придумать и сыграть этюд, объединяющий данные четыре слова (в том же порядке!) в логически связное действие с конфликтом.

СЛЕПОЙ ТЕКСТ»

На доске или на большом листе ватмана записывается набор слов. К примеру:

Все это странно мы пойдем холодно сыро к черту и глаза красные а с утра шел дождь так-то оно лучше глупо вляпались кап-кап-кап.

Смысл задания, в котором участвуют группы по 5— 7 участников, в том, чтобы в результате коллективного обсуждения превратить набор слов в текст. Как это возможно сделать? Во-первых, вычленив логические единицы путем постановки знаков препинания. Во-вторых, интонация поможет понять смысл высказывания в неполном предложении. В-третьих, когда текст будет составлен, его требуется разыграть по ролям. И здесь появляется еще одна — дополнительная — возможность прояснить семантику: использование мимики и жеста.

Слова нельзя менять местами. Можно повторять одно и то же слово или фрагмент несколько раз в том месте, где это слово или фрагмент находится. Например:

Первый....Так-то оно лучше!

Второй. Лучше?! Глупо вляпались...

Здесь повтор слова «лучше» (в том месте, где оно находилось в задании!) в сочетании с интонацией позволил логически связать фрагмент диалога между героями.

Интересно посмотреть результаты работы нескольких групп и сравнить их. Как правило, мы увидим, что один и тот же набор слов превращается в разный текст только благодаря иному структурированию с помощью знаков препинания и интонации, а затем — и с помощью актерской игры. Порой сцены будут представлены и в различных жанрах: кто-то превратит текст в комедию, кто-то увидит в нем элементы трагедии или «ужастика»...

ПАПКА СЮЖЕТОВ»

Это еще одно упражнение на развитие способностей работать над текстом и создавать его. Каждая группа актеров (4-7 человек) получает от ведущего в папке или в конверте набор, в котором присутствуют: вещи, фотографии (вырезанные из газет или журналов фотоиллюстрации), записки со словами или мини-фрагментами текста, какие-то мелочи вроде квитанции, автобусного билета, шпильки для волос, этикетки, засушенного листка... Список предметов ограничен лишь фантазией ведущего!

Задание: внимательно рассмотреть все представленные материалы и после обсуждения объединить их в рамках рассказа о некоем событии, которое с кем-то произошло и с которым непосредственно связаны все вещи, находящиеся в «папке сюжетов».

119. «СДЕЛАЙ ЭТО ПОБЫСТРЕЕ!..»

Группа разбивается на подгруппы по 3—5 человек каждая.

На доске или флип-чарте режиссер записывает роли:

· друг;

· начальник;

· партнер;

· подчиненный;

· сосед;

· дальний знакомый;

· коллега по работе.

Режиссер просит каждую группу задуматься над тем, как одна и та же информация трансформируется в разных ситуациях, применительно к разным людям, в зависимости от формы высказывания...

— Закончи это побыстрее! — обращаетесь вы к разным людям и получаете в ответ...

Давайте проверим, как каждый из перечисленных на доске/флип-чарте людей может отреагировать на вашу просьбу.

Построим работу следующим образом:

· в каждой подгруппе определите для себя, о каком виде деятельности будет идти речь, что вы просите завершить побыстрее;

· каждый попытается представить себе мысленно (можно сделать необходимые пометки и в письменной форме), как будет развиваться сцена-диалог с каждым из героев, указанных в нашем списке;

· следующий этап заключается в том, что в группе про-игрываются все варианты диалога со всеми героями. Каждый из участников мини-группы может поучаствовать в импровизированной сцене-диалоге, «предъявив» товарищам по группе свое видение ситуации и разыграв с партнером свой вариант развития сцены;

· последний этап — обсуждение в группах. Чтобы сделать его эффективным и конкретным, раздаем каждой подгруппе листок с «наводящими вопросами»:

Насколько варианты, которые были заранее подготовлены вами, вписываются в общее представление группы о том, как может развиваться ситуация?

Считаете ли вы свои предложения оптимальными после того, как познакомились с мнениями других участников команды?

Считаете ли вы свой вариант развития сюжета более примиренческим, более агрессивным, более нейтральным, более интеллигентным, чем варианты, предложенные товарищами? Говорит ли выбранный вами способ реакции о стиле вашего поведения в реальной обстановке?

Что в реакциях и предложениях товарищей по группе показалось вам неприемлемым? Что стало неожиданностью? С чем вы готовы безоговорочно согласиться?

Завершение: приглашаем все группы соединиться в форум.

