Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Вводная лекция. Понятие, предмет, методы иогп.

Поиск

Калининград

История отечественного государства и права:Рабочая программа и вопросы к зачету (экзамену) для студентов заочной формы обучения/Авт.- сост. к.ю.н. Балаклеец И.И. г. Калининград: МФЮА, 2016. – 26 с.
 
 
Рассмотрены и одобрены кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол №3 от «04» октября 2016 г.
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
  © Балаклеец И.И.., 2016 © Кафедра государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин, 2016 © Калининградский филиал МФЮА, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ дисциплины «История отечественного государства и права», соотнесенной с общими целями Основной образовательной программы, является подготовка квалифицированных кадров по направлению «юриспруденция», всестороннее развитие личности (воспитание) обучающегося, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Главной познавательной целью дисциплины является изучение закономерностей и специфики государственно-правового развития России, роли государства и права в политической системе российского общества и общественной жизни, исторических типов и форм государства и права с древности до наших дней.

Дисциплина имеет огромное мировоззренческое и воспитательное значение для формирования качеств, необходимых в профессиональной деятельности по всем направлениям, обозначенным в ФГОС ВПО: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, педагогической.

 

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ курса «История отечественного государства и права» являются:

- выработка целостного представления о предмете и методологии «Истории

отечественного государства и права» как юридической дисциплины, ее связи с другими общегуманитарными и профессиональными дисциплинами, роли в фундаментальной подготовке юриста;

- конкретизация и углубление знаний об исторических типах и формах государства и права, их сущности и функциях;

- формирование целостного представления об особенностях государственного и правового развития России, об основных исторических этапах, закономерностях и особенностях становления и развития государства и права России.

- развитие профессиональных качеств на основе уяснения значимости исторических корней государственно-правовых явлений, способности осмысливать их с учетом исторического опыта прошлых поколений;

- формирование в ходе обучения ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности, развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

Воспитательные задачи учебной дисциплины: всестороннее развитие личности обучающегося в процессе подготовки к деятельности, направленной на обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому своего отечества, гражданской зрелости и общественной активности; формирование правовой культуры, уважения к правовой культуре народов России; воспитание уважения к закону, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, правам, свободам и законным интересам личности, ее охраны и социальной защиты.

Место дисциплины в структуре ОПОП

«История отечественного государства и права» относится к базовой (основной) части профессионального цикла учебных дисциплин ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция». Она изучает возникновение, развитие и смену типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных исторических периодов, рассматривает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ФГОС ВПО предусматривает, что в результате изучения дисциплины обучающийся должен знать исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; особенности государственного и правового развития России; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России.

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- предметную область, систему, содержание, принципы и категории «Истории

отечественного государства и права», ее роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности, мировоззренческих, методологических и логических основ юридического мышления;

- роль государства и права в политической системе российского общества и

общественной жизни на разных этапах истории страны;

- основные закономерности и особенности становления и эволюции государства и права

России, механизм функционирования государства и права России на разных этапах ее развития;

- историю государства и права раннефеодальных государств на Руси (IX – начало XVI

в.); историю сословно-представительной монархии в России; генезис и развитие абсолютной монархии в России; историю государства и права России в период становления и развития капитализма;

- особенности возникновения и основные этапы развития советского государства и

права;

- этапы и специфику становления и развития государства и права Российской

Федерации;

- стадии формирования различных типов права, судоустройства и судопроизводства в

России, юридический быт и правовую культуру народов России;

- специфику развития государства и права России в сравнении с другими странами.

уметь:

- использовать принципы, законы и методы изучаемой науки для решения социальных и

профессиональных задач;

- анализировать ключевые концепции эволюции Российской государственности и права;

- применять понятия с четко определенным содержанием, аргументировать и отстаивать

свою точку зрения по проблемам истории отечественного государства и права, вести аргументировано, с научной точки зрения дискуссии по проблемам истории и развития государства и права в Российской Федерации;

- использовать полученные знания о государственно-правовом развитии в прошлом для

анализа проблем настоящего времени и прогнозирования государственно-правовых процессов;

- анализировать основные правовые акты, отражающие развитие российского права;

- самостоятельно изучать и излагать письменно и устно учебный материал;

владеть:

- методами познания, необходимыми для решения задач, возникающих при выполнении

профессиональных функций

- основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и

явлений с использованием знаний изучаемой науки;

- приемами аналитического мышления, формируемого при изучении дисциплины;

- методикой подбора, изучения учебного и научного материала по проблемам истории

отечественного государства и права.

