Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как распознавать директивное поведениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Известны пять директив: Будь совершенным/совершенной Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица. Вы уже знаете, как использовать такие "ключи доступа" для поведенческого диагноза состояний Я. Для выявления директивных поведенческих проявлений нужно будет просто сжать временную шкалу. Обычно директивное поведение длится от полсекунды до одной секунды. Чтобы освоить наблюдение таких быстротечных явлений потребуется определенная практика. Но скоро оно станет вашей второй натурой. Как и в случае поведенческого диагноза в целом, тут важно предупредить против интерпретации, истолкования результатов наблюдения. Не "приписывайте" ничего к тем поведенческим проявлениям, которые вы действительно видите или слышите. Например, наблюдая за мной, у вас может возникнуть искушение сказать, что у меня "строгий вид". Но что именно в моем лице, теле и голосе вы истолковываете как "строгость"? Какие мышцы у меня напряжены? Какой у меня голос – низкий, высокий, громкий, резкий? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю руками? Чтобы научиться выявлять директивы, наблюдайте за этими "ключами доступа" к ним. Ниже приводится список характерных признаков для каждой из директив. Будь Совершенным/Совершенной Слова: Человек, который выполняет эту директиву, часто употребляет вводные слова и предложения, например: "Сегодня, как я уже говорил, я расскажу вам о директивах." Могут использоваться также другие слова и предложения наподобие приведенных выше. Они играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Типичные примеры: так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, несомненно, наверное, как мы видели. Другой характерный признак состоит в том, что говорящий может излагать свою мысль по пунктам, называя цифры или буквы, например: "Тема нашего занятия сегодня – первое – директивы; и – второе – их отношение к минисценарию". Интонации: Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий. Жесты: Считает на пальцах, сопровождая произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте "мыслителя". Может сводить руки, так что кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву "Л". Этот жест получил название "домика". Положение тела: Нередко как у Взрослого. Прямое, уравновешенное вокруг центральной оси. Выражение лица: Глаза смотрят вверх (реже вниз) и в сторону, обычно в момент, когда делается пауза. Человек как бы пытается прочесть "совершенный ответ", написанный где-то на потолке или на полу. Рот при этом слегка напряжен, уголки губ слегка оттянуты назад. Нравься Другим Слова: Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко использует конструкции типа "за здравие – но – за упокой", которые мы уже упоминали в качестве ключа к сценарию "После". "Мне очень понравилась ваша лекция, но не знаю, запомню ли я то, о чем вы рассказывали." Такой человек часто будет вставлять в речь вопросительные слова и фразы: Хорошо? Да? У тебя все нормально? Что-то вроде...? Типа...? Интонации: Голос высокий с писклявой интонацией, обычно повышается в конце каждого предложения. Жесты: Разводит руками, ладони обычно раскрыты. Кивает головой. Положение тела: Плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику. Выражение лица: Человек, который выполняет директиву "Нравься Другим", нередко будет смотреть на вас немного опустив лицо. Поэтому ему приходится приподнимать брови. При этом на лбу у него образуются горизонтальные морщины. В то же время рот его принимает форму подобия улыбки. Однако в отличие от подлинной улыбки директивное выражение губ более напряженное. Верхние зубы обнажены, а иногда видны и нижние. Упорно Пытайся Слова: Человек, выполняющий эту директиву, будет употреблять слова " пытаться ", " пробовать ". "Я пытаюсь объяснить тебе, что..." При таком директивном использовании слова "пытаться" оно всегда означает: "я попытаюсь сделать это вместо того, чтобы сделать". Другие типичные слова: трудно, не могу, что вы говорите?, не понял, это нелегко..., а также вопросительные междометия вроде ага? э? Интонации: Такой человек иногда напрягает мышцы гортани, так что голос его звучит сдавленно или приглушенно. Жесты: Нередко прикладывает руку к бровям или к уху, будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы могут быть сжаты в кулаки. Положение тела: Как и в случае "Нравься Другим", нередко наклоняется вперед. Руки могут лежать на коленях. Общее впечатление сутулости. Выражение лица: Частый признак директивы "Упорно Пытайся" – две вертикальные складки над переносицей. Глаза могут быть сощурены, а иногда