Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаг пятый. «факты жизни и факты искусства»
Сценарно-режиссерская разработка в «драме-дилемме» Проект «Драма-дилемма» дал возможность использовать мой прежний богатый опыт сценариста и режиссера-постановщика театрализованных представлений. Остановлюсь подробно на проблеме сценарно-режиссерского формирования сцены-дилеммы. В основе сценарного каркаса лежат реальные события: рассказ человека, переживающего сложный этап жизни, свидетельство очевидца какого-то события, газетная статья, телевизионный репортаж и так далее. Важно, чтобы факты волновали актерскую группу, были близки аудитории. Возможно, что в основу сценарной разработки лягут «факты искусства» — вымышленная ситуация, сцена, взятая из художественного фильма, спектакля, книги... В любом случае, и факты жизни, и факты искусства должны отвечать ТЕМЕ представления и сцены-дилеммы. Тема — это круг жизненных явлений, подлежащих сценическому исследованию. Когда режиссер-сценарист (в «ДИД» это, как правило, одно лицо) выбирает тему, то он задается вопросом: О ЧЕМ, собственно, расскажет сцена-дилемма? О несчастной любви? О предательстве? О вредных привычках? Об отношениях между родителями и детьми? О службе в армии?.. После того как режиссер определил тему, он может переходить к следующему этапу формирования сценарного каркаса — формулированию сценической ПРОБЛЕМЫ. Проблема — это жизненный вопрос, который требует сценического разрешения. Проблема всегда связана с выбранной темой. Скажем, тема сцены — отношения между детьми и родителями. Проблема, которая требует своего сценического разрешения, может в таком случае формулироваться так: «Почему дети оставляют родительский дом?» Или так: «Почему родители обижаются на детей?» Проблем, соответствующих одной теме, может быть множество, но только одна из них может восприниматься как самая болевая и актуальная в данный момент. Осмысливая проблему, режиссер-сценарист как раз и выходит на необходимые ему факты жизни и факты искусства, раскрывающие выбранную проблему с разных сторон. Предположим, задавшись вопросом «Почему дети уходят из дома?», мы обнаружим следующие аспекты: · потому, что дети хотят самостоятельности; · потому, что родители их не понимают; · потому, что родители на них «давят»;
· потому, что детям хочется путешествовать, поменять страну проживания... Мы видим, что аспекты проблемы записаны в виде ответов на поставленный проблемой вопрос. Если ведущий встречи считает необходимым более полно раскрыть проблему, то сцена-дилемма строится по каждому аспекту. Возьмем для примера один из аспектов проблемы и найдем для него соответствующее сценарско-режиссерское решение. Итак, дети оставляют дом из-за того, что родители их не понимают. В подтверждение этой позиции подростка приведем факт жизни — рассказ очевидца: «Мой товарищ А. сейчас временно живет у меня. Он не решил, уйти ему из дома окончательно или вернуться, как он считает, "на муки". Отца А. раздражают длинные волосы сына, татуировка, серьга в носу. Мать выключает магнитофон ~ не выносит громкую музыку. Друзей в квартиру тоже привести нельзя. При этом родители страшно переживают за будущее своего ребенка, влезают в его школьные дела, в отношения с девчонками и так далее. Отец и мать тяжело зарабатывают на жизнь: сутками пропадают на работе. При этом отец не очень здоров — у него проблемы с сердцем». Очевидно, что молодой человек А. стоит в этой истории перед дилеммой: уйти из дома навсегда или пойти на компромисс в отношениях с родителями? Поиск решения дилеммы сценическими средствами невозможен без точной формулировки основного конфликта. Главный драматический конфликт является своеобразным энергетическим узлом, питающим сквозное действие сцены. Понятно, что в каждой «молекуле» сценического действия могут быть свои микроконфликты, не о них речь. Сейчас важно выявить именно основной конфликт, в результате которого молодой человек оказался перед непростой дилеммой. Основной конфликт указывает на разные полюсы мировоззрения конфликтующих сторон. В нашем примере между родителями и сыном отсутствует ценкостно-ориентационное единство. Родители принимают в штыки мировосприятие сына. А сына раздражает мелочная, с его точки зрения, опека родителей, их приверженность старым представлениям и догмам. Теперь, чтобы выстроить сцену-дилемму, необходимо оторваться от факта-жизни и превратить его в сценарную конструкцию, композиция которой соответствует аристотелевой модели:
· Экспозиция. · Завязка основного конфликта. · Развитие основного конфликта. · Кульминация. · Финал, или развязка основного конфликта. Напоминаю, что финал сцены-дилеммы в сценарии не разрабатывается. Разрешение конфликта в многообразии подходов — это прерогатива зрителей. Продолжим рассматривать наш семейный конфликт. Определим конфликтующие стороны, ответив тем самым на вопрос о том, кто является действующими лицами будущего мини-спектакля. С одной стороны — родители (отец и мать), с другой — сын. Назовем его Александр, Алекс. В сцене будет принимать участие и его подруга Юлька. В экспозиции, как принято, мы знакомим зрителя с действующими лицами, жизненными обстоятельствами, в которых разворачивается основной конфликт. Экспозиция Родители выносят из квартиры изношенную старую мебель, которую в первые дни после переезда в другой город получили в подарок от старожилов. Мать и отец радостно возбуждены — наконец-то купили новую, свою! Говорят о том, как их сын обрадуется переменам. Входит сын с новой прической малинового цвета, новой сережкой в носу и с новой подругой. Подруга одета ярко, но по минимуму. Остатки джинсов прикрывают стройные ноги, на плечах — то ли кофточка, то ли бюстгальтер. Пупок схвачен крупным золоченым кольцом. Молодые люди вежливо здороваются и, не замечая реакции родителей, направляются в комнату Алекса. Завязка основного конфликта Отец после минутного замешательства делает сыну замечание по поводу его вида, мать добавляет пару слов о равнодушии к семье. Сын довольно миролюбиво отшучивается, но общая атмосфера предвещает очередную «промывку мозгов»...
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.006 с.) |