 

иметь представление:

- о месте изучаемой дисциплины в системе юридического образования

- об основных проблемах в изучении истории государства и права России

иметь навык:

- самостоятельной работы с учебной, справочной, научной литературой, нормативными актами по дисциплине;

- публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики по проблемам истории государства и права России.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
Обладание культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов (ПК -1);
Способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
Способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 4. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV- начало XVI в.в.)

Причины и особенности формирования единого централизованного Русского государства. Взаимосвязь образования единого русского государства и освобождения его от вассальной зависимости от ханов Золотой Орды. Московское государство как центр формирования великорусской народности.

Общественный строй. Изменения в социальном составе феодалов. Формирование дворянства.

Государственный механизм единого централизованного государства. Восприятие московским государством политического наследия Византийской империи, ее политической культуры и практики, государственных атрибутов (в том числе государственного герба — двуглавого орла). Провозглашение самодержавия Московских великих князей как атрибут их независимости от какой-либо иноземной власти.

Развитие права. Первый общерусский «Судебник» 1497 года.

Регулирование поземельных отношений. Начало правового закрепощения крестьян. Понятие и виды преступлений. Судебные органы. Состязательный и инквизиционный процессы.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель семинарских занятий – научить студентов анализировать памятники права, сформировать навыки практической работы с историческими юридическими документами. На семинарских занятиях рассматриваются сложные дискуссионные историко-юридические проблемы (диспуты, дискуссии, дебаты), развиваются навыки самостоятельного творческого мышления, умения юридически грамотно вести полемику по сложным государственно-правовым вопросам.