и все лицо сморщивается, покрываясь напряженными морщинами. Будь Сильным/Сильной Слова: Человек, который выполняет эту директиву, нередко будет использовать фразы, передающие мысль: "я не несу ответственности за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами". "Ты заставляешь меня сердиться." Говоря о себе, он нередко будет использовать обезличивающие слова вроде человек, люди, вы, мы. "Похоже, что…" (вместо "мне кажется, что…") Интонации: Голос монотонный, обычно низкий. Жесты: Для этой директивы характерно отсутствие жестикуляции. Положение тела: Нередко наблюдаются "закрытые" позиции. Руки могут быть сложены или скрещены на груди. Нога может быть перекинута за ногу или образовывать "четверку", когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой. Все тело выражает неподвижность. Выражение лица: Лицо бесстрастное и ничего не выражает. Торопись Слова: Торопись, быстрее, вперед, пошли, нет времени на... Интонации: Голос отрывистый, напоминает пулеметные очереди. Иногда человек, выполняя эту директиву, говорит так быстро, что проглатывает слова. Жесты: Постукивает пальцами, притопывает или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает на часы. Положение тела: Характерное положение отсутствует, но общее впечатление такое, будто человек находится в непрерывном движении. Выражение лица: Направление взгляда часто и быстро меняется. Отдельный ключ сам по себе не является признаком директивы Чтобы с уверенностью диагностировать директиву, нужно обнаружить одновременное присутствие нескольких характерных для нее признаков. Не делайте выводы на основании одного признака. Например, услышав, что я говорю "я попытаюсь...", вы можете заключить: "Ага! Он выполняет директиву "Упорно Пытайся". Но это вовсе не обязательно так. Если бы вы обратили внимание на другие поведенческие ключи, то могли бы заметить, что губы у меня поджаты, что я смотрю в потолок и загибаю пальцы. Эти сигналы свидетельствуют скорее всего о том, что я выполняю директиву "Будь Совершенным". С другой стороны, мои слова "я попытаюсь..." могли бы сопровождаться и поведенческими сигналами, указывающими, что я нахожусь в состоянии Взрослого и никаких директив не выполняю. ГЛАВНАЯ ДИРЕКТИВА Каждый из нас демонстрирует все пять форм директивных поведенческих реакций. Однако в поведении большинства людей какая-то одна директива звучит чаще других. Нередко эта же директива выполняется первой в ответ на транзакционный стимул. Поэтому она получила название главной директивы. У некоторых имеется две главных директивы, выполняемых с равной частотой. Гораздо реже можно встретить людей, у которых три главных директивы или более. *** УЧИМСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДИРЕКТИВЫ Если у вас есть телевизор, найдите в программе какое-нибудь телеинтервью. Используйте его, чтобы поупражняться в посекундном отслеживании директивного поведения. Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу. Затем просмотрите ее на медленной скорости или используя стоп-кадры. Сравните свои наблюдения с результатами первого посекундного отслеживания. Понаблюдайте за разными личностями, которых часто можно увидеть на экране, например, телекомментаторами. У кого из них какая главная директива? Отличается ли главная директива вашего самого любимого комика от главной директивы самого нелюбимого политика? Какая ваша главная директива, как вы считаете? Запишите ответ. Теперь проведите объективную проверку. Попросите, чтобы за вами понаблюдал кто-нибудь, кто знаком с ключами директивного поведения, или запишите себя на видеомагнитофон и просмотрите запись. Оправдалось ли ваше первоначальное предположение насчет своей главной директивы? Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет "клиентом", кто "терапевтом", а кто "наблюдателем". Клиент в течение трех минут рассказывает терапевту что-нибудь несложное. Терапевт слушает, как-то откликаясь на этот рассказ, и следит за временем. Наблюдатель, вооружившись ручкой и бумагой, отмечает директивы, обнаруженные в поведении клиента и терапевта. (Чтобы не усложнять задание, на первых порах наблюдатель может сосредотачиваться только на поведении клиента.) По истечении трех минут наблюдатель сообщает о выявленных им симптомах директивного поведения. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение. Отмечайте признаки директивного поведения в повседневных взаимодействиях между людьми. Упражняйтесь в выявлении директив на работе, в магазине, в транспорте, во время случайных разговоров с друзьями. Не говорите людям, что ведете такие наблюдения, если не уверены, что это их интересует. ***
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.18 (0.01 с.) |