Предлагаем участникам упражнения самостоятельно определить, что являлось для них главным в проведенном упражнении, в чем его польза и учебный потенциал. Как спонтанные сцены сочетаются с требованиями, предъявляемыми законами написания сценария? Что это упражнение дает в подготовке к вечеру «Театра-дилеммы»?

Поощряем высказывания перед общим форумом. Подводим итог выступлениям.

Шаг шестой. Театр-дилемма

Беседы о плавании не могут никого научить плавать. Чтобы научиться плавать, нужно прыгнуть в воду и начать учиться. Аналогичным образом, невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения, просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии...

Питер Феликс Келлерман

Карл Роджерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснять ему, что батарея — горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. Что точно так же опасны возможностью ожога другие горячие предметы, которые похожи или не похожи на стоящую перед малышом батарею... А можно дать ребенку единожды коснуться радиатора, с тем чтобы он усвоил значение слова на личном опыте.

Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, а вовлекать в значимый опыт всю личность.

Понимание, полученное в непосредственной практике, многократно ценнее и усваивается легче, чем умственное экспериментирование. Эта главка называется «Театр-дилемма». А о чем же шла речь до этого момента, разве не о том же самом?

На мой взгляд, все предыдущие этапы — это лишь экспозиция, вхождение в методику, лишь подготовка к основному действию, которое развернется сейчас. Уже представлена исходная история, актеры базовой группы уже разыграли перед зрителями сцену, обнажили конфликт, заявили позиции противоборствующих сторон...

Наступает очередь зрителей подключиться к базовой группе, выйти на сцену, заменив протагониста. Заменив в игре, а не советуя с места, как тот должен был бы вести себя в той или иной ситуации!

Есть старый анекдот про психолога и лягушку. В лаборатории психолог исследует влияние звука на изменение физиологических реакций лягушки. Он каждый раз нажимает на звонок, а лягушка каждый раз после этого подпрыгивает. Хорошо! Тогда исследователь начинает отрезать ей лапки — одну за другой, и лягушка после каждого звонка продолжает подпрыгивать. Все результаты опыта, естественно, поэтапно заносятся в журнал наблюдений. Наконец, полностью обезноженная лягушка после очередного звонка осталась лежать на столе, распластанная на пузе. Снова звонок за звонком — ноль реакции! Тогда психолог записал в журнал: «После отсечения четвертой лапки лягушка оглохла».

Эта история вспомнилась мне в связи с тем, что позиция стороннего наблюдателя отнюдь не гарантирует правильности решения. Со стороны для зрителя все душевные вибрации, все поведение и реакции протагониста на сцене выглядят иначе, чем в ситуации, когда он сам оказывается «протагонистом», — лишь превратившись на время в пресловутую «лягушку» и заняв свое место на сцене — «операционном столе», возможно адекватно приблизиться к пониманию дилеммы героя и поискам альтернативных решений.

На заре своих опытов в психодраме Я. Морено писал о таком «Ты-опыте» следующее: «И если ты рядом, хочется мне вырвать глаза твои из впадин и вставить их вместо моих, а ты вырвешь мои и вставишь их вместо своих, тогда буду я глядеть на тебя твоими, а ты взглянешь на меня моими глазами» («Приглашение к встрече». Цит. по: Г. Лейтц. Психодрама: теория и практика. М.: Прогресс, 1994. С. 249).

Когда базовая группа- заканчивает исходную сцену, ведущий благодарит актеров (они не покидают игровую площадку!) и вместе с залом пробует сформулировать дилемму, стоящую перед протагонистом. Вслед за этим любой из зрителей может подняться на сцену. Он заменяет главного героя и вместе с исходной группой возвращается к последним репликам базовой сцены, чтобы затем начать совместную импровизацию в поисках разрешения конфликта.

Если действие развивается успешно, то вмешательства ведущего не требуется — конфликт приходит к определенной развязке, и зал, как правило, спонтанно реагирует на завершенную сцену аплодисментами. Но нередко вышедеший на замену протагонист не в силах справиться с задачей, сцена начинает пробуксовывать, конфликт возвращается на круги своя, а порой даже усиливается. В таком случае ведущему приходится использовать свои профессиональные умения, чтобы активизировать поиски решения.

С этой целью «Драма-дилемма» использует хорошо известные в психодраме техники: дублирование, обмен ролями, введение «вспомогательного Я», «Зеркало», «Свеад». Останавливаться на этом подробно нет смысла — в любом учебнике по психодраме эти техники представлены во всей полноте и подробностях.