Тема семинарского занятия Вопросы, выносимые на семинар
Тема 1. Древнерусское государство и право (IX-XII в.в.) 1. Общая характеристика источников права Др.Руси. 2. Русская правда - основной источник права Др.Руси. 3.Уголовное право по Русской правде. 4. Судебный процесс по русской правде.
Тема 2. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV в.в.) 1. Причины феодальной раздробленности. 2. Новгородская судная грамота. 3. Псковская судная грамота. 4. Гражданско-правовые отношения на Руси в период феодальной раздробленности. 5. Уголовное право и процесс.
Тема 3. Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV- начало XVI в.в.) 1. Процесс образования единого централизованного государства. 2. Система управления в 14-16 вв. 3.Судебник 1497 г. – первый общерусский свод законов.
Тема 4.Сословно-представительная монархия в России (середина XVI -начало XVII в.в.) 1. Государственное управление в период сословно-представительной монархии в России. 2. Анализ памятников права: - Судебник 1550 г.; - Стоглав; - Соборное уложение 1649 г. 3. Положение церкви и церковное право в 15-17 вв.
Тема 5. Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма (конец XVII – XVIII в.в.) 1. Развитие права в России в конце 17- первой половине 18 в. 2. Уголовное право в конце 17 – первой половине 18 в. 3.Гражданское, семейное и наследственное право в конце 17- первой пол. 18 в. 4. Судебный процесс в конце 17 – первой пол. 18 в. 5. Губернская реформа 1775 г. 6. Судебная реформа 1775 г. 7. Сословное законодательство второй половины 18 в.
Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина ХIХ в.) 1.Систематизация российского законодательства. 2. Роль М.М. Сперанского. 3. Полное собрание законов Российской империи. Принципы построения. Развитие юридической мысли. 4. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845г. 5. Понятие преступления и проступка. Система преступлений. Лестница наказаний.  
Тема 7. Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина ХIХ в.) 1.Судебная реформа 1864г. 2. Источники права: дополнения к Своду законов, Собрание узаконений и распоряжений, указы, уставы, ведомственные акты. Обычное право. 3.«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1885г. 4.Вещное, обязательственное, наследственное право. Ограничение права собственности на землю по национальным и региональным признакам. 5. Правовое регулирование семейных отношений.
Тема 8. Государство и право России в начале ХХ века (1900-февраль 1917 гг.) 1.Первая Российская конституция — Основные законы Российской империи 1906г. 2.Столыпинские реформы. Аграрные реформы: указ 9 ноября 1906г. о разрешении выхода крестьян из общины; закон 14 июня 1910г.; закон о землеустройстве (май 1911г.). 3. Развитие права. Административно-полицейское право. Уголовное положение 1903г. Дальнейшее усиление буржуазных элементов в гражданском праве. Фабричное и социальное законодательство.  
Тема 9. Государство и право после Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.) 1.Законодательство Временного правительства, его непоследовательность и противоречивость. 2.Провозглашение основных прав и свобод граждан. 3.Демократизация избирательной системы.
Тема 10. Создание советского государства и права (октябрь 1917 – середина 1918 гг.) 1.Создание основ советского права. Особенности источниковой базы советского права и механизма нормотворчества. 2.Декреты СНК и ВЦИК в области гражданского, земельного, семейного, трудового, уголовного права. 3.Формирование советской судебной системы. Декреты о суде № 1, № 2, № 3.  
Тема 11. Советское государство и право в период интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.) Анализ следующих документов: 1. Кодекс законов о труде (10 декабря 1918г.). 2. Первый советский кодекс о семье и браке. 3. “Руководящие начала по уголовному праву РСФСР” (12 декабря 1919г.).  
Тема 12. Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929 гг.) 1. Кодификация советского права в период НЭПА. 2. Гражданский кодекс РСФСР 1922г. Особенности гражданско-правового регулирования в условиях НЭПА. 3. Земельный кодекс РСФСР 1922 года. 4. Трудовое право. КЗОТ 1922 года. 5. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов. 6. Кодекс законов о браке и семье 1926 г. Его отличие от Кодекса о семье и браке 1918 г. 7. Кодификация гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права.  
Тема 13. Советское государство и право в период утверждения тоталитарной политической системы (1929 – июнь 1941 гг.) 1.Тоталитарное право как феномен заидеологизированной правовой системы. 2.Правовое регулирование хозяйственной жизни. Гражданское и хозяйственное право, его особенности в период сталинизма. 3.Кредитная, финансовая и налоговая реформа 1930-1931гг. 4.Правовая основа сплошной коллективизации. 5.Уголовное право и процесс. Постановление ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 года об усилении ответственности за хищения общественной (социалистической) собственности. Закон об измене Родине 1934 года. Внесение изменений в уголовно-процессуальные кодексы союзных республик.  
Тема 14. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 –1945 гг.) 1.Закон от 1 февраля 1944 года о поправках к Конституции СССР. 2.Депортация поволжских немцев, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар, калмыков и упразднение их автономии. 3.Правовая политика германских властей на оккупированных территориях. 4.Изменения в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном праве и уголовном процессе.  
Тема 15. Советское государство и право в послевоенные годы (1946 -начало 50-х годов) 1.Политические процессы конца 40-х - начала 50-х годов: - «ленинградское дело», - дело врачей и т.д.. 2.Внесудебные репрессии. 3.Развитие права. 4.Борьба с уголовной преступностью. Законодательство об усилении уголовной ответственности за хищения государственной и личной собственности, за разбой и грабеж (1947 г.) и за иные виды правонарушений.  
Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (1953-октябрь 1964 гг.) 1.Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (1961г.) и Гражданский кодекс РСФСР (1964г.). 2.Особенности уголовного законодательства. Уголовный кодекс РСФСР (1964г.). Усиление уголовной ответственности за государственные, воинские преступления, взяточничество и т.д. 3.Развитие трудового и земельного права.  
Тема 17. Советское государство и право в условиях кризиса социализма (середина 60-х – середина 80-х гг.) 1.Разработка и принятие Конституции СССР 1977 года. 2.Расширение прав и свобод граждан и их фиктивность. 3.Борьба с инакомыслием. 4.Основы трудового законодательства СССР и советских республик (1970г.). Кодекс законов о труде РСФСР (1971г.). 5.Формирование новых отраслей права. Природоохранное законодательство. 6.Кодекс об административных нарушениях (1984г.). 7.Уголовно- процессуальный (1960г.) и гражданско-процессуальный (1964г.) кодексы РСФСР. 8.Общесоюзные основы законодательства о здравоохранении, народном образовании. 9.Кодекс о семье и браке РСФСР (1969 г.). Подготовка Свода законов СССР и Сводов законов союзных республик.  
Тема 18. Советское государство и право в период перестройки (апрель 1985 – декабрь 1991 гг.) 1. «Перестройка», ее содержание и хронологические рамки. 2.Эволюция формы правления. 3. Августовские события 1991г. Распад СССР как федеративного государства. 4. Развитие права. Разгосударствление собственности. Законы «О кооперации в СССР», «Об аренде и арендных отношениях в СССР», «О собственности». Внесение изменений в избирательную систему. Закон “О выборах народных депутатов СССР”. Ликвидация цензуры на периодическую печать. Правовая основа многопартийности. Закон “Об общественных объединениях”.  
Тема 19. Государство и право Российской Федерации (90-е годы ХХ века – по настоящее время) 1.Разработка и принятие Конституции РФ 1993г. 2. Структура органов власти и управления. 3. «Декларация прав и свобод граждан России». 4. Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами. 5. Законотворческая деятельность Федерального Собрания. Принятие Гражданского, Уголовного, Семейного, Трудового, Налогового, уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального кодексов РФ.  

