Шаг четвертый. «Круг жизненных историй» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг четвертый. «Круг жизненных историй»



Это не только разговоры, которые они еще раз проигрывают, тела их тоже помолодели, помолодели их нервы, сердечные фибры; они играют самих себя с самого начала, словно по памяти... Все прошлое в один миг оказывается на поверхности... Любовь к собственным демонам освобождает театр, — чтобы выгнать их из укрытий, бередят они свои душевные раны...

Я. Морено

«Выгнать собственных демонов из их укрытий», освободить себя для нового опыта — вот смысл высказывания Морено и основная задача психодрамы. Этот же принцип лежит в основе очередного этапа работы по методике «Драма-дилемма».

Из всех вышеперечисленных видов работы этот — меньше всего связан с театром, но успех «Круга жизненных историй», безусловно, становится фундаментом для дальнейшей психологической и театральной работы с группой.

Среди целей и задач этого этапа подчеркнем две основные: первая — создание атмосферы эмпатичного приятия рассказчика, его безусловная эмоционально-психологическая поддержка, и вторая — выбор жизненных историй, отвечающих определенным требованиям театра.

Если над решением первой задачи психологического плана работа велась на протяжении всей встречи и цель здесь достаточно понятна, то достижение театральной адекватности материала требует специального объяснения и постоянной заботы ведущего.

Он должен провести корабль «Драмы-дилеммы» между Сциллой (готовность рассказчика поделиться переживаниями и сомнениями, самораскрыться) и Харибдой (желание слушателей отреагировать на услышанное, узнать подробности, высказать свое отношение, приободрить...). Ведь этап «Круга жизненных историй» — всего лишь этап встречи (или же один из фрагментов цикла встреч), и нельзя позволить ему, как хорошо взошедшему тесту, выйти из берегов отведенного времени и растечься многочасовьем разговоров...

Ведущий обязан вести свой корабль избранным курсом, твердой рукой направляя группу в сторону цели — отбора конкретного материала для театральной инсценировки (а не сюжета для ток-шоу!).

В чем же особенности истории, которая отвечала бы требованиям театра?

В ней должны быть:

· внятный конфликт, требующий своего разрешения;

· главный герой-протагонист. Вся сцена выстраивается так, чтобы было абсолютно понятно, кто он — центральный герой, что именно он находится перед дилеммой и что его глазами мы видим все происходящее на сцене;

· по возможности — группа действующих лиц, а не один-два. Это позволяет выстроить сцену, в которой занято большинство участников «Круга»;

· минимум подробностей, позволяющих подготовить узнаваемое, напряженное, реалистическое действие без излишней детализации и сюжетных перипетий.

Сам процесс рассказывания организуется достаточно просто. Если форум выбрал для обсуждения одну дилемму, то группа просто делится на несколько подгрупп, каждая из которых образует свой «малый круг» из 6—10 участников. Если же работа ведется параллельно над несколькими дилеммами, то и подгруппы создаются в зависимости от выбираемых участниками тем. (В таком случае мы получаем ряд тематических «кругов».)

В каждом «малом круге», в идеале, должен присутствовать инструктор, следящий за ходом работы и соответствием требованиям жанра (см. выше). Если такой возможности нет, то перед тем, как участники разошлись по подгруппам, ведущий напоминает всему форуму специфические законы, цели и задачи «Круга жизненных историй». В ходе работы групп ведущий переходит от одной к другой, с тем чтобы:

· стимулировать высказывания;

· высказать эмпатическую поддержку;

· проверить правильность выполнения задачи;

· попытаться проследить линию рассказов, их проблематику.

Группа может либо начать рассказ по кругу, либо решить, что поделиться своей историей может любой желающий в соответствии с собственной готовностью. При этом важно заранее определить, сколько времени отводится на работу «Круга». Это необходимо потому, что приучает каждого из участников к ответственности за себя и свое решение.

К примеру, если я, с одной стороны, очень хочу завладеть вниманием «Круга» и рассказать свою историю, с другой — постоянно уступаю свою очередь кому-то, не могу справиться со стеснением и опаской быть непонятым, то это моя проблема, решать которую мне придется самостоятельно. Зная, что группе отведен определенный срок, я буду поверять силу своего желания поделиться сокровенным способностью преодолеть внутренние и внешние барьеры и взять на себя смелость вовремя предложить товарищам свою историю. Если же я решу, что у кого-то «больше болит», этот кто-то больше нуждается в том, чтобы стать протагонистом и отыграть свою историю, то и в этом случае мой отказ от исповеди будет обусловлен моей личной ответственностью за принятое решение. Я не буду вину перекладывать ни на Ведущего, ни на «Круг»: «Кто не успел — тот опоздал!»

Итак, все приготовления сделаны. «Круг» готов к рассказам. Мы просим вспомнить историю из жизни, конкретную ситуацию, когда выбранная дилемма становилась перед участниками во всей остроте, когда некий абстрактный вопрос превращался в проблему, требующую незамедлительного решения. Эти сюжеты и станут смыслом нашей работы в «малом кругу».

Наконец, все истории рассказаны. Путем обсуждения выбирается одна — самая актуальная, самая сценичная, в общем — самая-самая...

Можно определить историю-лидера и другим способом. Каждый из членов группы услышал все прозвучавшие рассказы. Он выбирает для себя тот, который кажется ему наиболее подходящим для будущего сценария, встает со своего места, подходит к автору выбранной им истории и кладет ему на плечо руку. Так образуется причудливая цепочка с разнообразными ответвлениями. Тот, к кому присоединилось больше всего участников «Круга», и станет победителем. Его сцена будет разыгрываться перед остальным форумом...

За описанием методики работы в «Круге жизненных ис-горий» как-то ушло на второй план представление об особенной важности этого этапа во всей методике «ДИД». Я неоднократно становился свидетелем одухотворяющего потенциала, который заложен в этом простом в принципе процессе: поделиться с другим собственной болью, собственной проблемой, историей из жизни... Я видел, насколько «Круг» способен размягчить сердца, поддержать, успокоить, насколько он «дышит» вниманием и эмпатией. Здесь много раз рушились стены недоверия, заслоны зависимости от чужого мнения, боязнь оказаться непонятым и отвергнутым.

Помню, как в Киеве во время семинара для молодежных лидеров одна из участниц расплакалась во время своего рассказа. Все бросились ее утешать, причем сначала было непонятно, что стало причиной столь бурных слез: история девушки выглядела довольно обычной на общем фоне. Успокоившись, она обратилась к «Кругу» со словами благодарности:

— Знаете, раньше собственные проблемы воспринимались мной как чудовищная несправедливость. В своих глазах я давно выглядела из-за этого полнейшей дурой, неудачницей, подозревала, что и другие относятся ко мне так же. И вдруг все, о чем рассказали в «Круге», так напомнило мне мою же ситуацию, мучения, страхи! Показалось, что моя история сморщилось до размеров кулачка, — у других проблемы страшнее, я теперь их больше, чем себя, жалею...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.005 с.)