Когда вышедший на замену участник завершает сцену (неважно, достигает он поставленной цели или вынужден покинуть «поле боя» безрезультатно), на площадку приглашается следующий претендент на роль протагониста. Сменяя друг друга, эти «герои из зала» превращают конкретное решение в одно из возможных. Так за счет участия в театральной импровизации или наблюдения за происходящим из зала мы помогаем всем, кто пришел на встречу, расширить репертуар поведения, «примерить» на себя разнообразные идеи и способы действия. Дилемма из узколичной истории превращается в некий общественно значимый экспериментальный полигон, приобретает черты универсального опыта.

«Драма-дилемма» не использует практику «завершающих сцен», смысл которых — в примирении протагониста с новой реальностью, закрытии старых конфликтов и оплате по счетам... Протагонист из базовой группы не возвращается к исходной сцене, чтобы проиграть выбранный им — из ряда предложенных — вариант решения проблемы. Он не получает, как в психодраме, волшебных возможностей happy end: «символической награды», «благодарственной речи» или «торжественного примирения». Из всех этих и множества других типов завершающих сцен наша методика предпочитает использование открытого финала. Он открыт для выбора — и для протагониста из базовой группы, и для всех его «замен», и для зрителей.

«Как книги, содержащие главы, которые нужно написать самому, психодрамы с открытым концом отражают то, что жизнь проходит сквозь непрерывную цепь опыта и циклов, которые не ограничены одной единственной фазой...» (Келлерман Питер Феликс. Психодрама крупным планом. М.: Класс. 1998. С. 201.)

Шаг седьмой. Шеринг

В шеринге, следующем за демонстрацией сцен, как правило, звучит признание участниками того, что изменился их подход к проблеме. Вместо представления об уникальности конфликта, фатальном характере собственных ошибок, несовершенства, невезения, уверенности в существовании «Я-проблемы» приходит понимание «Мы-проблемы». Мой опыт — часть общего опыта. То, что переживается мною, переживают еще сотни и тысячи людей в разной форме. Таким образом, у меня есть возможность воспользоваться чьим-то опытом, умением, поддержкой, помощью и самому предложить свой опыт, оказаться для кого-то полезным!

В шеринге всячески поощряется эмоциональная поддержка, единение с героем, альтруизм. В ходе свободной, лишенной критики и обличительного пафоса дискуссии и рассказа о пережитом во время встречи реализуется основной потенциал «Драмы-дилеммы» как группового метода психологической коррекции благодаря использованию всех видов и форм обратной связи.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Год

В этой главе речь пойдет уже не столько о методике, сколько о практике работы проекта «Драма. Импровизация. Дилемма» («ДИД»).

Надеюсь, что название, которое я выбрал для этой главы книги — «От первого лица», — извинит неизбежную субъективность рассказа, оправдает известную неполноту изложения и даже пристрастность автора в выборе материала. Искусство вообще субъективно. Образная система театра опирается на личные представления и интерпретации каждого из тех, кто причастен к этой встрече между актером и зрителем, в степени, отнюдь не меньшей, чем влияние общего прошлого культурного опыта. Так что — да здравствует собственная позиция и личная ответственность!

Среди «деятелей» — тех, кто отдает проекту свой талант, знания, опыт и организаторские способности, — люди всех возрастов. Их роли различны: от администрации и планирования до ведения молодежных групп «Драма-дилемма». От методического руководства и организации учебы режиссеров до непосредственного участия в театральном представлении (что, в свою очередь, включает предварительное решение многочисленных задач: организация зрителей, подготовка места для выступлений, переговоры с заказчиками театрального вечера или учебного семинара, написание сценариев, репетиции, сценическое выступление на публике...).

Я абсолютно уверен, что у каждого из сотен участников проекта, я уже не говорю о многочисленных зрителях-актерах в рамках разнообразных семинаров, вечеров театра-дилеммы, есть свой взгляд на то, что представляет собой сегодня этот достаточно сложный организм. Каждый мог бы рассказать о «ДИД» что-нибудь свое, сугубо личное.

Напомню, что зародыш идеи проекта возник из чисто утилитарной необходимости помочь молодым людям, у которых сложности переходного возраста драматически совпали с периодом эмиграции и вхождением в новую среду обитания. По сути, именно этот не воображаемый зритель, а вполне конкретный молодой человек становился и субъектом, и объектом нашей заботы и усилий. Инструментом же был театр.

Я бесконечно благодарен моим коллегам по проекту — руководителям и работникам отдела молодежи Всеизраильского объединения клубов (Хевра ле-матнасим) за ту работу, которую они проводили эти годы. Большинство организационных и финансовых проблем легло на их плечи. Они же на разных этапах нашего сотрудничества были не просто администраторами, а нашими единомышленниками, товарищами и настоящими «родителями» проекта. Разделение сфер влияния позволило мне сконцентрироваться на творческой работе с режиссерами и молодежными театрами. Развитие методических идей, проверка теории практикой репетиций и выступлений, организация творческих встреч, семинаров театральных групп, проведение летнего лагеря «Драмы-дилеммы», учеба режиссеров, пропаганда идей проекта по стране — вот приблизительный круг задач, за которые отвечаю я как художественный руководитель программы.