 

Критерии оценки знаний студента на семинарском занятии

За каждый ответ выставляется оценка по пятибалльной системе:

- «отлично», если аттестуемый дал развернутый ответ (без наводящих вопросов), с четкими формулировками основных понятий и определений по предмету, при этом свободно владеет профессиональной терминологией, умело использует теоретические знания для решения практических задач, обладает широким кругозором знаний по смежным дисциплинам;

- «хорошо», если аттестуемый дал ответ на вопрос, с формулировками основных понятий и определений по предмету, при этом достаточно свободно владеет профессиональной терминологией;

- «удовлетворительно», если аттестуемый дал ответ, но при этом ему задавались наводящие вопросы, недостаточно четко формулирует основные понятия и определения по предмету, при этом недостаточно свободно владеет профессиональной терминологией;

- «неудовлетворительно», если аттестуемый, несмотря на то, что ему задавались наводящие вопросы, не смог ответить на вопрос, формулировками основных понятий и определений по предмету не владеет.

Доклады

Требования к структуре доклада:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Доклад оценивается преподавателем, исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки доклада.

 

Темы докладов:

1. История государства и права как юридическая наука.

2. Возникновение и характерные особенности древнерусского государства.

3. Происхождение и редакции Русской правды.

4. Предпосылки и особенности процесса централизации государства на Руси.

5. Новгородская и Псковская феодальные республики.

6. Псковская судная грамота.

7. Сословно-представительная монархия в России.

8. Судебник 1497г.

9. Соборное уложение 1649г.

10. Становление и характерные особенности дворцово-вотчинной и приказной систем управления.

11. Становление абсолютной монархии в России.

12. Перестройка центрального государственного аппарата России при Петре 1.

13. Реформа органов местного управления при Петре 1.

14. Государственно-правовые реформы Екатерины 2.

15. Создание Полного Собрания и Свода законов Российской Империи

16. Положения 19 февраля 1861г.

17. Предпосылки и подготовка отмены крепостного права в России.

18. Значение отмены крепостного права для государственно-правовой жизни России.

19. Земская реформа 1864г.

20. Судебная реформа 1864г.

21. Создание Российской адвокатуры.

22. Суд присяжных в Российской империи.

23. Городская реформа 1870г.

24. Контрреформы 80-90гг. 19в.

25. Манифест 17 октября 1905г. и его значение.

26. Февральская революция и падение самодержавия.

27. Двоевластие и его характерные черты.

28. Октябрьский переворот и провозглашение Сов. власти.

29. Конституция РСФСР 1918г.

30. Становление и развитие советских органов государственной безопасности.

31. Военный коммунизм и его основные черты.

32. Причины и ход образования СССР.

33. Декларация и договор об образовании СССР.

34. Конституция 1924г.

35. НЭП и его сущность.

36. Конституция СССР 1936г.

37. Развитие советского государства и права в 1950-60гг.

38. Конституция 1977г.

39. Распад СССР и его последствия.

40. Конституция 1993г.

41. Декларация прав народов России, ее юридическое и политическое значение.

Критерии оценивания доклада:

«отлично» – детерминирующая идея отражает глубокое понимание, содержание доклада соответствует теме; речь грамотна, используется профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии уверенных знаний по теме доклада;

«хорошо» – основная идея содержательна, речь грамотна, используется преимущественно профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии знаний по теме доклада

«удовлетворительно» – идея ясна, но тема не раскрыта; профессиональная лексика используется эпизодически; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить поверхностные знания по теме доклада;

«неудовлетворительно» - основная идея поверхностна или отсутствует; профессиональная лексика не используется; ответы на дополнительные вопросы не даны.

 

Контрольные вопросы и система оценивания

Задания

1. Что такое родовая община у восточных славян?

2. Что способствовало появлению процессов имущественного и социального расслоения у восточных славян?

3. Как называется форма правления государства Киевская Русь?

4. Что означал очередной порядок престолонаследия в Киевской Руси?

5. Наследственное право Киевской Руси предполагало переход наследства в первую очередь к________

6. Что такое феодальная раздробленность?

7. При ком сложилась система кормлений на Руси?

8. Какой новый состав преступления впервые вводит Судебник 1497 г.?

9. К каким изменениям в государственном строе России привели реформы Ивана IY?

10. Какие новые решения в годы Смуты Земский Собор был вынужден принимать, не входившие ранее в его компетенции?

11. Какую реформу незадолго до смерти начал, но не успел довести до конца царь Алексей Михайлович?

12. Что такое «петровские регламенты»?

13. Что такое коллегия?

14. Что такое союзы племен (племенные княжения) у восточных славян?

15. Какие функции выполняло вече у восточных славян?

16. Кого относили к челяди в Киевской Руси?

17. Какая из редакций Русской Правды отразила процессы социального расслоения общества, оформление привилегий феодалов, зависимое положение смердов?

18. Что такое удел?

19. Какую кражу Псковская судная грамота считала квалифицированной?

20. Когда было упразднено местничество в Московском государстве?

21. Что означало выражение Судебника 1497г. «облиховать», назвать «ведомо лихими» людьми?

22. Кто имел право «облиховать»?

23. В какой период государственной истории Земские соборы в России превратились в органы высшей власти?

24. В каком из перечисленных правовых памятников впервые встречается положение о том, что закон не имеет обратной силы?

25. В каких делах Соборное уложение применяло розыскной процесс?

26. В каких делах Соборное уложение применяло состязательный процесс?

27. Какой процесс, свойственный абсолютизму, отразил петровский указ «О единонаследии» 1714г.?

28. Какие виды квалифицированной смертной казни упоминались в петровском уголовном законодательстве?

29. Раскройте термины: Поток и разграбление в Киевской Руси; Сословно-представительная монархия; Приказ Тайных дел; Аркебузирование.

30. О каких событиях рассказывает автор «Повести временных лет»?: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица… И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

31. В какой редакции Русской Правды содержится следующая норма? «Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны сестры».

32. Кто был хранителем государственной казны в Новгородской феодальной республике?

33. Заполните пропуски: Псковская судная грамота делила имущество на движимое, оно называлось _________________, и недвижимое, называвшееся ___________________.

34. Какой юридический документ стал символом вассальной зависимости русских князей от ордынских ханов?

35. Какой порядок престолонаследия ввел Дмитрий Донской после победы на Куликовом поле?

36. Как назывался государственный налог в XVI веке?

37. Перечислите основные положения 57 статьи Судебника 1497 г.

38. Какую роль сыграл Земский собор 1613 г. в истории Российского государства?