...Думаю, что самые сложные переговоры о вхождении той или иной группы в проект мне приходилось вести не с административным руководством общественных центров, а как раз с коллегами-режиссерами. Они не всегда были готовы отказаться от права оставаться лишь людьми театра, служителями чистого искусства, но расширить поле своих интересов до проблем воспитания молодежи и решения конфликтов современной жизни. Как сказал в сердцах один из моих собеседников, он «не поменяет Шекспира и Лорку на склоки коммунальной квартиры».

Я далеко не уверен, что обучать молодого актера самодеятельного театра возможно только единственным способом — опрокинув его в ситуацию классического произведения. В глубинах смысла, страстей, подтекстов несложно и утонуть, тем более если берешь лишь начальный курс плавания! В спорах о том, что первично в нашей работе: театр или воспитание, я хотел бы попытаться примирить обе позиции, а в том случае, когда это невозможно, остаюсь скорее на позициях воспитателя. Все же для актера-непрофессионала личностный рост, осознание и развитие своего «Я» приоритетнее, чем погоня за сценическим успехом.

На мой взгляд, «Драма-дилемма» для любительского молодежного театра — настоящая палочка-выручалочка. Ведь актер «ДИД» обязан обладать теми же профессиональными умениями, что и его товарищи из обычного театрального коллектива. Он должен уметь четко и правильно произносить текст, красиво и свободно двигаться по сцене. Умение работать с партнером и способность к импровизации — неотъемлемые части нашего актерского тренинга. Добавим к этому работу над образом, текстом, актерскую пристройку, гибкость и правдивость в реакциях... Выходит, что объем и уровень актерских умений тот же. Зато участие в проекте «Драма-дилемма» дает молодому актеру несомненные преимущества. Какие?

1. Наши сцены-дилеммы гораздо меньше зависят от требований к составу исполнителей. Чтобы понять, насколько это облегчает жизнь режиссера, достаточно вспомнить, как много постановочных идей не реализовались из-за того, что в труппе слишком мало участников или не хватает исполнителей мужских ролей и так далее.

2. В «драме-дилемме» у актера есть возможность гораздо раньше выйти «на зрителя». Сцены или даже целые программы «ДИД» готовятся в течение недель, в то время как постановка спектакля занимает времени от полугода и больше.

3. В отличие от обычной театральной труппы, занимающейся постановкой спектакля, участники «Театра-дилеммы» за один вечер могут сыграть несколько различных по характеру и важности ролей: от протагониста до второстепенных персонажей. Такая гибкость и «актероемкость» методики позволяют снять остроту конкуренции между «премьерными исполнителями» и тем, кому в спектакле достался эпизод или вообще пресловутое «Кушать подано!». В итоге—и опыта сценического больше, и «звездной болезнью» проще не заразиться!

К моей радости, в большинстве случаев разговоры с коллегами по театральному цеху завершались совместной работой в проекте, к взаимному удовольствию сторон. Лишь дважды победила позиция «чистого искусства», когда, призвав меня «не путать Божий дар с яичницей», собеседники оставили стол переговоров, унося свои нерастраченные таланты в тайный сумрак кулис и терпкость театральных фестивалей. А наши молодежные группы продолжали выступать в своем жанре, придумывали свои «пьесы из жизни» и с успехом работали над классической и современной драматургией, ставя Лопе де Вега и К.Чапека, У. Сарояна и А. Пушкина, Ш. Перро и израильского Ханоха Левина...

За годы существования проекта у всех его участников выработалась определенная система взаимоотношений, возникла некая структура программы. Об обязанностях исполнительного и художественного руководителей я уже писал выше. Режиссеры — ведущие групп — это следующий пласт работников «Драмы-дилеммы».

Если молодежную театральную группу я назвал фундаментом нашего общего дома, то моих коллег-режиссеров можно было бы метафорически определить как его стены. Они — это то, что обеспечивает постройке не только устойчивость, определяет ширину и высоту, но и придает всему зданию особенный, отличный от других внешний вид.

Каждый из руководителей групп — человек театра. Это проявляется и в формальном документе об окончании того или иного театрального вуза, и в самом духе творческой профессиональной работы с молодежью. При этом каждый из них еще и педагог, психолог по призванию, друг, воспитатель... Они очень разные в своих театральных пристрастиях, верности той или иной теме, школе, жанру...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.108 с.)