Задачи

Задачи к Русской Правде

41.Святополк на спор оседлал чужого коня и проехался по улицам города. Будет ли он наказан в судебном порядке? Если да, то, какое наказание его ждет?

42.На рынке гончар Матвей купил овцу и уплатил мытнику торговую пошлину. Но по дороге домой он встретил соседа, который заявил, что эта овца была украдена у него вчера ночью. В доказательство сосед показал метку за ухом у овцы. Каким образом суд решит этот спор? Ждет ли Матвея наказание?

43.Уходя в поход, дружинник Олег оставил на хранении у соседа сундук с одеждой. Вернувшись из похода, Олег подал жалобу, что из сундука пропали некоторые вещи. Каким будет решение суда?

44. Из Константинополя в Киев приехал торговать грек Димитрис. Вскоре у него занял на две недели крупную сумму денег местный купец Иван. Через две недели деньги не были возвращены. Грек обратился в суд, который установил, что Иван давно должен всем купцам в округе. Одному из купцов Иван уже два годы платит проценты по долгу. К тому же, Иван подрядился поставить для княжеского дворца бревна, взял на это деньги и не выполнил своего обязательства. Какое решение примет суд по этому делу? Что ждет Ивана?

45.Два киевских купца взяли у товарищей товар на продажу и пустились в долгий путь. По дороге они расстались. Один загулял в ближайшем селе и все пропил. Другой продолжил поездку, но был ограблен разбойниками в районе Днепровских порогов. Когда оба вернулись в Киев с пустыми руками, кредиторы подали иск о взыскании с них долга. Чем закончится это судебное разбирательство?

46.На княжеский двор прибежал Осип, избитый до крови. Он заявил, что на него напали на соседней улице. Какие действия должны предпринять власти?

47.Ночью в доме боярина Давыда поймали вора, связали его и заперли в чулане. Утром вор оказался мертвым. Имело ли место нарушение закона? Как будет наказан виновный, если закон был нарушен?

48.Холоп Юшка несколько раз сильно ударил палкой купца Николу, с которым враждовал хозяин Юшки, боярин Глеб. После этого Юшка спрятался в доме своего хозяина, а Глеб отказался выдать виновного правосудию. Как должны в этой ситуации действовать представители власти?

49.Смерд Даниил занял у боярина деньги, стал закупом, но сбежал, не уплатив долга. Когда его поймали и привели в суд, Даниил показал синяки и ссадины и заявил, что пьяный боярин едва его не убил. Это и стало причиной побега. Какое решение и в чью пользу примет суд?

50.На пиру случилась драка, в которой дружинник Свинельд отсек мечом палец одному гостю и вырвал клок бороды у другого. Что ждет буяна? Почему именно так суд назначил наказание?

51.Умер боярин Владимир, остались у него вдова, один взрослый сын, двое маленьких сыновей и семнадцатилетняя незамужняя дочь. Да еще у боярина были незаконные сын и дочь от рабыни, которую он горячо любил. Кому и что из наследства должно достаться?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и периодизация курса истории государства и права России.

2. Киевская Русь: происхождение, государственный строй и форма правления.

3. Особенности общественно-политического устройства русских земель в период государственной раздробленности.

4. Положение русских княжеств под игом Золотой Орды и в составе Великого княжества Литовского

5. Этапы объединительного процесса. Общественное и государственное устройство Московской Руси в конце ХV- начале ХVI вв.

6. Эволюция самодержавия в ХVI в. Формирование сословно-представительной монархии и ее особенности.

7. Российское государство в ХVII в.

8. Становление древнерусского права. «Русская правда».

9. Особенности развития права в период государственной раздробленности. Новгородская Псковская судные грамоты.

10. Развитие права в ХV – ХVI вв. Судебники 1497 и 1550 гг.

11. Соборное Уложение 1649 г. как свод права.

12. Эволюция правовых норм и судебного процесса в Древней и Средневековой Руси.

13. Крепостное право в России: история законодательства.

14. Особенности и этапы эволюции российского абсолютизма. Изменения в государственном механизме в XVIII в.

15. Формирование новой системы права в ХVIII в. Нормы уголовного, гражданского и процессуального права.

16. Понятие о сословиях. Сословные реформы Петра I и Екатерины II.

17. Изменения в государственном строе в первой половине ХIХ в.

18. Расширение территории империи и особенности управления национальными окраинами в ХIХ в.

19. М.М. Сперанский и систематизация права. Свод законов Российской империи.

20. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

21. Правовое и поземельное положение крестьян по документам крестьянской реформы.

22. Судебная реформа 1864 г.

23. Земская (1864) и городская (1870) реформы.

24. Военные реформы. Реформа полиции и пенитенциарной системы.

25. Контрреформы 80-90-х гг.

26. Государственный строй России накануне революции 1905-1907 гг.

27. Реформы государственного строя в период революции.

28. Манифест 17 октября 1917 г. Прерогативы власти монарха, Государственной думы, Государственного совета, Совета министров по Основным законам Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г.

29. Состав и устройство Государственной думы в дореволюционной России. Порядок выборов.

30. Третьеиюньский государственный переворот. Манифест 3 июня 1907 г. и новое Положение о выборах. Третьеиюньская монархия.

31. Развитие гражданского и уголовного права в начале ХХ в. Аграрное законодательство П.А.Столыпина

32. Государство и право в период Первой мировой войны.

33. Февральская революция. Законодательство Временного правительства.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и периодизация курса истории государства и права России.

2. Киевская Русь: происхождение, государственный строй и форма правления.

3. Особенности общественно-политического устройства русских земель в период государственной раздробленности.

4. Положение русских княжеств под игом Золотой Орды и в составе Великого княжества Литовского

5. Этапы объединительного процесса. Общественное и государственное устройство Московской Руси в конце ХV- начале ХVI вв.

6. Эволюция самодержавия в ХVI в. Формирование сословно-представительной монархии и ее особенности.

7. Российское государство в ХVII в.

8. Становление древнерусского права. «Русская правда».

9. Особенности развития права в период государственной раздробленности. Новгородская Псковская судные грамоты.

10. Развитие права в ХV – ХVI вв. Судебники 1497 и 1550 гг.

11. Соборное Уложение 1649 г. как свод права.

12. Эволюция правовых норм и судебного процесса в Древней и Средневековой Руси.

13. Крепостное право в России: история законодательства.

14. Особенности и этапы эволюции российского абсолютизма. Изменения в государственном механизме в XVIII в.

15. Формирование новой системы права в ХVIII в. Нормы уголовного, гражданского и процессуального права.

16. Понятие о сословиях. Сословные реформы Петра I и Екатерины II.

17. Изменения в государственном строе в первой половине ХIХ в.

18. Расширение территории империи и особенности управления национальными окраинами в ХIХ в.

19. М.М. Сперанский и систематизация права. Свод законов Российской империи.

20. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

21. Правовое и поземельное положение крестьян по документам крестьянской реформы.

22. Судебная реформа 1864 г.

23. Земская (1864) и городская (1870) реформы.

24. Военные реформы. Реформа полиции и пенитенциарной системы.

25. Контрреформы 80-90-х гг.

26. Государственный строй России накануне революции 1905-1907 гг.

27. Реформы государственного строя в период революции.

28. Манифест 17 октября 1917 г. Прерогативы власти монарха, Государственной думы, Государственного совета, Совета министров по Основным законам Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г.

29. Состав и устройство Государственной думы в дореволюционной России. Порядок выборов.

30. Третьеиюньский государственный переворот. Манифест 3 июня 1907 г. и новое Положение о выборах. Третьеиюньская монархия.

31. Развитие гражданского и уголовного права в начале ХХ в. Аграрное законодательство П.А.Столыпина

32. Государство и право в период Первой мировой войны.

33. Февральская революция. Законодательство Временного правительства.

34. Становление и развитие Советского государства в период революции и гражданской войны (1917-1920)

35. Создание основ советского права и системы правоохранительных органов. Конституция 1918 г.

36. Советское государство и право в 20-е гг. Кодификационные работы.

37. Образование СССР.

38. Национально-государственное строительство 20-30-х гг.

39. Утверждение командно-административной системы в 30-е гг.

40. Право 30-х гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.97 (0.012 с.)